Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2005

Книжная полка

Соковня И.И.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ
И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

М.: Просвещение, 2004

Современные дети значительно отличаются от своих сверстников 15–20-летней давности. Сегодня этот факт ни у кого не вызывает сомнений, но мало что меняет в системе воспитательной работы с детьми. Автор книги задается вопросом: можно ли сформировать у современных подростков, постоянно слышащих о наркомании и порнографии, стойкий стереотип здорового образа жизни? Автор не только дает положительный ответ, но и предлагает систему соответствующих занятий. Книга с таким содержанием, изданная в серии «Воспитание в современной школе», безусловно привлечет внимание педагогов, осознающих необходимость профилактических мероприятий по предупреждению нежелательных форм поведения.

Методическое пособие построено по хронологическому принципу и освещает специфику работы с детьми от 6–8 лет и до окончания школы. Автор предлагает разные формы работы: беседы и практические занятия, под которыми понимаются заполнение опросников, выполнение интеллектуальных тестов, организация ролевых игр.

Задумка автора вряд ли вызовет возражения – коррекция поведения, профилактика некоторых видов девиации, – чего нельзя сказать о ее воплощении. По прочтении складывается противоречивое впечатление о рекомендуемых автором способах оздоровления наших детей. С детьми всех возрастов, и подростками особенно, действительно надо разговаривать на самые разные темы, но кому и как? Трудно поверить, что педагоги готовы к проведению систематических занятий по формированию здорового образа жизни, – к этому необходимо подготовиться и одного пособия недостаточно. Известны случаи, когда некоторые беседы (например, о личной гигиене) весьма успешно проводили врачи. Кроме того, польза от подобных бесед будет только тогда, когда дети заинтересованы в получении необходимой информации.

Трудно не заметить и повышенного интереса автора к вопросам сексуального просвещения. Детям 13–14 лет предлагается тест на сексуальную аутоидентификацию, который предусматривает определение отношений со своим партнером (в частности, задается вопрос: «Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнером, прежде чем ваши отношения станут интимными?»). Вроде бы само собой разумеется, что девочки 15–17 лет поголовно озабочены вопросами контрацепции, и с этого же возраста автор рекомендует готовить подростков к браку. Кстати говоря, в свое время в школах пытались ввести курс «Этики и психологии семейной жизни», к которому оказались не готовы не только дети, но и педагоги: все-таки о некоторых вещах следует говорить дома, подобрав для этого подходящий момент.

Каждый педагог, который возьмет в руки эту книгу, сам определит, насколько она может оказаться ему полезной в деле воспитания детей. Руководителям учебных учреждений было бы неплохо знать о существовании такого методического пособия, с тем чтобы принять решение о целесообразности обращения к нему в ходе подготовки детей к взрослой жизни.

Рецензию подготовила Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru