Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Тема для педсовета

Операция на открытом сердце

К сожалению, в некоторых школах о том, что здесь еще помнят о воспитании школьников, говорит лишь наличие завуча по ВР. Результативной работы – ноль. Проводимые в школе мероприятия не «усваиваются» детским организмом, проходят мимо. Воспитания не добиться «галочкой» в плане. Оно требует подлинной заинтересованности педагогического коллектива и ежедневных вложений – взглядом, жестом, поступком.
На страницах «Управления школой» о воспитании в современной школе размышляет директор МОУ лицей № 1 г. Перми
Леонид ЛУРЬЕ.

Сейчас много говорится о преобразованиях школы. И хочется получить ответы на вопросы: к какому состоянию модернизация в конце концов должна привести ее? каким должен быть воспитательный процесс в новой, модернизированной школе?

Пытаясь понять суть реформ, каждый из нас создает в воображении ту школу, которая должна получиться. У одного она выглядит фантастически, у другого более или менее реально. Мы всматриваемся в разные образовательные учреждения и пытаемся совместить в обобщенном образе то лучшее, что видим вокруг. Но что подразумевается, когда идет разговор о том, что школа должна быть на уровне современных, признанных в мире представлений об образовании, – большое число компьютеров на одну школу или хорошая организация детского питания? Мы должны перенимать не эту внешнюю оболочку, а некие сущностные константы: права человека, либеральные ценности, гуманистические отношения между людьми. Это общие формулировки, но благодаря курсу, взятому на них, воспитательная деятельность разных народов фактически едина во многих уголках мира.

Однако на что бы ни ориентировался воспитательный процесс, сначала нужно понять, какими воспитательными ресурсами располагает российская педагогика – что ей нужно оставить в прошлом, а с чем двигаться вперед.

Как и в Советском Союзе, в нынешней России скорее всего неизменной составляющей учебно-воспитательного процесса останется должность классного руководителя. Это специальный человек, который осуществляет воспитательную деятельность. Он наделен полномочиями решения многих организационных вопросов, которые связаны с работой класса, а также несет ответственность перед школьной администрацией за то, чтобы воспитательный процесс происходил точно в соответствии с указаниями. Естественно, воспитание – задача не только классного руководителя: на душу ребенка могут воздействовать педагоги любого предмета. Просто воспитательная миссия классного руководителя – целенаправленная.

Вряд ли стоит брать в будущее такой популярный метод воспитания, как наказание. Наказание в воспитательной деятельности – акт неприемлемый. Во-первых, это механизм воздействия на психику ребенка. Во-вторых, кто дает право учителю использовать наказание? И, в-третьих, если быть откровенным, этот метод не всегда дает положительный результат.

Напротив, метод личного примера вполне нам подходит. Мы все знаем картину, где фигурирует Ленин на коммунистическом субботнике. Таким образом большевики пытались утвердить в сознании окружающих, как самозабвенно они трудятся, и вдохновить на труд всех остальных. Так может происходить и в школе. Личный пример – вполне приемлемый способ организации коллектива на выполнение какой-то работы. Только педагогу нужно помнить, что если вслед за достойным поступком он осуществляет шаги, слабо соответствующие первоначальному примеру, то этот личный пример отторгается.

Судя по всему, нам придется жить в ситуации, когда образование – услуга. Мы легко скатились до этого уровня. И это содержательно меняет воспитательный процесс. Родители заплатили за ребенка – извольте предоставить услугу. Они считают, что откупились, и ответственность за ребенка перекладывают на школу. Так происходит искажение воспитательных процессов. Это нужно исправлять.

И, конечно, говоря о школьном воспитании, я не могу не упомянуть о необходимости диалога учителя с классом. При этом нужно не забывать об исключительной ответственности: когда мы устанавливаем диалог с учеником, то осуществляем действие, напоминающее операцию на открытом сердце, потому что душа ребенка обнажается. Доверие, которое оказывает нам ученик, говоря о своих трудностях, требует деликатнейшего отношения. А кроме того, учитель выступает носителем культуры, духовных ценностей. Принятие их школьником и есть задача воспитания.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru