Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Гимназические ценности

Что в имени тебе моем?

Начиная поиски учебного заведения для будущего первоклассника, родители бросают взгляд вокруг: «Где тут у нас поблизости гимназии?..» Обычные школы сперва в расчет не берутся – остаются на случай неудачи с «престижным» поступлением. Но вряд ли кто-то из них с определенностью может объяснить, что ожидает увидеть за вывеской «гимназия». Все больше стандартные «языки», «компьютеры», «поступление в вузы»… По сути, набор, который можно найти в хорошей общеобразовательной школе. Если решим поинтересоваться предназначением гимназии у тех, кто в ней работает, нам станет понятно, почему родители не смотрят шире: в России даже у педагогов нет формулировок о смысле гимназического образования, которые бы принимались абсолютно всеми и создали бы образ гимназиста. В каждом образовательном учреждении на этот счет имеется собственная позиция.

Как признавались участники конференции «Гимназия в условиях модернизации общего образования», собравшей гимназических работников в московской гимназии № 45, ехали они за решением проблем. Но вопросы, на которые искали ответы – в чем заключается миссия этого типа учебного заведения, какие критерии к качеству обучения следует предъявлять, – неожиданно задали им самим: организаторы конференции, поняв, что ожидание спущенных «сверху» внятных, задокументированных слов на этот счет затягивается, взялись выработать общие положения силами приглашенных.

Работая в группах, сотрудники столичных и подмосковных гимназий обменялись опытом, не без труда обобщили эту информацию и выработали следующую концепцию:

«Наша принципиальная позиция заключается в том, что основная функция гимназии – воспитывать творческую интеллигенцию, развивать интеллект, духовно-нравственный и личностный потенциал. Подчеркиваем, воспитывать не лидера, хотя сейчас модно говорить об этом: мы отрицаем воспитание лидера, близкого к сверхчеловеку.

Другая ведущая идея – гимназия должна нести в себе российские образовательные традиции. И нельзя забывать о системности, потому что только система обеспечивает результат.

В гимназии происходит формирование критического мышления, позволяющего участникам образовательного процесса отбирать информацию, оценивать ее, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Для этого есть специальные технологии. В основном с ними работают психологи, и все это сегодня есть.

После того как у детей появилась способность работать с информацией, приступаем ко второй позиции: формированию общечеловеческих ценностей. Они всем известны – это знаменитые десять заповедей.

Далее мы заявляем о развитии у гимназиста компетентностей: ему понадобится способность общаться, самообучаться всю жизнь, уметь принимать решения и т.д. К компетенциям можно подходить с точки зрения различных научных теорий – компетенций описано много. Но, думается, гимназии должны следовать тому, к чему идет Европа и что делает нас участниками Болонского процесса. Понятие «компетентностный подход» появилось в 60-е годы прошлого века. В 90-е годы Совет Европы выделил из мировой практики часть ключевых на сегодняшний день компетенций. И поскольку это им принято, нам трудно отказаться.

И, конечно, мы отмечаем индивидуальный, или гуманитарный, подход к обучению. Задача гимназий – вести каждого ученика».

Внешне заданного стандарта не дано гимназиям и по качеству образования. Но на аттестации государство требует от руководства учебного заведения предъявлять планку, которую гимназия сама для себя установила. Иначе говоря, внутренний стандарт. Понятно лишь, что он не может быть ниже установленного государством «уровня цен»…

Московская конференция не сумела, как в случае с миссией, обобщить опыт учебных заведений, которые они представляли, – критерии качества у них слишком различны. Коллеги договорились к следующей встрече познакомиться как можно с большим количеством гимназий России, сравнить их установки, найти схожие черты, выделить интересные инновации и грядущую конференцию провести в этом отношении более результативно.

«Управление школой» тоже пытается внести свою лепту в дело составления списка основных критериев качества образования в гимназии, от которого директор сможет оттолкнуться, и делится материалом, накопленным в ходе журналистской работы.

МОУ Общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» г. Красноярска – в таком статусе открыто с 1995 года. У директора Александры Ивановны Прониной с коллегами разработан целый критериальный комплекс, состоящий из четырех групп критериев.

I группа

  1. Критерии социокультурного развития учащихся:
    • Школьная и внешкольная успешность (успеваемость, степень обученности, освоение образовательного стандарта, участие в олимпиадах и НОУ, конкуренто¬способность).
    • Ориентация на истинные ценности (природа, семья, Отечество, труд, знания, культура, свобода, здоровье и т.д.).
    • Культура общения и поведения (соблюдение социальных норм общения, умение конструктивно разрешать конфликты).
    • Социальная адаптированность к произвольному контролю своего поведения (способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность).
  2. Критерии психического развития школьников:
    • Особенности когнитивной сферы (уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность).
    • Личностные особенности (учебная мотивация, особенности самосознания).
  3. Критерии физического развития школьников:
    • Состояние здоровья (соответствие физического развития возрастным нормам, индекс здоровья, заболеваемость, утомляемость).
    • Ориентация на здоровый образ жизни.

II группа

  1. Содержание основного и дополнительного образования.
  2. Характер используемых здоровьесберегающих технологий.
  3. Содержание, организация и формы внеклассной воспитательной работы.
  4. Организация учебно-воспитательного процесса (сменность занятий, наполняемость классов, особенности расписания).

III группа

  1. Учебно-методическая обеспеченность (наличие современных учебников, дидактических материалов, информатизация образовательного процесса, библиотека).
  2. Качество кадров (укомплектованность согласно штатному расписанию).
  3. Материально-техническая оснащенность.
  4. Санитарно-гигиенические условия.

IV группа

  1. Социальный статус гимназии.
  2. Удовлетворенность учащихся и их родителей качеством образования, предоставляемого гимназией.

Опыт гимназии № 10 иностранного ныне города Минска мы тоже советуем взять на вооружение. Если российское образование «подпитывается» идеями в дальнем зарубежье, рискуя вырастить «мутантов» на нашей, не приспособленной для этого почве, то критерии качества образования из Беларуси, близкой нам по всем параметрам, «противопоказаний к применению» не имеют:

  1. Физическое здоровье.
  2. Комфортность пребывания в образовательном учреждении для всех участников образовательного процесса.
  3. Умение вести здоровый образ жизни.
  4. Сформированность основной умственной и практической деятельности.
  5. Адаптация к условиям рынка труда.
  6. Успешность обучения.
  7. Востребованность способностей и образованности выпускников обществом.
  8. Усвоение учебных программ.
  9. Коммуникабельность.
  10. Законопослушность.
  11. Гражданская позиция (сформированная).
  12. Уровень обученности и обучаемости.
  13. Адекватная самооценка личности.
  14. Умение учиться.
  15. Умение действовать в ситуации неопределенности.
  16. Воспроизводство системы образования.
  17. Профессиональный уровень педагога.
  18. Владение новыми информационными технологиями.
Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru