Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–9/2005

Продолжая разговор о системе требований к режиму организации образовательного процесса и определив временные и нормативные рамки условий, мы переходим к конкретным позициям распорядка обеспечения принятого в ОУ режима работы:

В приказе «О режиме деятельности ОУ № …» необходимо отразить:

  • сроки начала и окончания …учебного года;

регламент деятельности ОУ в периоды начала и окончания учебного года;

  • сроки и регламент проведения каникул в … учебном году;
  • сроки учебных периодов в … учебном году;

регламент деятельности ОУ в периоды начала и окончания учебной четверти (триместра, семестра, полугодия);

  • режим работы ОУ (по 5-дневной, 6-дневной неделе, смешанный режим);
  • регламент учебного дня: для 1-й смены (начало, окончание),

для 2-й смены (начало, окончание);

  • регламент начала и окончания учебного дня;
  • регламент урочных и внеурочных занятий,

перерывы между обязательными и факультативными занятиями;

  • регламент уроков (расписание звонков): для 1-й смены,

для 2-й смены;

  • регламент начала и окончания урока;
  • регламент проведения перемен (питание обучающихся, прогулки, динамические паузы);
  • регламент работы аппарата обеспечения организации образовательного процесса:

администрации ОУ, учебной части, библиотеки и ксерокса, медицинского кабинета,

технической службы, службы охраны порядка и дежурства по ОУ и т.д.

Выполнение принятых в ОУ норм организации режима деятельности учреждения определяется, прежде всего, действиями руководства по ознакомлению с этими правилами педагогов, обучающихся и их родителей. С другой стороны, порядок, установленный в начале года, должен будет поддерживаться в течение всего периода. А поддержание его невозможно без определения функции каждого участника управления: от руководителя до ученика. И после того, как нормы и правила определены и каждый, участвующий в организации школьной жизни, знает, что, когда и как он должен делать, мы должны услышать поступь…

J  Нет, не Командора…
L  А внутришкольного контроля…

Итак, определив РЕЖИМ КАК ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ОСНОВУ РАСПИСАНИЯ образовательного учреждения, приступим к формированию содержания расписания.

Как пел любимый Ю. Визбор:

«Наполним музыкой сердца,
устроим праздники из будней,
своих мучителей забудем…»

Поверь, после написания всех необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих режим жизнедеятельности ОУ, работа над составлением расписания станет для нас… и музыкой, и праздником.

- М-да… Мендельсон… «Песня без слов»… Одна радость, что составлять расписание директору не надо…

- Да, надо только в нем хорошо разбираться…

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:

п. 41. Образовательный процесс в ОУ осуществляется на основе учебного плана … и регламентируется расписанием занятий.

Позиция 2: Учебный план образовательного учреждения должен быть ПОЛНОСТЬЮ реализован в расписании занятий. Следствиями данного постулата становятся следующие важные линии нашего неусыпного внутришкольного контроля:

  • «всевидящий глаз» должен определить соответствие учебной нагрузки, зафиксированной в учебном плане, и недельной нагрузки класса в расписании:

Именно столько уроков и согласно перечню учебных предметов учебного плана таких уроков должно быть предоставлено в расписании для учащихся данного класса.

Знай! Что любой проверяющий инспектор может пойти дальше... и проверить соответствие учебного плана, школьного расписания... и записей расписания в дневниках обучающихся! Вот тут-то мало не покажется! Поэтому лучше сам включи эту позицию во внутрешкольный контроль.

«Всевидящий глаз» должен увидеть не одно расписание для обучающихся, а целых два:

  1. расписание уроков;
  2. расписание внеурочных занятий.

Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Приказ Минздрава России от 06.08.99 № 309)

Раздел 2.9. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса:

2.9.14. Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Очень важный совет:

НИКОГДА НЕ ДОПУСКАТЬ В РАСПИСАНИИ перенесения урочного цикла учебного плана во внеурочный и наоборот!

То есть нельзя путать обязательный блок занятий с внеурочными занятиями по выбору, которые являются факультативными (дополнительными) и могут проводиться только после перерыва между циклами учебного дня!!! «Всевидящий глаз» должен видеть не одно и не два расписания, а целых… ЧЕТЫРЕ: два расписания для обучающихся и еще два расписания для учителей:

  1. расписание уроков для учителей;
  2. расписание-график проведения учителями внеурочных занятий.


Появление четырех расписаний – не прихоть, а суровая необходимость выполнения учебного плана.

Учебный план для обучающихся должен быть реализован в расписании для ОБУЧАЮЩИХСЯ!

…и в расписании для ОБУЧАЮЩИХ!

Каждое из них соответствует своим задачам, а выполнение этих задач становится объектом нашего неусыпного контроля:

Расписание уроков для обучающихся – это циклограмма недельной обязательной нагрузки учеников. ВШК:

  • соблюдение учебного плана по предметам в каждом классе;
  • соблюдение предельно допустимой урочной нагрузки обучающихся.

Расписание внеурочных занятий по выбору для обучающихся – это циклограмма недельной факультативной (дополнительной) нагрузки учеников. ВШК:

  • соблюдение возможности предоставления выбора предметов для обучающихся в рамках учебного плана;

Совет:

«Чтобы не было мучительно больно»… потом после проверки КРУ расставаться с часами факультативов и консультаций, заложенных в учебном плане и даже записанных в журнале, но не представленных в расписании!!!!

  • соблюдение допустимой аудиторной нагрузки обучающихся.

Расписание уроков для обучающих – это циклограмма недельной урочной нагрузки учителей. ВШК:

  • соблюдение расстановки кадров и утвержденной тарификационной нагрузки каждого педагога;
  • а это одновременно и финансовый контроль!

Расписание внеурочных занятий обучающих – это циклограмма недельной внеурочной нагрузки педагогов. ВШК:

  • выполнение утвержденной тарификационной внеурочной нагрузки каждым педагогом;
  • соблюдение организации внеурочных занятий после перерыва между обязательным и дополнительным циклами.

Вот так, а в должностной инструкции заместителя директора по УВР записана по этому поводу всего-то одна фраза: составление расписания… Поэтому в функциональных обязанностях этого работника ОУ № … не забудь написать про необходимость составления четырех расписаний…

Совет:

И тогда помни, что установление доплат за «увеличение объема работ по основной должности» ты уже не можешь сделать, поскольку составление четырех расписаний вместо одного определено в функциональных обязанностях, а вот установить надбавку за «интенсификацию труда» – нужно и необходимо, если, конечно, результат труда данного работника соответствует требованиям к расписанию…

Какие же требования предъявляются к составлению расписания? О! Документов и книг по этому поводу написано немало, мы же в первую очередь определим для себя круг вопросов, касающихся

Позиция 3: Неукоснительного соблюдения нормативов к составлению расписания.

И главным для нас по-прежнему является документ:

Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Приказ Минздрава России от 06.08.99 № 309).

Раздел 2.9. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса:

2.9.15. В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.

Для учащихся 5–9-х классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5–9-х классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

А вот после этого пункта я от комментария не воздержусь… Ведь приведенные строки в столь значимом государственном документе являются прямым нарушением этики по отношению к педагогам музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, поскольку они напрямую противопоставлены так называемым «основным предметам». И таким образом Главный санитарный врач Российской Федерации, утвердивший эти санитарные правила, дает всем работникам образования, родителям и их детям право делить предметы, входящие в перечень предметов Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ, на основные и не основные! И что потом делать учителям данных предметов, учебная мотивация к которым у детей и их родителей изначально именно так сформирована? Как в этом случае надо работать руководителю ОУ по созданию в школе атмосферы единства педагогических требований в учительском коллективе? Стоит ли объяснять нашим высокопоставленным чиновникам, что именно через занятия музыкой и изобразительным искусством мы получаем ту маленькую толику надежды взрастить в детях Человека Культуры, через занятия трудом – Человека Труда, через занятия физкультуры – Человека, знающего цену Здоровью.

Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Приказ Минздрава России от 06.08.99 № 309

Раздел 2.9. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса:






2.9.17. Школьное расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся (приложение 6).

  • Обращаю твое внимание на то, что приводимое в документе приложение имеет гриф «рекомендуемое». Это означает, что тезисы этого документа носят не приказывающий и инструктивный, а рекомендательный характер.

Позиция 4: Опыт показывает, что придерживаться основных позиций этих рекомендаций желательно, и не из страха получить нагоняй от проверяющего, а по здравому смыслу, ведь мы же сами заинтересованы в том, чтобы расписание занятий способствовало качеству учебной работы, а не являлось тормозом ее осуществления.

Эти рекомендации основаны, с одной стороны, на оценке работоспособности детей разного возраста в разные периоды недели и учебного дня и представляют собой такую общую схематичную картину:

С другой стороны, рекомендации разработаны с учетом так называемой трудности предметов.

В течение последних десятилетий достаточно широко использовалась и продолжает быть рекомендованной известная таблица И.Г. Сивкова (1975г.!), оценивающая «трудность каждого предмета» в баллах: математика – 11, иностранный язык – 10, физика, химия – 9, история – 8, родной язык, литература – 7, естествознание, география – 6, физкультура – 5, труд – 4, черчение – 3, рисование – 2, пение – 1. Безусловно, ею можно пользоваться в практической работе по составлению расписания, но, во-первых, за почти 30 лет со дня опубликования этой таблицы появились новые предметы (например, информатика) и новые педагогические технологии, а во-вторых, оценка «трудности предмета» в восприятии обучающихся сейчас становится все более дифференцированной и индивидуальной. И если дети высоко мотивированы к изучению, например, математики или иностранного языка, то они наверняка назовут их самыми интересными, но не самыми для них трудными предметами.

Поэтому, зная ритм учебной недели и учебного дня, необходимо с учетом специфики программы каждого класса строить расписание так, чтобы,

  • во-первых, в пики работоспособности попадали занятия, требующие от учащихся интенсивных затрат психофизиологических ресурсов;
  • во-вторых, четко использовалась рекомендация, которая не потеряла актуальности за все эти годы, а наоборот, становится очень важной с учетом все возрастающей перегрузки учащихся:

Гигиенические требования к расписанию уроков (абз. 5):

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

  • в-третьих, при утверждении графика контрольных работ исходить из такой рекомендации:

Гигиенические требования к расписанию уроков (абз. 4):

Контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

Есть, пожалуй, главная рекомендация, непрописанная в требованиях и правилах, – это рекомендация ЗДРАВОГО СМЫСЛА в разработке расписания, основанная на том, что любое расписание, составленное по самым новейшим методикам и научным рекомендациям, «разобьется вдребезги», если учитель урок не продумал и не подготовил, хотя имеет возможность использования самого продуктивного времени в расписании. И наоборот, если дети мотивированы на изучение этого предмета и учитель умеет организовать учебную деятельность на уроке так, что дети забывают об усталости и с удовольствием бегут к этому педагогу на 6-й урок в конце недели. С другой стороны, здравый смысл не позволит бездушно эксплуатировать обязанность обучающихся выполнять учебный план, расписание реализации которого не учитывает уровень функционального утомления ученика.

И раз уже мы заговорили о здравом смысле, то необходимо при составлении расписания учитывать еще одну важную позицию:

Позиция 5: Бывают похожие учебные планы в образовательных учреждениях. Бывают сходными позиции режима занятий. Для нас всех едины требования и рекомендации к составлению расписания. Но сами расписания – это ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЧЕРК образовательного учреждения.

Становление и обретение этих индивидуальных черт зависит от многих причин, часть которых можно отнести к объективным особенностям ОУ, например: специфика здания, включающая и количество, и размещение помещений, наличие первой, второй, а бывает и третьей смены занятий. О других, субъективных, особенностях образовательного учреждения мы судим, когда видим сами расписания, по которым всегда становится ясно, что является ведущим приоритетом ОУ: расписание, конечно же, «ради детей», но прежде всего оно для учителей. Или, несмотря на все сложности с педагогическими кадрами, расписание строится прежде всего с учетом подходов к формированию качественного расписания для учащихся.

