Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2005

Курсы повышения квалификации

Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА

Здоровьесберегающая школа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 3

Физиолого-гигиенические основы нормирования факторов
образовательной среды и организации учебного процесса

В школе нет мелочей, все важно, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка: школьное здание и пришкольный участок, мебель, освещенность, расписание, продолжительность уроков и перемен, использование технических средств и многое другое. Все это в значительной мере регламентировано санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами – «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» (Санитарные правила). Санитарные правила – это не «очередная бумажка с указаниями сверху», они разработаны с учетом возрастных особенностей школьников и направлены на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. Санитарные правила вооружают педагогов научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству образовательных учреждений (ОУ).

Задача лекции – разъяснение физиолого-гигиенического обоснования наиболее важных положений Санитарных правил.

Ребенок ходит в школу каждый день, и дорога туда и обратно должна быть безопасной и не занимать много времени. В соответствии с этим Санитарные правила предусматривают расположение ОУ внутри квартала, вдали от улиц с интенсивным движением. Желательно, чтобы школа, которую посещает ребенок, находилась недалеко от дома, в пределах микрорайона. Если ребенок посещает ОУ, расположенное в другом районе города, то ответственность за его безопасность ложится целиком на родителей.

В сельской местности дети, проживающие на расстоянии более 1 км от школы, должны привозиться в ОУ транспортом, предназначенным для перевозки детей. Кроме того, в сельских школах предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.

Каждое образовательное учреждение должно иметь «школьный двор» – самостоятельный земельный участок, территория которого ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями. Требования к зе мельному участку предусматривают его озеленение, выделение зон для проведения учебно-опытной и физкультурно-спортивной деятельности, отдыха учащихся и т.д. Школьный двор – это место, где дети гуляют, занимаются физической культурой, где проводятся школьные спортивные соревнования и т.д. В больших городах школа, построенная 30–40 лет назад на «тихой улочке», в наши дни оказывается близко от улицы с оживленным движением автотранспорта. В таких случаях необходимо обратить особое внимание на состояние ограждения земельного участка. На школьном дворе ребенок должен быть в безопасности.

Ученик проводит в школе значительную часть своего времени. Успешность обучения, физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей во многом зависят от условий обучения.

Каждое образовательное учреждение должно иметь помещения для проведения уроков (классы), помещения для занятий физической культурой (спортивные залы), помещения для приема пищи (буфет, столовая) и медицинский пункт.

Размеры спортивного зала предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. При спортивных залах должны быть организованы отдельные раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, уборные для девочек и мальчиков, а также комната для инструктора и помещение для хранения инвентаря. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также – по возможности – бассейн. Во многих школах для занятий плаванием арендуют бассейн, расположенный недалеко от ОУ.

Где ребенок в школе проводит большую часть времени? В КЛАССЕ. Каким должно быть классное помещение, чтобы ребенок успешно учился, меньше уставал, не портил зрение, осанку, реже болел?

Каждое школьное здание рассчитано на определенное количество учащихся. Значительное увеличение числа школьников неизбежно приводит к ухудшению условий обучения. В переполненной школе трудно обеспечить для учащихся полноценную учебу, отдых, питание, двигательную активность и т.д. Число учащихся в классе не должно превышать 25 человек. При этом на одного школьника должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади при фронтальных формах занятий и 3,5 кв. м – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Чистота воздуха, его температура и влажность в учебном помещении имеют огромное значение для здоровья и работоспособности учащихся. В закрытых, плохо проветриваемых помещениях повышаются температура и влажность воздуха, ухудшаются его физико-химические свойства. От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность. Пребывание школьников в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только повышения утомляемости, но и многих заболеваний.

Согласно Санитарным правилам, в образовательных учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств. Соответственно учебные помещения и рекреации должны быть приспособлены для частого проведения влажной уборки: стены должны быть гладкими, а полы – без щелей и иметь покрытие или дощатое, или паркетное, или из линолеума на утепленной основе.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Естественно, что фрамуги и форточки в классах и рекреациях должны исправно работать в любое время года.

В школе учащиеся ежедневно от 4-х и более часов сидят за партой (столом), следовательно, организм школьника испытывает значительные статические нагрузки. В то же время статическая выносливость у детей и подростков невелика. Если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не соответствующей своими размерами длине и пропорциям тела, то статическая нагрузка еще больше возрастает, ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка.

Для подбора мебели, соответствующей росту ученика, производится ее цветовая маркировка (№ мебели). Так, например, школьная мебель с фиолетовой маркировкой предназначена для учащихся, имеющих рост 115–130 см, а мебель с красной маркировкой – для учащихся, имеющих рост 145–160 см и т.д. Учащиеся каждого класса относятся по меньшей мере к 3–4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе необходимо ставить мебель не менее трех различных номеров. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.

Если в начальной школе, как правило, строго следят за соответствием школьной мебели росту учащихся, то в средней и старшей школе, к сожалению, этому уделяется меньшее внимание. Желательно, чтобы на такие предметы, как физика, химия, биология, информатика, выделялось по 2–3 кабинета. В таких случаях легче осуществить гигиенически правильный подбор школьной мебели. Если в школе имеется по одному кабинету на предмет, то в нем размещают мебель примерно в таком процентном соотношении: 30% с красной маркировкой; 60% – с зеленой и 10% – с голубой.

Необходимо контролировать не только наличие маркировки на школьной мебели, но и ее правильную расстановку в классе. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Бывают ситуации, когда необходимо поставить мебель больших номеров ближе к доске (например, для детей с нарушением слуха и зрения). В таких случаях мебель следует ставить первой в рядах, расположенных у окон или стены. Следует помнить, что учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон, а детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Учебные помещения должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Уровень естественного свещения должен быть оптимальным. С одной стороны, оконные стекла должны быть чистыми и прозрачными и их не должны загораживать занавески или цветы в горшках. С другой стороны, яркое солнце может мешать занятиям. Поэтому окна учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Цветы должны располагаться не на подоконниках, а у стен на специальных подставках.

Для искусственного освещения учебных помещений предусматривается использование люминесцентных ламп или ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении одновременно люминесцентные лампы и лампы накаливания, поскольку это оказывает вредное воздействие на зрение школьников.

В большинстве школ соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения. Однако есть школы (таких около 20% по России), которые испытывают трудности из-за недостаточного материального обеспечения. Администрация таких школ жалуется на практически аварийное состояние зданий, низкую температуру и освещенность классов в зимний период, нехватку школьной мебели, электрических ламп, невозможность обеспечить детей горячим питанием, неукомплектованность школ педагогическими кадрами и медицинским персоналом и т.д. Такие школы требуют повышенного внимания и поддержки со стороны администрации регионов. Этим школам необходима помощь в решении острых проблем. Необходимо отметить, что многие директора прилагают огромные усилия для поддержания нормальных условий обучения в таких школах. Например, в Удмуртии и Кемеровской области школы активно сотрудничают с районной и областной администрацией, привлекают родителей, находят спонсоров, в том числе и среди своих бывших учеников.

В то же время некоторые школы в своем стремлении «украсить» школу нарушают санитарно-гигиенические нормы. Так, например, в классе на подоконниках масса цветов, а на окнах тюлевые занавески. В результате естественная освещенность классной комнаты снижается и детям приходится работать при искусственном освещении, которое создает дополнительную нагрузку на зрение. Бывает и так, что в коридорах, а то и в классах, пол застелен паласом или ковролином. В таких помещениях, как правило, пыльно (не говоря уже о том, что пол замусорен, заляпан жвачкой), в них невозможно проводить полноценную влажную уборку, а в ворсе напольных покрытий размножаются мельчайшие клещи, способные вызвать тяжелейшую аллергию.

Соблюдение Санитарных правил помогает создать не только благоприятные, комфортные условия обучения, но и обеспечить рациональную организацию учебно-воспитательного процесса, которая является важнейшим принципом построения режима дня школьника.

Поскольку в Санитарных правилах прямо сказано, что расписание уроков строится с учетом изменения умственной работоспособности обучающихся в течение дня и недели, то необходимо пояснить, что такое работоспособность вообще и в частности – умственная работоспособность (УР).

Работоспособность – это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.).

Уровень умственной работоспособности изменяется в течение дня и имеет три фазы: врабатывания, оптимальной работоспособности и утомления.

Первая фаза – врабатывание. Организм человека (в том числе ребенка) в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов. Требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание. Эта фаза характеризуется постепенным увеличением УР. Вторая фаза – оптимальной работоспособности – характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности.

Третья фаза – утомление. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности, что служит сигналом к прекращению работы. Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: у ребенка ухудшается концентрация внимания, снижается темп работы, наблюдается двигательное беспокойство, повышается количество ошибок, нарушается координация движений (ее первый признаком – изменение почерка) и т.п. Физиологические изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и вскоре исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. Однако утомление имеет свойство накапливаться, поэтому большая учебная нагрузка и недостаточно рациональный режим учебной деятельности в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма школьника.

У большинства детей и подростков прослеживаются следующие изменения умственной работоспособности в течение дня: УР повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов.

У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2–3 уроках. Поэтому основные (наиболее сложные) предметы, контрольные должны проводиться на 2–3 уроках. Следует учесть, что при чрезмерно интенсивной работе у учащихся снижение работоспособности начинается со второго урока, а на третьем – наблюдается резко выраженное утомление. Кроме того, согласно Санитарным правилам, независимо от продолжительности учебной недели в 1–4 классах число уроков в день должно быть не более пяти (с учетом дополнительных и факультативных занятий). При составлении расписания уроков для обучающихся I ступени следует чередовать в течение дня основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры. В началь ных классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Следует только подчеркнуть, что физкультминутки ни в коем случае нельзя устраивать строго по часам, а выбирать для них логические перерывы в уроке, чтобы не нарушать естественного хода мысли учащихся в процессе усвоения учебного материала. Сдвиг времени физкультминутки на 5–10 минут в ту или другую сторону гораздо менее вреден, чем нарушение логики урока.

Помимо дневной динамики УР существуют ее изменения в течение недели. Наибольшей УР бывает к середине недели – в среду, а к субботе она падает. Во вторник и среду отмечен не только более высокий уровень, но и большая устойчивость УР. Четверг и пятница, как правило, – дни сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только каждого урока, но и учебной недели. Трудные задания, новый материал, контрольные работы потребуют значительно большего функционального напряжения учащихся в дни низкой работоспособности. Учитывая это, необходимо целесообразно распределять учебную нагрузку. Опыт многих школ показывает, что четверг можно сделать днем своеобразной разгрузки (экскурсия, бассейн, прогулки, рисование, музыка), тогда пятница (и суббота) становятся днями достаточно высокой работоспособности.

У школьников среднего и старшего звена наиболее высокая работоспособность отмечается на 2–4 уроках, к пятому и особенно шестому уроку она снижается. Именно поэтому для обучающихся II и III ступени основные предметы, а также изложение нового материала, контрольные работы должны проводиться на 2–4 уроках. Согласно Санитарным правилам, независимо от продолжительности учебной недели, в 5–11 классах число уроков в день должно быть не более шести.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

В Санитарных правилах указывается максимально допустимая величина недельной нагрузки.

В начальной школе независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно превышать пяти. Однако в 7–10% образовательных учреждений продолжительность учебных занятий составляет 6–8 уроков. В средней и старшей школе практически в половине образовательных учреждений (44%) недельная учебная нагрузка существенно превышает норму, а в 10–11-х классах она может достигать 8 и даже 10 уроков в день. Во многих школах выносят лишние часы во вторую половину дня, называют их факультативными или дополнительными занятиями, но обязательными для посещения всеми учащимися. Вот и получается, что формально все в порядке, расписание соответствует Санитарным правилам. Но не надо себя обманывать. На самом деле каждый лишний час занятий – это значительная нагрузка, вызывающая утомление, а то и приводящая к хроническому переутомлению учащихся. Необходимо помнить, что, согласно Санитарным правилам, часы факультативных занятий должны входить в общий объем максимально допустимой нагрузки.

Факультативные занятия посещает значительная часть учащихся. Во избежание переутомления между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью 45 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При рациональной организации учебного процесса время выполнения домашних заданий учащимися должно соответствовать их возрастным особенностям. А именно, не превышать следующих временных пределов: в 1 классе (со II полугодия) – до 1 часа, во 2 – до 1,5 часов, в 3–4 – до 2 часов; в 5–6 – до 2,5 часа; в 7–8 – до 3 часов и в 9–11 – до 4 часов.

Если учесть, что в основной школе на приготовление домашних заданий необходимо 3–4 часа, то нетрудно подсчитать, что рабочий день школьника составляет 8–12 часов. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность центральной нервной системы, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления, охрана здоровья учащихся.

При организации учебно-воспитательного процесса большое внимание следует уделять длительности перемен, в течение которых происходят восстановительные процессы в организме школьников. Согласно Санитарным правилам, перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как такого времени для отдыха учащихся недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи и длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой перемены допускаются две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся.

Функциональные возможности организма ребенка в большой степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка. Современные школьники страдают от недостатка двигательной активности, что оказывает негативное воздействие на состояние здоровья ребенка. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки (соответственно увеличивается статический характер деятельности школьников), сокращением продолжительности перемен, увеличением количества времени выполнения домашних заданий и т.д. Все это приводит к снижению уровня двигательной активности, а следовательно, к задержке роста и развития ученика, ухудшению состояния его здоровья.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе – одно из средств нормализации двигательной активности и состояния здоровья учащихся. Учитель физической культуры может и должен осуществлять принцип оздоровительной направленности физической культуры.

Каждому школьнику для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий.

Разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, методики и двигательные режимы, направленные на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья школьников. Существует немало форм оздоровительных занятий, которые включаются в режим дня школьника. Основной можно считать утреннюю гимнастику, выполняемую ребенком дома. Применяются коллективная утренняя гимнастика и такая ее модификация, как игровая, проводимые перед первым уроком, оздоровительные паузы во время уроков. На удлиненных переменах организуют свободные индивидуальные и групповые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий, бросками в баскетбольную корзину и т.д. Кроме физкультминуток и динамических перемен, проводят прогулочные, игровые, соревновательные, танцевальные перемены.

Многочисленными исследованиями установлено наличие тесной связи между состоянием здоровья учащихся и организацией учебного процесса в образовательном учреждении. Использование новых гигиенически и педагогически обоснованных форм и методов обучения может способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников.

С другой стороны, внедрение новых форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательного процесса без должного педагогического и медицинского обоснования часто приводят к значительному увеличению нагрузок, быстрому утомлению детей, переутомлению и повышению заболеваемости. Так, в образовательных учреждениях инновационного типа (лицеях, гимназиях и т.д.) продолжительность перемен сокращена в среднем на 50%. Продолжительность приготовления домашних заданий у 50% учащихся превышает гигиенические нормы в 2 раза. Значительное увеличение нагрузок, как правило, сопровождается нерациональным распределением учебной нагрузки в течение дня, недели, четверти и года, а также нерационально составленным расписанием (преимущественно в средних и старших классах). Наиболее распространенные нарушения расписания: отсутствие чередования трудных и легких предметов, сдвоенные и строенные уроки (в профильных классах), превышение допустимых норм максимальной недельной нагрузки и др.

Несоответствие требований, предъявляемых школой, возможностям учащегося приводит к неблагоприятным изменениям центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности. Особое внимание необходимо обращать на организацию учебного процесса в первых, пятых и выпускных классах, поскольку учащиеся попадают в новые для них условия, требующие значительного напряжения организма: поступление в школу, переход из младшей в основную и из основной в старшую школу, учеба в выпускном классе.

Таким образом, Санитарные правила позволяют гигиенически грамотно подойти к планировке, благоустройству и оборудованию образовательных учреждений, рациональной организации учебной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы, питанию детей и т.д.

Если ребенок не перегружен, учится в чистом, теплом, светлом классе, сидит за партой, соответствующей его росту, имеет возможность вовремя и качественно питаться, заниматься физкультурой в спортивном зале, подвижными играми на воздухе, то у такого учащегося гораздо больше шансов сохранить свое здоровье.

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» должны быть настольной книгой директора каждого образовательного учреждения, заботящегося о здоровье своих учеников. Санитарные правила можно купить в книжном магазине, в СЭС или получить из Интернета (http://www.alledu.ru/news/1/1016).

Спонсор публикации статьи – салон по пошиву штор «Портьера». Самое современное оборудование собственной швейной фабрики, расположенной в Москве, позволяет салону выполнять как индивидуальные заказы по пошиву штор для жилых помещений, так и крупные заказы по оформлению коммерческих объектов, таких как офисы, рестораны, гостиницы. Опытные дизайнеры предложат интерьерные решения для любого помещения, в любом стиле, на любой вкус и бюджет. Изготовив шторы на заказ, вы сможете не только защитить помещение от воздействия солнечного света и посторонних взглядов, но и создать нужное настроение в нем – от деловой атмосферы в офисе, до приглашающей ко сну – в спальне.

Вопросы

Проанализируйте, соответствуют ли в вашей школе Санитарным правилам:

  • количество учащихся (наполняемость) в классах;
  • продолжительность перемен, наличие перерыва между обязательными занятиями и факультативами;
  • расписание уроков в течение дня, в течение недели. Выберите по одному классу в младшей, средней и старшей школе.

Сравните расписание в обычных и профильных классах (если таковые имеются);

  • недельная учебная нагрузка в младшей, средней и старшей школе. Сравните величину нагрузки в обычных и профильных классах (если таковые имеются);
  • условия обучения в классах (освещенность, температура, покрытие полов и стен, размеры и расстановка мебели, цветов, наличие штор, частота и регулярность проведения влажной уборки). Сравните в младшей, средней и старшей школе.

Рейтинг@Mail.ru