Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2005

Школа и власть

Найти достойных…

О порядке и критериях конкурсного отбора учителей и школ,
выдвигаемых на Премию Президента РФ

В нашей стране разговор о деньгах никогда не был удобным.
По разным причинам. В советское время поднимать такую
тему было не то чтобы смешно, но не имело особого смысла.
В постсоветское оказалось, что деньги – весьма тонкий инстру-
мент,  который может как облагодетельствовать, так и создать
серьезное напряжение
(в семье, среди друзей, в коллективе, etc).

Выступление в начале осени Президента России Владимира Путина
на встрече с членами правительства, на котором он объявил об
учреждении  ежегодных поощрений в размере ста тысяч рублей для
десяти тысяч лучших  учителей страны и в один миллион рублей для
трех тысяч школ открыло новую
главу в истории российской системы образования...

Кому, как и за что выплатят эти суммы? Пока подобные вопросы тихо, но настойчиво-тревожно витают в школах и учительском сообществе, Министерство образования и науки разработало проект документа, в котором определены порядок и критерии выдвижения школ и учителей на президентскую премию.

При этом министерство призывает директоров школ и педагогов к активному сотрудничеству и внесению поправок и предложений в данный проект документа.

Начать же разговор мы решили у нас, в Издательском доме «Первое сентября», и провели «круглый стол», на котором попытались обсудить критерии отбора школ и учителей на президентскую премию. Мы знакомим вас с основными позициями участников этой встречи*.

Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина:

И. Калина – Начну со сравнения. Кто-то из великих сказал, что главной причиной всех разводов можно считать брак. Но рассуждая в такой логике, надо тогда вообще отказаться от принятия каких-либо решений. Применительно к данному конкретному случаю это звучит так: не будет решения о премиях – следовательно, не будет несправедливо выданной премии.

Я понимаю, что придумать критерии и порядок, которые будут абсолютными, невозможно. Но их точно можно сделать общеприменяемыми и общепризнаваемыми.

А дальше скажу, наверное, вообще опасную вещь: вряд ли любые критерии и любой порядок смогут гарантировать попадание всех достойных в три тысячи школ и в десять тысяч учителей. Ибо, к счастью, я уверен, этих достойных намного больше. Но я убежден в том, что критерии и порядок должны гарантировать ровно обратное, а именно: что в число трех тысяч школ и десяти тысяч учителей не попадут явно недостойные.

Поэтому могу признаться: для меня порядок выдвижения и присуждения важнее самих критериев. Чтобы прицел оказался верным, координаты цели засекают с разных точек. Поэтому мы старались прописать в документе участие как можно большего числа людей в определении кандидата на премию. Это и родители, и выпускники, и представители СМИ, и профсоюзы…

Думаю, чем больше объективных оценщиков мы сумеем ввести в процедуру, тем больше будет гарантия, что людям и образовательным учреждениям, получившим эту премию, не завидовать будут, а уважать и учиться у них.

Директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, г. Москва:

– Деньги учителям и школам надо давать, и чем больше, тем лучше. Сомнений в том, что премия должна быть, нет. Но есть опасения по поводу правильности названия. Первое. Называть ли это премией? Может быть, лучше назвать это стипендией или грантом? Получив грант, школы будут его отрабатывать. Это будет вкладывание денег в будущее школы и образования.

Диалог с Исааком Калиной был напряженнымВторое. Среди необходимых документов, которые школы должны представить в муниципальную комиссию, значится информация органов здравоохранения, подтверждающая отсутствие травм. Предлагаю изъять этот пункт, поскольку в фаворитах окажутся школы, где нет спортивных секций и все ходят вдоль стены. У меня, например, 64 спортивные секции, только хоккейных четыре. Микротравм не избежать! Также предлагаю изъять пункт про план работы школьных советов на текущий год: таких планов можно написать за одну ночь хоть пять штук.

Учитель химии школы № 199, девятикратный Соросовский лауреат Марина Дряпина, г. Москва:

– В каких единицах можно измерить качество работы учителя? Как у нас в школах оценивают качество, хорошо известно: количеством четверок и пятерок к общему числу поставленных оценок. Можно предполагать, что начнется новый этап борьбы за всеобщее качество знаний и это сведет работу педагога к борьбе за липовые оценки…

Позволю себе вспомнить о Соросовской премии. Когда, к примеру, в нашей школе оказалось шесть соросовских учителей (в числе которых была и я), мы вообще понятия не имели, как мы ими стали и что это означает. Нам просто объявили об этом в кабинете директора. Единственное, что могу сказать точно: в коллективе сразу же появились разговоры о том, почему именно этим шести учителям дали Соросовский грант. Однако они сразу же прекратились по одной простой причине: в премии Сороса был один-единственный критерий, который нельзя ни купить, ни подстроить. Этим критерием было мнение группы людей (бывших выпускников школ), прошедших через руки учителей, но которая в данный момент от учителей никак не зависела. На тех студентов, которые опрашивались, нельзя было воздействовать никаким образом. Их ничем нельзя было купить!

Доктор психологических наук, руководитель школьного отдела газеты «Первое сентября» Александр Лобок:

– Речь не о том, выплачивать премию или нет. Вопрос в другом: понимаем ли мы те серьезные риски, с которыми эта премия связана, и готовы ли сделать что-то, чтобы уменьшить долю этих рисков?

Готова ли школа, готовы ли учителя к встрече с этим серьезным искушением – психологическим и экономическим? Как это может ударить по микроклимату коллектива? Мы об этом не знаем. А ведь зона риска очень большая, особенно учитывая несоответствие зарплаты учителя и размера премии.

Мы можем застраховать себя в этой зоне, а можем делать вид, что такой проблемы не существует. И это имеет отношение к проблеме отбора и критериев.

Второй риск, который меня волнует в связи с предложенными в проекте критериями, – риск бюрократической перегрузки учителя. Сегодня премия предполагает, что учитель (школа), загруженный педагогической деятельностью, должен озаботиться подготовкой огромного количества бумаг. Папки с бумагами начнут распухать. И просто-напросто премию будет выигрывать та школа, в которой хорошо поставлен процесс делопроизводства.

Директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин:

– Одно дело – выдвижение на премию учителя, другое – организации под названием школа. Это два разных конкурса, и назначение каждого из них разное. Если школа, по сути дела, премируется каждая двадцатая (три тысячи школ из шестидесяти тысяч), то учитель – 0,5 процента. В связи с этим мне кажется, что для присуждения этих премий должны использоваться разные стратегии и разные управленческие решения.

В связи с этим в каждом регионе, в соответствии со своими приоритетами и задачами стратегии развития образования, должны приниматься управленческие решения по премированию той или иной образовательной структуры. То есть в одних случаях надо поддерживать школу с инновационным режимом развития, в других – сельскую школу, в третьих – еще какую-то. Думаю, что у регионов должны быть приоритеты в образовании, в соответствии с которыми и должны работать управленческие действия по поддержке тех или иных типов и видов ОУ.

Что же касается зависти коллег, которая может возникнуть, то здесь все зависит от управленческой культуры директора школы. Если руководитель допускает, что в его коллективе могут быть склоки из-за того, что один учитель получил премию, а другой – нет, он просто не станет создавать такого прецедента, не будет никого выдвигать на эту премию.

…Наверное, можно еще сколь угодно долго говорить о том, что было бы лучше – разделить выделенные президентом премиальные деньги так, чтобы каждой школе и каждому учителю досталось по чуть-чуть, или же выплачивать обещанные премии самым достойным, самым лучшим, в общем самым-самым.

Но даже если в конце концов все сойдутся на том, что, разделенная, эта премия превратится в копейки, в душе каждого учителя и каждого директора останутся опасения и сомнения. Опасения по поводу того, что все равно выберут «своих», и сомнения в том, что кто-нибудь когда-нибудь обратит внимание на достижения его школы и результаты его работы.

Какое влияние оказал учитель на своих учеников? Как повлияла на развитие ученика его школа, та система, которая в ней выстроена? Может быть, именно с этих вопросов нужно начинать отбор? Ведь это – то живое и реальное, что дает (должна давать) школа. Думаю, близкие к этим вопросы задавали себе те студенты, которые и определяли в свое время соросовских учителей. Но вот как найти живые ответы на вопросы в «перечне документов»?

Мнение


Что даст президентская премия школам и учителям и какие критерии могут быть положены в основу отбора претендентов? Такие вопросы мы задали руководителям образовательных учреждений. И вот какие ответы получили.

Директор гимназии № 210 «Корифей» Алексей Бабетов, замдиректора по науке Мария Калужская, г. Екатеринбург:

– Затея, конечно, не смертельная для образования, но эффект от нее будет негативный. Давать премии, безусловно, надо, но нужны четкие критерии. Однако объективных критериев оценки школ и учителей, признанных каким-либо сообществом, на сегодня нет. И даже конкурс «Лучшие школы России» не стал технологией выявления лучших школ.

Что делать в случае, если премиальные деньги неминуемо должны быть потрачены? Лучше всего было бы создать систему конкурсов по различным направлениям для школ и учителей. Причем механизм отбора жюри для таких конкурсов должен предусматривать участие широкой общественности: журналистов, попечителей, родителей, руководителей предприятий, представителей высшей школы и науки и т.д. Убеждены в том, что оценивать нужно инициативы и проекты, а не людей и школы, деньги же вкладывать в будущее, а не воздавать за прошедшие заслуги.

Директор гимназии № 1 Александр Ходырев, г. Кирово-Чепецк:

– Идея Президента РФ о поощрении 10 тысяч учителей, с одной стороны, кажется благородной и правильной, но с другой – надо хорошо знать учительскую среду, чтобы понимать: данный шаг может привести к отрицательному результату. Учителей, безусловно, надо поддерживать, но даже сейчас, когда педагоги выдвигаются на какое-либо звание или получение грамоты, это раздражает большую часть учителей. И все это, на мой взгляд, от бедности и от того, что психология учителя осталась советской, то есть преобладает позиция типа: «Надо дать всем и понемногу».

В данном случае хотелось бы ответа на вопрос: что это – премия за хорошую работу или инвестиции в будущее? Если премия, то для ее выплаты должны быть разработаны четкие критерии (формальные и неформальные). И оценку деятельности школы или педагога должны делать только независимые эксперты: выпускники, учащиеся, родители, общественность. А если это инвестиции (что предпочтительнее), то нужно устраивать конкурс идей, инициатив или инвестиционных проектов.

Если школы будут представлять проекты, улучшающие образование, все будет проще и понятнее. А просто раздача денег не приведет к желаемому результату и повлечет за собой коррупцию.

Директор школы № 143 Татьяна Гридасова, г. Красноярск:

– В условиях выдачи премии, которая касается ОУ, смущают квоты регионам. Ведь регион региону рознь. Позвольте быть необъективной, но, скажем, в нашем Красноярском крае с развернутой системой инновационной работы, которая является приоритетным направлением деятельности, школ, занимающихся серьезной работой, будет много, тогда как в другом регионе ситуация может быть иная.

Что касается перечня документов. Например, в проекте записано, что представляется «Положение о функционирующем в ОУ органе государственно-общественного управления и план его работы». Но мне кажется, что наряду с этими документами непременно должен быть проведен анализ работы данного органа (что ему удалось сделать для улучшения образования и качества школьной жизни). Тогда можно будет оценить реальную работу.

Другой критерий – отсутствие преступлений и травм. Наверное, это хороший показатель, особенно для маленьких школ. А если детей около двух тысяч? Как бы мы ни старались, среди них всегда найдется хотя бы один с отклонениями в поведении (а что делать, если это ребенок вновь прибывший, а не воспитанный данной школой?). Может, все-таки в этом случае стоит говорить о непревышении какого-либо процента?..

Убеждена в том, что премию должны получить те школы, которые не стоят на месте, которые постоянно находятся в развитии и занимаются реальными делами как в обучении, так и в общественно значимой деятельности.

Директор школы № 46 Николай Мансуров, г. Москва:

– Вопрос в данном случае не в том, нужны премии или нет, а в том, как они будут присуждаться, каким будет механизм отбора претендентов и как выдержать объективность этого отбора.

Премия – дело хорошее и правильное. Тем более – Премия Президента, которая способствует повышению престижа профессии учителя и образования в целом. Но я разделяю опасения коллег по поводу механизма и результатов присвоения премии.

Будет ли опять спускаться «разнарядка» (вроде того: «в этом году на школы района одно звание, две грамоты» и т.д., и т.п.). В такой ситуации достойные будут обижены, потому что всегда найдется какой-нибудь район, где нет учителей или школ соответствующего уровня, но по принципу равенства им выделят премии для развития.

Школа является частью общества, должна взаимодействовать с ним и быть им поддержанной. И потому нужно создавать условия (организационные, финансовые и т.п.) для равномерного развития школ.

Один неверный шаг может привести к постановке «клейма» на школы, которые этого не заслуживают по объективным обстоятельствам (например, школы в трудных микрорайонах, но которые делают для микрорайона и трудных детей очень и очень многое).

Директор школы им. А.М.Горчакова Елена Казакова, г. Павловск:

– Думаю, что заявленный проект президентской премии учителям и школам сложен, как любой массовый процесс в современном российском обществе. Педагоги такие же люди, как представители любых других творческих профессий, и, кончено же, нуждаются в творческом признании. Но вот как это организовать в масштабах целой страны?..

Одну такую попытку, как вы помните, в свое время предпринял Институт «Открытое общество», когда лучшие учителя в области математики и естественных наук определялись по результатам опроса недавних выпускников школ. Возможно, имеет смысл задуматься о подобной технологии.

Мне известен еще один положительный опыт, когда победители конкурса в сфере образования определялись специальным советом по представлению, сделанному журналистами.

Я разделяю опасения тех, кто считает, что данные премии могут породить массовую показуху и новые проявления коррупции, но думаю, это не повод для отказа от идеи. Формализм, показуха и коррупция давно считаются у нас естественными сопровождающими процессами любого базового. Главное – сделать так, чтобы они все-таки не затмевали основной.

В данном случае в качестве базовой может выступить идея, которую часто повторяет наш учредитель Сергей Гутцайт: «Россия – страна учителей». По его мнению, в этом слогане – залог развития страны.

Подготовила Яна Сартан

* Полную стенограмму «круглого стола» вы можете прочитать в газете «Первое сентября», № 67 от 11.10.05.

Проект

Порядок и критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на Премию Президента РФ

1. Общие положения

1.1. Премией Президента Российской Федерации (далее – Премия Президента) ежегодно поощряются 10 тысяч учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

1.2. Порядок и критерии конкурсного отбора учителей общеобразовательных учреждений на награждение Премией Президента, оформление необходимых документов, процедура вручения награды устанавливаются настоящим документом, а также соответствующими документами муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

1.3. Квоты субъектам Российской Федерации устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом числа обучающихся, проживающих в городской и сельской местности.

1.4. Предоставление соответствующих квот для муниципальных образований входит в компетенцию субъектов Российской Федерации.

2. Порядок выдвижения и конкурсного отбора учителей

Выдвижение и конкурсный отбор учителей на присуждение Премии Президента осуществляется в три этапа.

2.1. Первый этап

Выдвижение кандидатур на соискание Премий Президента производится Советом общеобразовательного учреждения или, в случае отсутствия такового, совместно педагогическим советом, профсоюзной организацией и родительским советом.

Документы и материалы на соискателей Премий Президента представляются в муниципальную комиссию.

Перечень документов, представляемых на претендента в муниципальную комиссию:

– Ходатайство на награждение Премией Президента (решение Совета общеобразовательного учреждения или, в случае отсутствия такового, совместное решение педагогического совета, профсоюзной организации и родительского совета).

– Наградной материал (информация о кандидате) оформляется в соответствии с установленной формой (Приказ Минобрнауки России от 6.10.2004 г. №84).

– Ходатайство муниципального методического объединения учителей-предметников.

– Письма поддержки от общественных организаций и объединений (ассоциации выпускников, родителей, советы педагогов-ветеранов и др.), СМИ, а также иных организаций независимо от их организационно-правовых форм.

2.2. Второй этап

Муниципальная комиссия проводит экспертизу поступивших документов и материалов.

Состав и порядок работы муниципальной комиссии утверждаются распоряжением Главы Администрации муниципального образования.

В состав муниципальной комиссии входят представители:

  • органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований;

  • муниципальных органов управления образованием;

  • профсоюзных и общественных организаций и объединений (муниципальных советов педагогов-ветеранов, ассоциаций выпускников, родительской общественности, научного сообщества и др.), СМИ;

  • методических объединений учителей-предметников данного муниципального образования.

Количество представителей муниципальных органов представительной и исполнительной власти не должно превышать 50% от общего числа членов муниципальной комиссии.

Порядок экспертизы разрабатывается на уровне субъекта Российской Федерации и должен предусматривать участие представителей общественности в независимой оценке поступивших материалов.

На основании результатов экспертизы муниципальная комиссия определяет кандидатов на получение Премии Президента в соответствии с предоставленной квотой.

Муниципальная комиссия направляет соответствующие материалы и документы, а также предложения по присуждению Премий Президента в комиссию субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

2.3. Третий этап

Комиссия субъекта Российской Федерации на основании документов, поступивших из муниципальных образований, направляет представление на присуждение Премии Президента в Федеральное агентство по образованию.

Состав и порядок работы Комиссии субъекта Российской Федерации утверждаются руководителем органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кандидатуры на соискание Премий Президента утверждаются решением коллегии органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Результаты выдвижения кандидатов на Премию Президента размещаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации в средствах массовой информации.

Комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за процедурой конкурсного отбора учителей в муниципальных образованиях, а также за качеством представляемых документов и материалов.

Награждение лиц, удостоенных Премии Президента, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Критерии конкурсного отбора учителей

3.1. Обязательные критерии:

  • Основным местом работы является учреждение, рекомендующее кандидатуру.

  • Стаж педагогической работы по специальности в общеобразовательном учреждении не менее 3 лет.

  • Учебная педагогическая нагрузка не менее полной ставки.

  • Позитивная динамика достижений обучающихся за последние три года, а также результативность внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

  • Результативность деятельности в качестве классного руководителя.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, конференции, семинары, «круглые столы», печатные работы и т.п.).

3.2. Дополнительные критерии:

  • Наличие авторских программ, методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий.

  • Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

  • Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) научного звания.

  • Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

  • Наличие званий, наград и поощрений.

Проект

Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения Премии Президента РФ

1. Общие положения

1.1. Премия Президента Российской Федерации (далее – Премия) ежегодно предоставляется трем тысячам общеобразовательных учреждений Российской Федерации на конкурсной основе.

1.2. Критерии и порядок конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для предоставления Премии устанавливаются настоящим документом, а также соответствующими документами муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

1.3. Квоты субъектам Российской Федерации устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации в зависимости от числа обучающихся, проживающих в городской и сельской местности субъекта Российской Федерации.

1.4. Предоставление соответствующих квот для муниципальных образований входит в компетенцию субъектов Российской Федерации.

2. Порядок проведения конкурсного отбора общеобразовательных учреждений

Выдвижение и конкурсный отбор учреждений на присуждение Премии Президента осуществляется в два этапа.

Первый этап

2.1. Выдвижение учреждений на соискание Премий производится Муниципальным советом по образованию или, в случае отсутствия такового, совместно муниципальным органом управления образованием и объединением профсоюза работников образования и науки.

2.2. Документы и материалы на соискателей Премий представляются в муниципальную комиссию.

2.3. Перечень документов, представляемых на учреждение в муниципальную комиссию:

  • Ходатайство Муниципального совета по образованию или, в случае отсутствия такового, совместное обращение муниципального органа управления образованием и объединения профсоюза работников образования и науки муниципального образования.

  • Письма поддержки от общественных организаций и объединений (муниципальные ассоциации выпускников, родителей, советы педагогов-ветеранов, научной общественности и др.), СМИ, а также иных организаций независимо от их организационно-правовых форм.

  • Копии правоустанавливающих документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации).

  • Положение о функционирующем в общеобразовательном учреждении органе государственно-общественного управления и план его работы на текущий учебный год.

  • Информация правоохранительных органов, подтверждающая отсутствие преступлений, совершенных обучающимися, в течение последних двух лет.

  • Информация органов здравоохранения, подтверждающая отсутствие травм во время образовательного процесса в течение последних двух лет.

  • Программа развития образовательного учреждения.

  • Информация о наградах.

2.4. Экспертную оценку пакета документов образовательного учреждения осуществляет муниципальная комиссия, в состав которой входят представители:

  • общественных организаций и объединений (муниципальных советов педагогов-ветеранов, ассоциаций выпускников, ассоциаций родителей, попечителей, научной общественности, средств массовой информации, др.);

  • профсоюзных комитетов работников образования и науки муниципального образования;

  • муниципальных органов управления образованием;

  • муниципальных органов представительной и исполнительной власти.

Количество представителей муниципальных органов представительной и исполнительной власти не должно превышать 50% от общего числа членов муниципальной комиссии.

2.5. Муниципальная комиссия представляет материалы и документы на присуждение Премий в комиссию субъекта Российской Федерации.

Второй этап

2.6. Состав и порядок работы комиссии субъекта Российской Федерации утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.7. Порядок экспертизы разрабатывается на уровне субъекта Российской Федерации и должен предусматривать участие в независимой оценке поступивших материалов представителей общественности, Совета ректоров и Советов руководителей НПО и СПО, институтов повышения квалификации субъектов Российской Федерации.

2.8. На основании результатов экспертизы комиссия субъекта Российской Федерации определяет получателей Премии в соответствии с предоставленной квотой.

2.9. Комиссия субъекта Российской Федерации с учетом решения коллегии органа управления образованием субъекта Российской Федерации направляет представление и соответствующие документы в Федеральное агентство по образованию.

2.10. Комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за процедурой конкурсного отбора общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях, а также за качеством представляемых документов и материалов.

2.11. Награждение учреждений, удостоенных Премии, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.12. Распределение денежной части Премии относится к компетенции Советов общеобразовательных учреждений.

3. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений

Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений на Премию осуществляется на основании следующих критериев:

3.1. Обязательные критерии:

  • Общеобразовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

  • В деятельности учреждения не зафиксированы нарушения законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

  • В общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления.

  • В общеобразовательном учреждении в течение двух лет не зарегистрировано травм во время образовательного процесса и преступлений, совершенных обучающимися.

  • Разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.

  • Общеобразовательное учреждение является ресурсным (методическим, опорным и т.д.) центром для других образовательных учреждений муниципалитета и региона по ряду направлений развития общего образования.

3.2. Дополнительные критерии:

  • Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предметам и в воспитательной работе.

  • Реализация здоровьесберегающих программ и программ дополнительного образования.

  • Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

  • Активная деятельность по привлечению внебюджетных средств.

  • Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся.

  • Доступность образования для граждан, проживающих на территории, закрепленной за образовательным учреждением (отсутствие жалоб граждан на неправомерные действия администрации общеобразовательного учреждения, в том числе при приеме детей в школу).

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.vampiretv.ru. Сайт www.vampiretv.ru создан специально для поклонников сериала «Дневники вампира», снятого по мотивам одноименного произведения американской писательницы Лизы Джейн Смит. На страницах сайта www.vampiretv.ru собраны все эпизоды сериала, полностью переведенные на русский язык, включая 2 сезон, и Вы сможете смотреть Дневники вампира онлайн или скачать новые серии на свой компьютер. А так же к Вашему вниманию представлены новости о предстоящих премьерах и статьи, которые позволят узнать об интересных фактах со съемочной площадки и из жизни актеров любимого сериала.

Рейтинг@Mail.ru