Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2005

Школьный уклад

Право задели за живое

Школьники Волгоградской области себя в обиду не дадут

В школах Волгограда справедливо полагают, что теория в отрыве от практики – это образование наполовину. Тем более в такой области, как изучение прав человека. Поэтому в образовательных учреждениях с готовностью откликнулись на призыв открыть в своих стенах «Детский правозащитный университет».

Созданию университета предшествовали важные события. Сначала появилась должность уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области. Затем было решено иметь таких уполномоченных в каждой школе. Их обязанность – участвовать в разрешении конфликтов, разбираться с обращениями учеников, заниматься образованием школьников в области прав детей и т. д. Занять эту должность – значит получить подтверждение детскому признанию: по очень сложной, но полностью демократичной процедуре уполномоченного из числа взрослых сотрудников выбирают их подопечные. И, надо сказать, зачастую этот выбор не оправдывает прогнозы администрации.

Деятельность уполномоченных «наполняется» интересными вещами по инициативе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка». В частности, ведется большая работа по созданию школьных детских служб примирения (см. «УШ» №7/2005).

А новый проект Клуба ЮНЕСКО носит название «Детский правозащитный университет». Форма работы – клуб или кружок при школе. Программа университета заключается в том, что к «книжному» обучению правам ребенка добавляется знакомство с деятельностью конкретных, «живых» правозащитных организаций через включение детей в различные акции.

– Этим проектом мы старались преодолеть разрыв между знаниями и действительностью, – объясняет президент клуба Ирина Маловичко. – Мы увидели, что дети, зная о положенных правах, не имеют представления, как их нужно защищать с помощью гражданских действий. Узнать об этом им поможет опыт правозащитного общественного движения.

Первоначальная модель университета была разработана в Новороссийске. Там обучались школьники Юга России, в том числе по Интернету. Ребята из волгоградских школ там тоже учились. Но игровую подачу материала в Волгограде захотели преобразовать в серьезную учебную программу, что в недавнем прошлом и удалось окончательно сделать.

Волгоградский «Детский правозащитный университет» – это сеть кружков, базирующихся в школах. Руководство ведется из общего центра. Все вместе дети встречаются на трех общегородских мероприятиях.

Уже сегодня организаторы университета отмечают сразу несколько положительных моментов от его открытия.

Сделан вклад в дополнительное образование.

Школьники проявляют социальную активность, готовя проекты. Из потребителей образования в сфере прав детей они становятся участниками, проводниками.

Эти дети в состоянии участвовать в решении школьных проблемы, так как умеют организовать дискуссии с привлечением всего коллектива. Причем мнения администрации или педагогов рассматриваются наравне с другими.

Университет готовит и ко взрослой жизни. Постепенно получив представление о том, чем занимаются три тысячи неправительственных организаций Волгоградской области, и умея поднимать проблему, подростки, вырастая, смогут противостоять несправедливости. В их арсенале окажутся разнообразные гражданские действия, начиная от подключения имеющихся общественных групп до создания собственной организации.

Опыт «Детского правозащитного университета» планируют распространять. Пока – по Волгограду и области. И только в рамках обучения школьных уполномоченных по правам ребенка, так как этот институт хорошо здесь развит. Планировалось заняться пятью школами, но заявок поступило в два раза больше. Обещают не отказывать никому.

Передача опыта по России будет вестись позже. Готовится учебная программа, рассчитанная не на уполномоченного по правам ребенка, а на любого учителя, для которого теоретические и методические разработки оформят в виде брошюры.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru