Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Позиция

Движение есть, а продвижения нет

Сумеем ли организовать реформирование школы
или превратим его в очередную кампанию?

Поводом для написания этой статьи послужила научно-практическая конференция «Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса»*. На взгляд нашего автора, принимавшего в ней участие, выступления представителей науки и практиков показали, что сегодня преобладает традиционный подход поиска неких волшебных дидактических методов. А насколько успешно можно построить новое старыми методами?..

Вопросы дисциплины и свободы, которая всегда была залогом демократии, остаются актуальными в современной школе. Одни полагают, что бывшая «совковая закомплексованность» никогда не должна вернуться, ибо это будет своего рода доказательством отката от демократических завоеваний 90-х гг., но периодически все-таки появляются попытки ограничить тот беспредел, который фактически захлестнул общество. Однако немедленно активизируются рьяные борцы за свободу демо¬кратии и начинают пугать всех самыми суровыми воспоминаниями из прошлого, абсолютно не соотнося причины и следствия, цели и задачи, общее и частное: якобы главное – воздействовать на эмоции средствами картинки пострашнее и поэффектнее. И непроизвольно мы действительно начинаем как-то вяло, но соглашаться, боясь скорее по привычке «а вдруг…».

Вместе с тем тенденции в обществе молодых людей, которые ярко присутствуют в виде безграничной, мягко скажем, свободы поведения, ввергают в глубокое уныние: «А что же дальше?» Телевидение проводит опросы, дискуссии во всевозможных ток-шоу, стараясь убедить в том, что это своеобразные болезни роста, которые естественным образом проходят сами собой по мере взросления. Опасно то, что часть психологов, приглашаемых на подобные беседы, соглашается с мнением о «преходящем безумии», будто бы обязательном для формирования чувства свободы личности. Они рассуждают о естественных процессах роста, сопряженного с выбросами гормонов, с потребностью демонстрации себя… Ищут причины этих явлений в экономической нестабильности общества, в неадекватности методов воспитания современной школы… Вяло сетуют на потерянную мораль, на утраченную нравственность, но с настойчивостью отказываются говорить об элементарной дисциплине, боясь показаться «прокоммунистом», «профашистом» или просто ретроградом.

Что же такое дисциплина?

Обратимся к авторитетному и независимому мнению классика, чья деятельность педагога-философа не была ни в коей мере ангажированной, ибо писал он об этом еще до наступления революционных событий 1917 года, когда люди были еще способны рассуждать спокойно, по совести, а не в страхе перед вероятностью расстрела. Это С.И.Гессен. «Дисциплина есть организованное принуждение, организованное не только в том смысле, что она сама есть нечто упорядоченное, но и упорядочивающее, имеющее своей целью организацию. Это есть… согласование усилий для получения с имеющимися в наличности средствами максимального эффекта». Таким образом, несмотря на то что это все-таки некоторое принуждение, оно неизбежно, ибо играет роль упорядочивания с целью организации. Следовательно, дисциплина способна преобразовать хаос в некую структуру, сообщить направленность движению и, как следствие, получить упорядоченное направленное движение, которое представляет собой энергия.

Часто психологи и учителя сетуют на повышенную утомляемость учеников, по причине которой невозможно давать те объемы знаний, которые осваивало наше поколение: уровень учебных программ по сути своей упрощается под прикрытием тех или иных разработок новых методов. Под влиянием мнений медиков (которые должны отвечать, условно говоря, за кости, а не за мозги) интеллектуальные нагрузки в школе снижаются. А можно себе представить развитие младенца, которому не позволяют ходить и нагружать свои пока еще совсем «некальцинированные косточки»?! А можно ли продлить жизнь методом сбережения энергии стареющего человека, не разрешая ему вставать с постели и двигаться?! Сетуем на экологию, воздух, отсутствие питания, недостаточность методической подготовки учителей… А если всмотреться в организацию свободного времени большой части молодых людей, то фактически увидим хаотичное прожигание времени и собственной энергии.

Еще Платон, рассуждая об устройстве государства, проводил параллели между организациями структур последнего и души человеческой. Человек представляет собой микромодель государства, так мыслил Платон. В основе успешной жизнедеятельности обоих он видел прежде всего принцип целена¬правленного развития, организованного высшей контролирующей функцией воли, не позволяющей одному какому-либо отдельно взятому чувству на уровне страсти размывать цельность организации. Из этого он развивал идеи о мудрости и высших добродетелях, соблюдение коих охраняет само государство от вырождения, которое начинается в проявлениях слабо организованного воспитания.

Нас пугают тем, что дисциплина – это военщина, муштра, цензура и прочие кошмары. Действительно, может складываться впечатление, что дисциплина противоположна свободе, а свобода является неким идеалом не только молодежи, но и части более зрелых людей. Возникает ощущение, что определенной части есть чего бояться, если они так ратуют за сохранения беспредела, называемого ошибочно или специально свободой, ибо реальная свобода позволяет самостоятельно определять стратегию своей жизни, а фактически сегодня весьма ограниченный круг способен похвастать тем, что волен самостоятельно определять себя. Нет этого, ибо свобода – осознанная необходимость или, по Канту, свободный выбор следования закону. Каждый здравомыслящий человек непроизвольно ограничивает себя на основе знания норм морали и нравственности (нас этому все-таки учили). Итак, свободен тот, кто сознателен. А знатен тот, кто образован. Так свободны ли наши дети сегодня? И будут ли они реально свободны в годы своей зрелости? Какой новый психологический тип рабства разработают «кролиководы от человечества», поднимающие в человеке глубинные слои памяти его о «неадертальском» прошлом с определенной и ведомой только им, разработчикам, целью?!

В школах определенная часть учителей боится вводить дисциплинарные методы воспитания, как бы оберегая достоинство детей от дрессировки. Но достоинство – это в итоге стоимость, которая определяется количеством и качеством вложенного труда. Действительно, для формирования дисциплинированности необходима выработка определенных навыков, требующих многократного закрепления. Если бояться дисциплины как формы дрессировки, тогда почему само обучение мы не додумались трактовать как дрессировку? Дрессировка подразумевает многократное механическое повторение с закрепляющим стимулом, и в дрессировке отсутствует возможность демонстрации свободной воли. Дисциплина же держится на свободе личностного проявления индивидуального потенциала, подразумевает самостоятельность в границах самоорганизации с целью повышения эффективности деятельности. В случае возникновения каких-либо трудностей свободный человек, обладающей дисциплинированностью, способен организовать свою деятельность оригинальным образом, предвидя результат своей организованности. В обществе же, в котором царит хаос, по недоразумению называемый свободой, невозможно предвидеть результат собственной организации без помощи предсказательницы, ибо поведение каждого никак не поддается логическому, принятому как норма человеческого общежития, прогнозированию по причине импульсивности, именно импульсивности (!), реакций каждого.

Хорошо известно, до какой степени были (и остаются) несовершенными законы, и известна сама предыстория возникновения законодательного нормирования поведения простого люда с весьма определенными целями. Исторический факт, что законы придумали древние китайцы и создание первых законов в Китае было направлено на формирование первичной казны. Эта лицемерная составляющая любого закона любой страны возмущала философов (Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци и др.), которые выступали против надуманности норм общества с целью порабощения и лишения свободы перемещения, развития и прочее. Нормы же, которые ограничивали свободу проявления чувств граждан, возникли по той причине, что еще древними китайцами было замечено: именно сильные страсти способны поднять толпу в большей степени, нежели слова и законы, а это всегда опасно для правителей. Поэтому еще в Древнем Китае призывали усмирять страсти («Усмиряй пыл толпы!»), а целью образованности стало воспитание сдержанности как проявление и доказательство этой самой образованности. Малая горсточка, защитив себя, свои семьи, сообщества и кланы от возможности потерь методом распространения ограничительных норм, сделала массе полноценных здоровых людей «прививки неполноценности»: страстен — значит низок, непослушен – неумен и т.п.

Так и по сей день. Что должно быть в основе поведения: разум или чувства? А может, нечто совершенно иное? Страсти (чувства) – плохо, они ведут к хаосу, а ограничение свободы человека тоже неприемлемо. Мнения разделились: ученые – за разум, художники – за чувства, служители церкви – за веру, ростовщики – за деньги. А что делать растущему человеку, который пока еще не ученый, не художник и не на службе у Бога? Расти в полной гармонии с природой, как Маугли в джунглях, и надеяться, что в час-икс превратишься в прекрасного принца с хорошими манерами и чудным образованием? Увы, жизнь доказывает абсолютную несостоятельность подобных мечтаний. А что делать учителю?

Английская пословица гласит: чтобы воспитать леди, нужно начинать с бабушки. Почему именно с бабушки, а не с мамы? Очевидно потому, что консервативная, чопорная Англия подчеркивает важность традиций, которые самым естественным образом лежат в основе воспитания и, следовательно, стабильности государства.

И еще немного об Англии. Оказывается, еще в 60-х гг. прошлого столетия мониторинг образования включал в себя такой обязательный результат обучения: умение понимать сверстников, умение бесконфликтно общаться и спокойно воспринимать противоположное мнение. Это наряду с традиционным тестированием уровня усвоения учебного материала! Вопросы, касающиеся обязательности самостоятельной работы, по всей вероятности, законодательно были проработаны значительно раньше: еще во времена Генриха VIII и Елизаветы I, когда бродяжничество (1530), нищенство, попрошайничество (1547), леность (1576) регламентировались «Статусами» и соответствующих работоспособных субъектов отправляли в «работные дома». В эти же годы подобные «Эдикты о принудительном труде нищих» принимались во Франции. Традиции…

Поэтому сегодня, когда обязательное по сути образование должно стать свободным по цели, встают вопросы, определяющие степень долженствования и степень свободы в контексте дисциплины и демократических лозунгов. Переход на уровневое образование будет благом или началом абсолютного конца? Кто берется утверждать, что все готовы его принять именно в том виде, в каком оно будет предложено? Не произойдет ли вдруг так, что на повышенных и углубленных уровнях будет меньше учащихся, чем должно быть в приличном обществе?

Ученые мужи бьются над тем, какой еще учебник нужно написать, чтобы улучшить качество образования, какие еще методы придумать, чтобы современный подросток соизволил усвоить материал, по содержанию далеко стоящий от достижений и требований современной науки. Пропасть между школой и наукой растет, а прогрессивные педагогические технологии устаревают еще до того, как охватывают большую часть стремительно развивающегося в «безбашенной» свободе ученичества. Государство наконец-то повернулось в сторону науки, осознав ее важность для сохранения собственной самостоятельности, наука набросилась с реформами на школу, школа застыла в шоке: она не понимает, как можно реализовать поставленные задачи с учениками, которые устают еще до того, как начали работать. Школа «зажигает» учеников, а им все равно, по каким учебникам не учиться: не хочу, не могу, не буду, не заставишь. Но упрямые психологи выявили все причины, которые негативно влияют на негативный результат обучения, и обрадовали учителей: вот вам новые эффективные методы, работайте. И учитель уже совершенно не понимает, кто он: ученый-исследователь, научный руководитель проектов, учитель-психолог, учитель-артист, учитель-энциклопедист или попросту тот «крайний», на которого можно продолжать грузить сколько угодно еще задач, потому что он уже давно перестал понимать, «как именно», главное – «в какие сроки что». А ученики что? Они свободные люди в условиях абсолютной демократии: прошу индивидуальный подход ко всем моим проблемам и проблемам моей семьи.

Таким образом, в основе всей образовательной пирамиды находится не просто ученик и его семья, а именно отношение ученика и его семьи к общечеловеческим нормам бытия. Старательного и исполнительного учителя можно за¬гружать и с него требовать результат, но он в своей работе опирается на морально-нравственное состояние души не только учеников, но и их родителей. И родители, и ученики очень хорошо знают свои права, а вот про обязанности и слыхом не слыхивали.

Все! Круг замкнулся! И пока мы не разомкнем его, весь процесс реформы будет подобен белке в колесе: движение есть, а продвижения нет. Будут продолжать развивать новые технологии, стараясь не затрагивать основу нравственно¬сти учеников, пока не закончат так, как Л.Н.Толстой: сбежал к башкирам пить кумыс и дышать свежим воздухом, ибо окончательно запутался, чему учить и как учить крестьянских детей, которые в любой момент могли сорваться с уроков и ничто не могло их остановить.

Есть ли выход? Есть! И он частично уже обозначен. Департамент образования предлагает приобре¬сти видеофильм, направленный на воспитание нравственности в… старших классах. Как уже сформировавшиеся юноши и девушки относятся к этому предложению, мы видели в новостях по телевизору. Поздно. Поздно в старших классах рассуждать о том, как должно быть; они хорошо усвоили из уроков жизни, как есть на самом деле. Так же как поздно вводить на старших курсах технических вузов «культуру речи», когда они уже иначе и не смогут общаться.

Начинать надо с пятого класса, пока глаза широко распахнуты и душа трепетно внимает всему, что ее волнует, пока они еще хотят учиться. Не обрушиваться на них в этом возрасте с «поэтапным формированием умственных действий», а просто душу настроить на возвышенный лад, чтобы совесть сформировалась, чтобы чувство ответственности сложилось, чтобы навигационная нравственная система укрепилась внутри сущности «Я». В этом возрасте они любят послушать и поделиться собственными мыслями и чувствами; в этом возрасте они восприимчивы ко всему новому; они стараются подражать красивому и правильному, потому что очень хотят стать взрослыми. В этом возрасте они еще почемучки, но уже «философские» почемучки: им интересны причины, приведшие к тем или иным последствиям поступков; их интересует «устройство» поведения взрослых, сверстников; их интересуют сами причины исторических явлений, а не их набор в «цифровом исполнении» дат. Их интересует все, что может им помочь стать самыми хорошими и самыми любимыми; они готовы на любые жертвы, дабы быть принятыми взрослыми.

В этом возрасте и надо начинать разговор настоящий, взрослый, серьезный, увлекательный и за¬хватывающий об этике человеческих отношений, об общечеловеческих ценностях, о путях их собственного развития, о том, какими они будут если…, о том, как устроен их мозг и «как работают нейрончики» (любимейшая тема не только пятиклассников, но и шести-, семиклассников). Они так трепетно относятся к работе своих нейрончиков, которые могут помогать усваивать материал только в полной тишине класса, что исчезает сама необходимость обращать внимание на поведение особо активного Васи, ибо и он старается быть внимательным, потому что внутри него свершается таинство восприятия, понимания и запоминания… Они еще очень любят играть, но уже могут быть взрослыми. Игра (как легкая виртуозность, естественность действий) не исчезает, но наполняется иным содержанием. А мы им сухо, скучно, по опорным таблицам вправляем мозги, как чипы в процессор, вместо того чтобы настроить живой орган души на восприятие звуков мира. Такой орган построен в Финляндии: разная сила ветра заставляет звучать различные трубы – звучание обретает некую божественность.

Итак, для формирования успешной деятельности необходимо решить базовый вопрос порядка и организации внутреннего пространства учащегося, упорядочивания хаотически окрашенных устремлений множества индивидов класса.

Мы же учим детей мыслить по аналогии, – вот и давайте попробуем сами мыслить по аналогии.

Для того чтобы начать строительство, сначала расчищают площадку и системно размещают материалы.

Для того чтобы играть на фортепиано или любом другом инструменте, прежде всего профессиональные исполнители просят правильно настроить то, на чем они будут демонстрировать свой профессионализм, а не блистать высокотехническими пассажами, как говорят музыканты – «по соседям», вызывая чувство недоумения относительно того, что вылетает из-под пальцев мастера.

Для того чтобы хор, поющий а капелла, не смахивал в своем звучании на застольную компанию, дирижер дает «настройку», ориентируя на тональность, которую держит каждый участник хора.

Для того чтобы реально решать с целью решить поставленные задачи по борьбе с неуспешностью, администрация школы должна начать с…

Марина БЕСЕДИНА,
замдиректора по экспериментальной работе школы № 1202,
г. Москва



* Конференция состоялась на базе московского ГОУ гимназия № 1579. Она была организована Департаментом образования Москвы совместно с Южным окружным управлением образования, Центром исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, Научно-исследовательским институтом инновационных стратегий развития общего образования, МГППУ, ГОУ СОШ № 1222 с углубленным изучением немецкого языка.

Рейтинг@Mail.ru