Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Инновации

Работа да руки – надежные в людях поруки

Программы продуктивного образования учат и словами, и делами

Италия, Испания, Америка, Финляндия, Польша, Германия, Греция и другие государства вписали в историю своих стран такие события, как конгрессы Международной сети продуктивных школ (INEPS).
Россия это делает второй раз: в 1993 году ей «достался» 5-й конгресс, теперь – 17-й.

Продуктивное обучение (productive learning) – результат самостоятельной образовательной деятельности учащегося, выполняемой на основе индивидуальной программы на ¬реальных рабочих местах и при поддержке педагога.

Это обучение принципиально ¬отличается от традиционного школьного, поскольку подростки учатся на основе индивидуальных программ, исходя из собственных интересов и ¬ответственного выбора, а педагог ¬перестает выступать в роли учителя-предметника. Он становится тьютором, консультантом, научным руководителем, проектировщиком совместной ¬работы.

Образование, становясь продуктивным, меняет сущность и содержание отношений подростка и взрослого: исчезает односторонняя ролевая зависимость ученика от учителя, их взаимодействие делается равноправным, деловым, договорным, а образовательные процессы более свободными и ценностно-значимыми для обоих.



Директор Лора Дмитриева:
«Не могу не признать,
что школы пока очень
по-разному оценивают
пользу продуктивного обучения…»

Демократическую организацию образования в продуктивной школе обеспечивают, с одной стороны, сами учащиеся и педагоги, которые взаимодействуют на основе демократических норм соуправления и самоорганизации. С другой стороны – партнерские отношения тьюторов, администрации школы, сферы производства и управления. Это позволяет обеспечить единство образовательного процесса и проектной деятельности подростков на реальных рабочих местах. Без равноправных и открытых отношений между подростками и взрослыми, педагогами и управленцами продуктивные школы испытывают значительные за¬труднения в развитии.

Продуктивная школа – одна из наиболее перспективных моделей организации средней и старшей школы: в ней соединены индивидуальные интересы подростков, их активный профессиональный поиск и пробы, мотивация и стремление практически проявить свои способности.

Идеи продуктивного образования близки не только педагогам, ученикам и родителям, но и работодателям (правда, не многие работодатели пока с ними знакомы по причине плохо отлаженного процесса популяризации). Они полностью разделяют мнение, что технологии и подходы к работе постоянно совершенствуются и поэтому обучение через деятельность – например, при прохождении трудовой практики на настоящем предприятии – является адекватным способом знакомства с профессией и освоения профессиональных знаний и навыков. При таком подходе подросток может понять, какая профессия ему действительно ближе, ощутить особенности трудовых взаимоотношений и специфику совместной работы на общий результат, создание конкретного продукта.

Международное движение продуктивных школ началось в 1972 году с основания в Нью-Йорке школы, которая называлась «Город–как школа». Группа педагогов средней школы, куда входили руководитель департамента средних школ, директора и учителя различных школ, объ¬единили усилия, чтобы попытаться создать идеальную модель школы для следующего тысячелетия. Руководитель средних школ искал педагога для осуществления этой идеи. Место было предложено Фредерику Каури – помощнику директора школы по английскому языку. Он немедленно согласился, заложил основы новой школы и сделал ее тем, чем она, по сути, является и сейчас.

В 80-е гг. такие школы появились в Европе – лидером была Германия. Так стала развиваться Международная сеть продуктивных школ, в которой сегодня – десятки стран.

Россия присоединилась к международному движению в 1990 г. Зачинателем стал Санкт-Петербург, где создали Институт продуктивного обучения и сеть площадок, на которых выполнялись проекты продуктивного обучения. В 1994-м к движению присоединилась Москва. Затем Кемерово, Сочи, Саратов…

«Школа самоопределения», г. Москва

В движении продуктивных школ с 1995 года.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы и места социальных, творческих или исследовательских практик. Регулярно организуются различные экспедиции. Такие практики – часть содержания образования, они включены в учебные планы и индивидуальные программы учащихся.

По итогам работы на реальных рабочих местах или выполнения собственных проектов они готовят образовательные отчеты. Каждый проект защищается публично.

Работает медиацентр, в котором старшие учащиеся помогают всем желающим в проектной деятельности.

Школа № 15, г. Одинцово

Общеобразовательная школа с техническим уклоном. Школьники учатся на основе индивидуальных программ и работают в городе в сфере социальной помощи и сервиса.

Также учащиеся выполняют проекты художественной направленности, что позволяет школе участвовать в выставках и ярмарках.

Выпускается газета.

Школа имеет развитую материально-техническую базу. Это помогает строить разнообразную деятельность.

«Школьник» – учебно-производственный центр на базе МУК, г. Кемерово

В движении продуктивных школ с 1994 года.

Постоянно работают мастерские, учебные лаборатории. Есть учебное производство, кондитерский цех, мастерская по пошиву одежды, выполняющая реальные заказы (например, для детских домов). Регулярно оказывается социальная помощь населению.

Значительная часть проектов имеет художественную направленность, производится сувенирная продукция. Есть свой небольшой магазин, где и продаются результаты творческой работы учащихся.

Распространена летняя практика подростков.

…У московского МУК «Хамовники» возраст солидный – учреждению исполнился 31 год. Из них десять последних лет отдано проекту «Город – как школа». Директор МУК Лора Дмитриева считает, что опыт первых двух десятилетий тоже не стоит сбрасывать со счетов – без этого фундамента сегодняшние достижения, о которых она нам рассказала, были бы вряд ли возможны.