«Всевидящий глаз» обязательно заметит ровное, или, как говорят учителя, «без окон», расписание педагогов и «рваное», с перерывами в урок, расписание детей. И эти ничем не объяснимые, кроме плохого качества составления расписания, дыры в расписании учащихся называют «самоподготовкой», «динамической паузой» и т.д., на самом деле об этом можно придумать новую сказку со старым названием: «Сказка о потерянном времени», которое дети теряют по независящим от них обстоятельствам. При этом о боях учителей с завучем, который «посмел» сделать окна в расписании педагога, известно в каждом ОУ. Существуют две школьные аксиомы:

Поэтому прежде всего от руководителя ОУ и его управленческой команды зависит формирование установок в педагогическом коллективе, определяющих основной приоритет расписания:

Сериал «Гримасы директорских будней». Серия «Будни завуча…»

Определить «руководящую и направляющую линию» важно и нужно, однако жизнь с ее непредсказуемой изобретательностью будет всегда вносить в наши самые правильные постулаты свои коррективы:

…у учительницы маленький ребенок, и она не успевает начинать работу с первого урока, да и забирать ребенка из детского сада ей рекомендуют до обеда…

…учитель-совместитель может работать у нас только по понедельникам и субботам, а предмет его относится к разряду сложных…

…необходимость введения групповых занятий по профильному предмету увеличила нагрузку учителя и требует такого изменения в расписании, чтобы обучающиеся одной группы учились на первом уроке, а другой группы – на последнем…

…часов учебного плана по этому предмету много, а тематических кабинетов мало, и какие классы в этих кабинетах работают чаще, а какие-то – очень редко…

…и пр., пр., пр.

К тому же интеллигентная форма обращения к учителям с просьбой записать свои пожелания к расписанию в тетрадочку, которая лежит в учительской, подчас превращается для завуча в решение задач с (х + у + z + …) неизвестными. Полюбопытствуй. Порой эта «Тетрадь желания» превращается в книгу жалоб (на свою жизнь) и предложений (по улучшению лично моей ситуации, не взирая на сущностные проблемы детей)…

ЧТО ДЕЛАТЬ? – каждый раз решает завуч. И в решении важной для него проблемы: что важнее, приоритет учителя или требования к составлению расписания, не оставляй завуча один на один с проблемой, а бери, дружок, ответственность на себя, если речь идет о графике работы учителя, в котором нуждается школа, который нужен и необходим детям.

КТО ВИНОВАТ? – не подлежит сомнению. Когда придет проверяющий, ты будешь иметь свою твердую и осознанную позицию, поскольку такое расписание мы делаем не ради самого учителя, а ради детей, чтобы они смогли учиться именно у этого учителя…

К существенным субъективным условиям составления расписания в ОУ относится обладание заместителем директора такими умениями и навыками, которые сродни технологиям… мага, чародея и кудесника, который из невозможного делает возможное, из желаемого и ожидаемого - реальное, четкое и взаимоувязанное…

Расписание - это не только умение заместителя директора, соблюдая нормативы, требования и инструкции, учитывая субъективные для школы, но очень объективные для жизни каждого педагога причины, оценивая нагрузку и возможность оптимального распорядка учебной деятельности детей, создавать организационно и финансово безукоризненный документ, по которому начинает жить школьный организм.

И поскольку расписание является одним из основных нормативных документов образовательного учреждения, оно, естественно, чаще всего и подлежит проверке…

Почти как у Льва Толстого:
«Все счастливые школы похожи друг на друга, каждая не счастливая школа, когда к ней приходят с проверкой, несчастлива по-своему».

Позиция 6: Бывают похожие проверки в образовательных учреждениях. Бывают сходными позиции в замечаниях, записанных по итогам проверок. Для нас всех любая инспекция – не подарок. Но неизбежность проверок мы должны воспринимать как… «объективную реальность, данную нам в ощущении…» И БЫТЬ К НИМ ВСЕГДА ГОТОВЫМИ. А это станет возможным тогда и только тогда, когда главным контролером станем мы сами.

Поэтому вопросы внутришкольного контроля для руководителя ОУ должны быть именно такими, какие возможно возникнут у инспекции. И организуя ВШК по качеству составления расписания, ты теперь наверняка включишь в контроль все те позиции, о которых мы говорили. Радует только одно: тебе осуществлять эту функцию легче, чем человеку со стороны, ведь ты сам знаешь внутренние подводные камни и течения и как опытный лоцман свой щуп определения глубины огрехов будешь запускать именно в то место, где они реально существуют. А дальше многое будет зависеть от самого проверяющего… Помни, что твое присутствие, хотя бы в начале твоей руководящей деятельности, при проверке расписания должно быть обязательно. Во-первых, наберешься… новых знаний по вопросам «Требования к расписанию», во-вторых, своей широкой спиной будешь защищать все ошибки, которые найдет проверяющий, а он их обязательно найдет, даже если расписание будет безукоризненным… Ведь проверяющий сам знает, что в природе безупречных расписаний не бывает… Поэтому, если по итогам проверки ты получишь такую запись: «…в расписании обнаружены незначительные несоответствия требованиям», то это будет хорошо. А еще лучше: «…расписание ОУ № … на … уч. год соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к расписанию…» Вот тогда пляши! Ты победил! И не забудь при всех коллегах похвалить завуча! И мысленно поздравь себя за четкую организацию ВШК соответствия расписания учебному плану и нормативным требованиям.

Вот так, а в должностной инструкции руководителя написано:

«Руководитель утверждает расписание занятий образовательного учреждения…»

Поэтому, прежде чем браться за ручку и печать, вспомни:

Вот, кажется, теперь все готово к началу занятий, и можем приступать к святая святых – образовательному процессу. Проверим. С учебными планами – порядок. С расписанием основные позиции понятны. Учебниками и пособиями обеспечены…

Стоп! А ты уверен?

§ 10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Давай-ка, заглянем в этот тихий и райский уголок общения с прекрасным – в библиотеку, а то в суете нашей жизни некогда порой зайти к нашим работникам библиотечного искусства…

Чем и как живут библиотекари в общеобразовательном учреждении? Не забывай, что они не только библиофилы и специалисты по работе с книгами, они, так же как и мы, – педагогические работники…

Наш переход к этой теме не случаен, потому что мы не только идем в библиотеку, а приступаем к вопросу, связанному с

ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УЧЕБНИКАМИ, ПОСОБИЯМИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Да… перед началом учебного года этот тихий и благородный мир перевернулся…

Идет главная библиотечная страда – «выдача учебников»…

А в конце учебного года опять наступит еще одна библиотечная страда… теперь она называется «прием учебников»…

Что же в жизни и ритме работы библиотеки скрывается между этими бурными периодами? Тишина, покой, забвение? Отнюдь… Ведь не всякий библиотекарь пойдет работать в школьную библиотеку, где помимо любимой работы с книгами есть еще уникальная работа, связанная с педагогическим общением с детьми…

Библиотека [греч. biblion (книга) + thekк (хранилище)] –

  • собрание печатных, а также рукописных материалов;
  • помещение для хранения книг,
  • учреждение, осуществляющее общественное пользование всеми видами печатных изданий.

И поскольку речь идет о библиотеке общеобразовательного учреждения, то мы будем знакомиться с системой ее работы с учетом следующих позиций:

Конечно, выделение таких элементов в системе работы библиотеки образовательного учреждения может вызвать недоумение у людей, трепетно относящихся к «библиотеке как сконцентрированной памяти человечества». Но для понимания организации деятельности этого подразделения в ОУ такое «препарирование» сделать необходимо, поскольку мы должны увидеть работу каждого элемента в этом сложном механизме обеспечения образовательного учреждения.

То что библиотека ОУ является собранием печатных материалов, не вызывает сомнения. И в этом мы должны увидеть две обязательных функции библиотеки, которые мы рассмотрим в следующем номере.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru