Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2005

Коллеги

Как я справился с…

«Как я справился с…» – постоянная рубрика образовательного портала Education World, в которой директора школ рассказывают, как им удалось решить ту или иную управленческую проблему. Авторы заметок не раскрывают своих имен – анонимность позволяет более открыто рассказывать о допущенных ошибках и их решении.
Сегодняшний случай, на первый взгляд, имеет мало общего с заботами российских директоров, ведь очень немногие школы имеют собственные автобусы. Однако замените в этом примере водителя автобуса на любого другого представителя обслуживающего персонала, и, возможно, советы американских коллег покажутся вам вовсе не такими бесполезными в условиях нашей реальности.

Проблема

Водители автобусов, принадлежащих нашей школе, нередко жаловались, что дети их не слушаются и во многом в этом виноваты учителя и родители, которые не считают работу водителя важной. Чтобы изменить это предубеждение и заставить учеников понять, что водители – неотъемлемая часть школьного коллектива, нам понадобился целый план.

Решение

Важно, чтобы ученики уважали водителей автобусов, ведь их работа крайне ответственна. Для того чтобы доставить детей по домам в целости и сохранности, шофер должен сконцентрироваться на управлении автобусом. Если же дети шалостями отвлекают водителя, их собственная безопасность оказывается под угрозой.

Вот что мы делаем у нас в школе. В начале каждого учебного года устраиваем совещание для водителей автобусов, на котором знакомим их с общими правилами. Каждый водитель получает список учеников, которых он будет возить, с их телефонами. Если у него возникают проблемы с кем-то из маленьких пассажиров, водитель может позвонить к нему домой и поговорить с родителями.

Кроме того, в начале года мы знакомим учеников с правилами поведения в автобусе. Каждый из них подписывает копию правил и обязуется их исполнять. Плюс копия правил посылается на дом к ученикам, чтобы родители тоже могли прочесть и подписать их. Наконец, у нас предусмотрена система наказаний для детей, которые нарушают правила. Она состоит из нескольких шагов.

За первое нарушение: нарушитель встречается с директором школы.

За второе нарушение: директор ставит в известность родителей.

За третье нарушение: родители ученика приглашаются в школу для разъяснительной беседы.

После четвертого нарушения проштрафившийся ученик не сможет ездить на автобусе в течение 1–5 дней.

Если нарушения на этом не прекращаются, хулиган лишается возможности пользоваться школьным транспортом до конца учебного года.

Результат

От введения подобной системы выиграли все заинтересованные стороны. Водители чувствуют поддержку со стороны школы, что повышает их заинтересованность и качество работы. Директор стал получать меньше жалоб. Однако больше всех выиграли сами ученики: ведь их поездки от дома к школе и обратно стали еще безопаснее, чем прежде.

По материалам портала Education World
подготовила Юлия МИФАЕВА




Рейтинг@Mail.ru