– Мы принимаем детей от 11 до 17 лет (из общей численности самую большую часть составляют ученики 7-х, 8-х и 9-х классов). Обслуживаем 13 школ. В течение недели нас посещают более двух тысяч учащихся.

Обучаются дети в разные сроки – от двух до семи лет. Дело в том, что школы очень по-разному представляют себе роль такого продуктивного обучения, поэтому выделяют на него разное количество часов. Школа, которая хочет более глубоко погружаться в эту проблему, дает их больше. А некоторые выполняют лишь обязательный минимум. В связи с этим с каждой школой заключается индивидуальный договор. Не могу не признать, что разный взгляд школ на проблему усложняет нам организационный процесс.



Работы из кабинета художественной

обработки материалов МУК
«Хамовники»

В течение последних десяти лет работы в проекте мы прошли разные ступени: от понимания того, что такое продуктивное обучение, до соотнесения этих понятий с требованиями того общества, в котором мы живем, то есть стандартами нашего образования.

Примерно три года назад мы вступили в новый период работы. Его цель – изменение содержания образования и создание индивидуальных программ для учащихся старших классов. Определились основные направления работы, которые сейчас и сопровождают наши подходы. Например, создание концепции основ продуктивного обучения; выявление содержания форм и методов личностно ориентированного образования; разработка критериев показателей готовности школьников; создание банка диагностических процедур; выявление готовности школьников к профессиональному самоопределению; разработка методического и материально-технического обеспечения. В том числе разработана организационно-функциональная модель, на которой я остановлюсь.

Первая ее часть – для учащихся основной школы: ребят с пятого по девятый класс.

5–6-е классы мы рассматриваем, как «инкубатор». Его цель – приобретение учащимися первоначальных навыков. Дети погружаются в профессию, осваиваются.

На уровне 7–8-х классов ставится новая цель – сформировать у школьников умение принимать решения в жизни и профессиональной деятельности. Это идет на практико-ориентированном уровне, то есть ребенок на деле овладевает какой-то деятельностью. Здесь почти нет теоретических занятий.


Много лет назад ученики сами
водрузили в классе эту машину,
чтобы иметь наглядный пример

9-е классы выбирают индивидуальную траекторию. К окончанию девятого класса ребенок должен определиться: пойдет ли он в старшую школу, уйдет в начальное или среднее профессиональное образование или пойдет работать (к слову, в старшую школу переходит примерно 70 процентов детей). Здесь я хочу привести результаты. Когда ребенок 7–8-го класса впервые приходит к нам, мы спрашиваем его о том, что он думает о своей будущей профессии, как собирается достигать профессиональных целей. Из десяти человек только двое могут это внятно объяснить. А к окончанию 9-го класса сформированный, обоснованный профессиональный план имеют восемь из десяти учеников.

Сейчас я перейду к организационно-функциональной модели старшей школы. Цель всей старшей школы – социально-профессиональная адаптация в процессе обучения в школе, для того чтобы уже твердо обоснованный профессиональный план позволил ребенку выбрать дальнейшее профессиональное образование или работу.

Вся предыдущая схема, о которой я говорила, готовит ребенка к тому, чтобы в 9-м классе он добровольно выбрал одно из трех предлагаемых нами направлений: техническое, социально-гуманитарное или экономическое. Это будет полностью решением ребенка, сделанным на основе его интересов, опыта в средней школе, советов родителей и школы.



Оформление кабинета правил дорожного движения,
основ управления и безопасности движения

В старшей школе, определившись с направлением, подростки получают общую подготовку – стандарт. И имеют возможность выбрать из предложенного ряда элективные курсы. Курсы могут быть схожими по тематике с направлением, а могут быть совершенно противоположными. Например, ребенок выбрал социально-гуманитарное направление, а элективное занятие у него – подготовка на курсах водителей. Просто он так хочет!

Кстати, когда сейчас заметную роль начинает играть портфолио, у ребенка есть шанс представить диплом или другие награды по той деятельности, которую он освоил.

И большое внимание в старшей школе уделяется социальным практикам – работе на реально действующих рабочих местах. Если вспоминать первые двадцать лет работы из тридцати, то тогда дети, которые оканчивали нашу школу, получали квалификацию, равную начальной профессиональной подготовке. Разряды, по которым они могли работать, были начальными – первый и второй. Когда выпускники поступали на работу после окончания старшей школы, им достаточно было 2–4-х месяцев, чтобы достичь нужной квалификации по специальности. Такой уровень подготовки мы смогли сохранить. Это действительно хорошо помогает детям, а особенно тем, кому по разным причинам недоступно высшее образование.

Результат работы в старшей школе заключается в следующем: когда мы анализируем поступление в учебные заведения после ее окончания, восемь ребят из десяти идут учиться по тому профилю, который они изучали в школе.

Участники 17-го конгресса Международной сети продуктивных школ в своих выступлениях предостерегали новичков: в этом деле важно избежать имитации деятельности и соблазна назвать продуктивным любое сделанное педагогом и учеником дело. Продуктивное образование имеет несколько критериев:

  • индивидуальные программы и самостоятельная учеба подростков;
  • реальная работа подростка на рабочих местах и его практики, включенные в учебный процесс и засчитывающиеся как основа обучения;
  • групповая работа и рефлексия вместо классно-урочной системы;
  • самооценка, зачеты, групповое оценивание вместо оценок;
  • педагог-консультант и тьютор вместо учителя-предметника;
  • учебная мастерская с современным оборудованием для подготовки образовательных отчетов и проектов.

Но основной из них – демократичная система образования: отход от администрирования, становление открытого, партнерского стиля управления на всех уровнях, утверждение реального сотрудничества детей и взрослых, развитие демократического уклада жизни школы.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru