Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2005

Педагогическая мастерская

Начинаем играть!

Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива

Осень – пора неспешная. Природа навевает задумчивость, и мысли – так повелось на Руси давно, со времен Александра Сергеевича – парят над повседневностью, касаясь все больше вопросов «о главном». И не так уж важно, что именно представляет собой это «главное»: судьбы ли человечества, своя ли собственная жизнь или какая-то часть собственной жизни…

Жизнь в профессии – важная часть бытия почти всех современных людей. К психологам это относится в особенности, так как опыт показывает: психология – не только и не столько профессия, сколько образ жизни и склад мыслей человека. А это значит, что успешность в профессии («успехи в труде», как было принято говорить не так давно) – немаловажная составляющая общего ощущения успешности, если хотите – «опредмеченности» собственной жизни. Наверное, это относится не ко всем, но что-то подсказывает мне, что ко многим из нас.

Год за годом удлиняется век нашей профессии. Подходит к концу второй десяток ее жизни в рамках образования, но вопросы той самой «опредмеченности» остаются неопределенными. Нас то признают как важную силу развития современного образования, то отбрасывают на его периферию. Это в целом по стране. То же самое – в жизни конкретных школ и конкретных специалистов. То мы чувствуем себя востребованными, понятыми, плотно укоренившимися на «школьной полянке» связей и отношений, то нас вновь снаружи и изнутри одолевают вопросы: А зачем нужны школе психологи? А каков конкретный продукт их деятельности? А какова мера их ответственности? Да что они вообще могут?

Не знаю, может быть, есть среди нас, психологов, такие коллеги, которые раз и навсегда нашли свое место в образовании, укоренились – «опредметились» и избавились от навязчиво болезненных вопросов. Про себя могу сказать честно: не удалось. Вопросы эти периодически возвращаются. Их озвучивают то педагоги, то родители, то они сами собой возникают в ходе какого-нибудь особо «удачного» психологического мероприятия коллег по цеху или в результате собственных очевидных ошибок. Вот и съезд, прошедший в мае, способствовал их актуализации...

Начинается новый учебный год. Если нас и тех, кто работает вместе и рядом с нами, одолевают осенние вопросы о задачах и границах возможностей психолога в школе, то что можно предпринять? Как помочь себе и окружающим? Например, можно провести игру (семинар) с педагогическим коллективом на эту тему.

Игра-семинар такого типа была разработана и проведена нами с группой администраторов (директоров, завучей) и психологов Нижнего Новгорода (семинар организован по инициативе Нижегородского центра непрерывного образования). И сегодня мы с удовольствием делимся с вами ее сценарием.

Цель игры – определение тех изменений образовательной среды школы, которые связаны с деятельностью школьной психологической службы. Так как семинару предшествовала большая работа, к моменту проведения игры участники уже имели на руках первые варианты моделей деятельности психолога в конкретных школах с обозначением целей и задач, основных направлений и алгоритмов деятельности. Такую же работу необходимо провести и тем психологам, которые решат предложить подобное действие администрации своей школы. Желательно, чтобы ведущим игры был именно представить администрации, а не психолог.

Первая часть игры – информационная. Психолог знакомит педагогический коллектив (в другом варианте участниками игры могут быть председатели методических объединений и административный состав школы) с предполагаемой моделью своей деятельности. К этому моменту модель уже согласована с директором, а в нашем случае – создана в сотрудничестве психолога и директора. Желательно представить модель понятно, целостно и с привлечением наглядных средств: схем, таблиц и т.д. Очень важно, чтобы участники семинара в процессе рассказа психолога и его ответов на дополнительные вопросы действительно смогли себе представить, как будет происходить в этом году психологическая работа.

Второй этап игры – постановка конкретных вопросов для обсуждения на данной игре (семинаре).

Ведущий предлагает участникам для последовательного обсуждения три вопроса:

  1. Какие новые профессиональные и личные возможности открываются перед различными специалистами школы (классными руководителями, педагогами-предметниками и администрацией школы прежде всего) в связи с реализацией данного варианта психологической работы в школе?
  2. Каковы границы профессиональной компетентности психолога в рамках данной модели (то есть какие психологические проблемы и задачи образовательного процесса она не охватывает и что с этими проблемами и задачами делать)?
  3. Какие новые обязанности и направления деятельности появляются у различных специалистов школы в связи с реализацией данного варианта психологической работы и какие управленческие решения в связи с этим необходимо принимать?

Далее организуется работа по обсуждению поставленных вопросов. В случае если работает весь педколлектив, работа организуется по группам: создается несколько групп предметников (можно по методическим объединениям), группа классных руководителей и административная группа. Если работает небольшой коллектив, обсуждение можно проводить в форме групповой дискуссии.

Мы приводим результаты, к которым пришли участники семинара. С одной стороны, они весьма показательны, с другой – нужно помнить, что в игре участвовали завучи, директора и психологи, которые «прикладывали» к себе роли педагогов.

Итак, участники семинара выделили следующее:





Надо сказать, что участники семинара были очень довольны результатами этого этапа работы. Во-первых, речь шла о новых возможностях, о точках роста. Во-вторых, эти возможности обрели конкретную форму – и стало понятно, в сотрудничестве с каким специалистом они могут быть реализованы. Работа психолога словно приобрела новые краски. А можно сказать и так: она развернулась лицом к педагогам.

Отвечая на второй вопрос, участники обрисовали те психологические запросы образовательной среды, которые не удовлетворяются при построении психологической работы по тому или иному типу. В принципе участники восприняли такую постановку вопроса как совершенно естественную: психолог, даже целая психологическая служба не могут обеспечить решение всех психологических проблем. Скажем, никакая модель работы психолога в школе не охватывает семейных проблем педагогов, крайне редко (и правильно) школьные психологи вообще работают с личными проблемами учителей. Вопрос повышения квалификации педагогов в сфере психологических знаний или, скажем, их личностный рост – это тоже забота не школьного психолога. И так далее. У каждой модели психологической работы в школе свои «рамки» деятельности. Это нормально, и думать нужно о том, как с этими «не охваченными» психологическими вопросами быть: отправлять ли педагогов на курсы повышения квалификации, информировать педагогов о возможностях решения их психологических проблем и задач личностного роста вне школы, отставить их в сторону и т.д. Это отдельная тема для размышлений прежде всего администрации.

Наконец, третий вопрос, очень болезненный. С одной стороны, это совершенно естественно: психологическая работа в школе не может не приводить к расширению функционала и появлению новых направлений и форм деятельности других специалистов школы. Школа – это система, в ней все специалисты взаимосвязаны. В противном случае психолог оказывается вне системы школьных деловых связей, а его деятельность – практически неэффективной. Факт естественный, но как-то ускользающий из поля внимания как самих психологов, которые не оговаривают его с администрацией, так и администраторов, не предпринимающих необходимых управленческих шагов.

На нашем семинаре мы предложили участникам соотнести виды деятельности психолога (в рамках основных направлений его работы) с видами деятельности других специалистов. Работа также может быть организована по группам. Причем желательно, чтобы в каждой группе были и администраторы, и педагоги-предметники, и классные руководители. Каждой группе предлагается обозначить новые обязанности одного из школьных специалистов (например, классного руководителя). Психолог заранее готовит таблицы, в которых заполнен первый столбец: «Направления и виды работ, выполняемые психологом». Остальные столбцы заполняют участники на самом семинаре, а затем делятся друг с другом результатами.

В целом таблица выглядит примерно так:

В результате объединения таблиц, созданных каждой группой, получается сводная таблица. Ее анализ позволяет понять, как и в какой степени деятельность психолога изменяет (а по сути – усложняет) профессиональную деятельность других специалистов школы.

Дальнейшая работа может строиться различно. Можно непосредственно обсудить с коллективом школы, готовы ли люди к новым обязанностям. Можно принять эту информацию как факт, а затем разрабатывать систему управленческой поддержки деятельности психолога уже административным коллективом. В любом случае такой игровой семинар позволяет участникам увидеть психологическую работу в контексте всей системы работы школы, лучше понять возможности психолога и осознать те трудности, которые неизбежно возникают при реализации в школе той или иной системы его работы.

Это может быть хорошим началом нового учебного года.

Марина БИТЯНОВА,
профессор МГППУ, директор ЦПСО «ТОЧКА ПСИ»

Рейтинг@Mail.ru