Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2005

Курсы повышения квалификации

Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА

Здоровьесберегающая школа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 7

Эффективность здоровьесберегающей деятельности школы

Целью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья учащихся.

Важно подчеркнуть, что школа должна содействовать сохранению здоровья детей методами, доступными любому образовательному учреждению. К сожалению, значительная часть учреждений образования вводит обучение по инновационным программам без оценки их влияния на здоровье учащихся. Школы в рамках региональных и школьных «программ здоровья» используют без должного медицинского контроля, а в некоторых случаях – при отсутствии необходимых специалистов – медицинские приборы и препараты, биологические добавки, а также различные виды тренажеров, «авторские» методики оздоровления и т.п. Все это неминуемо отражается на состоянии здоровья учащихся.

Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья осуществляется различными методами: физиологическими, психофизиологическими, гигиеническими; проводится оценка состояния здоровья, физического развития учащихся и т.д.

Наиболее распространенным методом оценки эффективности проводимых в образовательных учреждениях здоровьесберегающих мероприятий остается динамический контроль показателей здоровья и оценка заболеваемости как одного из качественных параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся. Так, по данным медицинских обследований, частота хронических болезней и заболеваемость значительно выше у учащихся в школах нового вида (лицеях, гимназиях).

Гигиенические методы используются для оценки санитарного состояния учебных и вспомогательных помещений школы, а также анализа учебной и внеучебной нагрузки, режима дня детей в семье и т.д.

Для оценки состояния здоровья в настоящее время применяются физиологические методы, позволяющие охарактеризовать функциональное состояние различных систем организма ребенка, напряжение адаптации в процессе обучения.

Наиболее часто проводится оценка состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Достаточно широко для оценки эффективности здоровье¬сберегающей деятельности применяется также психофизиологический мониторинг, в процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная выносливость, утомляемость и т.д.

В последнее время для оценки эффективности здоровье¬сберегающей деятельности используется метод анкетирования. Анкетирование часто применяется для оценки состояния физического и психического здоровья, степени влияния гигиенического воспитания на формирование адекватных мотиваций в отношении здоровья, выработки определенных гигиенических навыков и т.д.

Таким образом, существующие разнообразные методы оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ направлены на оценку эффективности какого-либо одного или ряда факторов здоровьесбережения и не могут в достаточной мере дать оценку эффективности всего процесса в целом.

Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья МО РФ была разработана и применена методика мониторинга, которая позволяет провести комплексную и всестороннюю оценку здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе и анализ ее эффективности.

Разработанная методика позволяет изучить не только состояние здоровья и заболеваемость школьников, но также оценить психоневрологический статус учащихся; уровень физического развития и двигательной подготовленности; санитарно-гигиенические условия организации учебного процесса; режим дня, двигательную активность, физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия; педагогическую деятельность в области ЗОЖ и т.д. То есть методика позволяет провести анализ по всем направлениям здоровьесберегающей деятельности как в одной школе, так и в школах города, региона, республики.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "metro". Новости Москвы, Санкт-Петербурга, России и мира, происшествия, деньги, спорт, фото и видео, развлечения, мода, пресс-релизы (магазин радиоуправляемых машин, эксклюзивная мебель и всё для интерьера, идеи букетов, популярные вакансии для подработки студентам, охота и многое другое), рубрика было/не было, реклама в газете и на сайте. Для просмотра перейдите по ссылке: http://www.metronews.ru/.

Результаты мониторинга в начальных и старших классах более чем 1,5 тысяч школ разных регионов России позволили выявить наиболее существенные маркеры эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Эффективность деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья, полнота и системность проводимой работы определяются комплексом показателей:

  • рациональная организация учебного процесса;
  • рациональная организация режима дня школьников;
  • состояние здоровья и текущая заболеваемость. Функциональное состояние и напряженность организма школьников;
  • физическое развитие и физическая подготовленность учащихся;
  • отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Рациональная организация учебного процесса

Важнейшим показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ остается рациональная организация учебно-воспитательного процесса, в условиях которой получение разносторонних знаний не сопровождается ухудшением здоровья школьников. Рациональная организация учебного процесса позволяет снизить «физиологическую цену» адаптации и повысить эффективность обучения.

Особенно важно контролировать организацию учебного процесса в случае введения инновационных программ. Необходимо помнить, что рациональная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья и работоспособности школьника, а усложнение и интенсификация программ часто создают предпосылки для формирования психологического дискомфорта, школьного стресса, школьных неврозов и приводят к ухудшению физического и психического здоровья.

Эффективность организации учебной деятельности определяется соответствием ее составляющих (величина учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание и т.д.) гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН).

Рациональная организация режима дня школьников

Режим дня школьников – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток; он должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности.

Установлено, что нерационально организованный режим приводит к резкому снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников. Взрослый человек довольно долго может справляться с отрицательными последствиями нарушений режима дня и не замечать ухудшения своего здоровья. Что же касается детей, то любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители, но и школа не может оставаться в стороне. Безусловно, педагог должен объяснять детям и родителям необходимость соблюдения режима. Кроме того, учитель обязан знать, что любая учебная перегрузка неминуемо скажется на структуре режима дня, поскольку увеличивает время на приготовление домашних заданий и уменьшает время сна и прогулки.

Проанализировать режим дня школьников можно с помощью анкеты «Режим дня школьника».

Анкеты «Режим дня школьника» в начальных классах заполняются родителями, а в средних и старших классах – школьниками под контролем преподавателя. Необходимо в течение одной недели подсчитать и внести в анкету время (в часах и минутах), затраченное учащимся на каждый элемент режима (продолжительность ночного сна, приготовления домашних заданий, прогулки, занятий на компьютере включая игры, и т.д.).

Затем в каждой индивидуальной анкете подсчитывается (в часах и минутах) продолжительность каждого элемента режима в среднем за неделю и сравнивается с гигиеническими нормативами.

Разумеется, подсчитать время, затраченное на те или другие режимные моменты каждым учеником в классе, дело не простое, но важное и полезное. Во-первых, анализ режима дня поможет понять, почему одни учащиеся успешно справляются с учебной нагрузкой, успевают отдохнуть, не переутомляются, а другие – пребывают в состоянии спешки и постоянного «не успел», устают, недосыпают и т.д. Во-вторых, ¬педагоги и родители (а здесь можно добиться результата, действуя только совместно) получают интересный и нужный материал, позволяющий выстроить эффективную работу по сохранению здоровья учащихся. В-третьих, показатели режима дня очень важны для оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Состояние здоровья и текущая заболеваемость

На состояние здоровья детей большое влияние оказывают такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия; большое значение имеют и «школьные факторы риска», негативно влияющие на здоровье школьников.

Состояние здоровья учащихся констатирует врач. На основании медицинских карт определяется группа здоровья (I, II, III и т.д.), а также медицинская группа для занятий физической культурой: основная, подготовительная или специальная. Текущую заболеваемость учащихся можно оценить используя таблицу, которая заполняется совместно медработником (желательно врачом) и классным руководителем.





Анализ заболеваемости школьников проводится следующим образом. Учитываются данные о количестве дней, пропущенных по болезни (определяется по классному журналу и сверяется с медицинскими справками). Подсчитываются на каждый месяц пропуски учебных дней по болезни по классу в целом, затем в среднем на 1 учащегося. Анализ заболеваемости позволит выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия: снижение учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года, увеличение количества Дней здоровья и спорта, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий и т.п.

Заболеваемость сама по себе не может быть единственным показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, но ее учет необходим. Наиболее показательным является количество детей в классе, не болеющих на протяжении учебного года. Их число характеризует эффективность и комплексность решения проблем оздоровления в данном образовательном учреждении.

Хотим еще раз подчеркнуть, что решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников возможно только при постоянном контроле за состоянием здоровья и развитием учащихся, осуществляемом совместно педагогами и медицинскими работниками.

Функциональное состояние и напряженность организма школьников

Большое влияние на психическое здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правил организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и утомления и т.д.

Для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся важно проследить изменение психического здоровья школьников. Для этого можно использовать анкеты (тесты) оценки психического и функционального напряжения организма учащихся.

Анализ результатов поможет педагогу лучше узнать учащихся и учитывать их психологические и индивидуальные особенности при организации учебно-воспитательного процесса.

По данным мониторинга, психологическое состояние большинства старшеклассников (77%) на протяжении всего учебного года не вызывает тревоги: школьники справляются с учебной нагрузкой без существенного психологического напряжения. В то же время 23% школьников как в начале, так и в конце учебного года имеют высокий уровень психологического напряжения. У таких учащихся существует риск возникновения психической дезадаптации, высокой тревожности. Старшеклассников с повышенным уровнем тревожности отличают сниженная сопротивляемость стрессовым факторам (предстоящая контрольная работа, зачет), страх перед ситуацией проверки знаний (опрос на уроке, выполнение контрольных, зачетов), неуверенность в отношениях с учителями.

Нами проанализирован уровень психологического напряжения учащихся 10–11-х классов при разном объеме учебной нагрузки, продолжительности ночного сна и прогулок.

Максимальная величина учебной нагрузки в 10–11-х классах должна составлять 36 часов при 6-дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

Анализ психологического напряжения в зависимости от величины недельной учебной нагрузки показал, что ее увеличение с 33–36 до 40 и более часов в неделю приводит к существенному возрастанию (на 10–12%) числа старшеклассников с высоким психологическим напряжением и снижению (на 7–10%) количества школьников с благополучным психологическим состоянием.

Для современных старшеклассников характерен недостаток сна. Анализ результатов показал, что увеличение продолжительности ночного сна с 6 до 8–9 часов приводит к снижению (на 6–10%) количества старшеклассников с высоким психологическим напряжением.

На психологическое состояние старшеклассников оказывает влияние и продолжительность прогулок: увеличение времени до 2–3 часов в день приводит к увеличению (на 8–10%) количества учащихся с низким психологическим напряжением. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым снижая двигательную активность школьников.

Нами проведен анализ психологического состояния старшеклассников, обучающихся в ОУ трех категорий:

1 категория – ОУ, проводящие здоровьесберегающую деятельность в полном объеме;

2 категория – ОУ, использующие минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;

3 категория – ОУ, имеющие отдельные компоненты здоровьесберегающей деятельности, то есть не уделяющие достаточного внимания вопросам здоровьесбережения.

Результаты анализа показали, что в ОУ, относящихся к 1 категории, выявлено наибольшее количество учащихся с низким уровнем психологического напряжения. Наибольшее количе ство школьников с высокой степенью психологического напряжения отмечено в школах 3 категории.

Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся

Физическое развитие детей – один из наиболее часто используемых показателей состояния здоровья, оно всегда должно учитываться при оценке эффективности здоровьесберегающих мероприятий в школе. Важная характеристика физического развития – его темп. Умеренное замедление или ускорение развития может быть вариантом нормы, а любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья. Физическая (двигательная) подготовленность школьников во многом определяется тем, как организовано физическое воспитание в школе. Показатели физического развития и физической подготовленности школьников дают много информации, особенно если исследования проводятся ежегодно в каждом классе.

Физическое развитие определяется медицинским работником.

Определение физической подготовленности осуществляет преподаватель физической культуры. При определении физической (двигательной) подготовленности учащихся мы предлагаем проводить «сквозные» тесты: бег 30 м, челночный бег 3х10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег.

Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни

Анализ знаний основ ЗОЖ, а также изменения отношения учащихся к своему здоровью от начала к концу учебного года, от класса к классу позволяют оценить эффективность здоровье¬сбрегающей деятельности образовательных учреждений.

В качестве примера приводим анкету, которая предназначена для оценки знаний ЗОЖ учащимися 3–4-х классов.

Перед заполнением анкет педагог объясняет, как правильно заполнить анкеты: учащиеся должны внимательно читать каждый вопрос и отмечать те ответы, которые им кажутся правильными (например, ставить в квадратиках крестик, галочку и т.п.).

Анализ полученных результатов

Обработку и анализ анкет осуществляют педагог, психолог, завуч и др.

Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены определяется с помощью вопроса 1. Подсчитывается сумма баллов и определяется уровень знаний:

Показатель В. Осведомленность о правилах организации режима питания определяется с помощью вопроса 2.

Существуют два варианта ответа:

4 балла – Осведомленность

0 баллов – Неосведомленность

Показатель С. Знания правил гигиены.

Для определения этого показателя подсчитывается сумма баллов, набранных учащимся при ответе на вопросы 3, 4, 5:

Показатель D.Знание ребенком правил оказания первой помощи определяется с помощью вопроса 6.

Далее подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся, и определяется уровень знаний учащегося о требованиях ЗОЖ.

Для проведения индивидуального и группового анализа знаний и умений ЗОЖ мы рекомендуем заполнить сводную таблицу по классу. Делается это следующим образом. Баллы по отдельным показателям и общий суммарный балл, набранные каждым учащимся, вносятся в таблицу.

Индивидуальный анализ поможет определить не только уровень знаний ЗОЖ каждого учащегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. Это позволит улучшить индивидуальную работу как со школьником, так и с его родителями.

Для определения уровня знаний в области ЗОЖ в целом по классу высчитывается средний суммарный балл: складывается общая сумма баллов каждого учащегося и делится на число человек в классе, а затем сравнивается с табличными значениями. Например, если средний суммарный балл составил 26, то большинство учащихся данного класса имеют достаточный уровень знаний ЗОЖ. Следовательно, проведенный анализ позволит определить уровень знаний и умений, а также применение знаний ЗОЖ на практике как каждым ребенком, так и всем коллективом класса. Это поможет выделить приоритетные направления работы в области ЗОЖ.

Систематическая и комплексная деятельность по охране и укреплению здоровья проводится все еще в незначительном числе образовательных учреждений. В большинстве ОУ главное внимание уделяется либо профилактике и коррекции заболеваний, либо физкультурно-оздоровительной работе, либо образованию в области ЗОЖ и т.д.

Образовательным учреждениям для обеспечения эффективного здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать образовательные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Кроме того, важно Индивидуальный анализ поможет определить не только уровень знаний ЗОЖ каждого учащегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. Это позволит улучшить индивидуальную работу как со школьником, так и с его родителями.

Рейтинг@Mail.ru