Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Тема для педсовета

Гражданин на «пятерку»

Подлинную демократию в России приблизит перестройка школьного уклада

Не все знания ученика можно оценить контрольными и тестами. Есть понятия, усвоенность которых проверяет сама жизнь: «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека»...
2005-й год провозглашен Европейским годом гражданственности через образование под девизом «Жить и учиться демократии». Планируется, в частности, пропагандировать демократические ценности и идеи образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, создавать и развивать соответствующие жизнеспособные программы для школ и вузов...
А каково нынешнее состояние гражданского образования в России? Об этом размышляет Татьяна БОЛОТИНА, завкафедрой истории, социально-политического образования и права АПКиПРО, директор Центра гражданского образования, национальный координатор по гражданскому образованию Совета Европы.

Знать, уметь и желать

Сегодня проблема готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни очень актуальна. Это диктуется изменениями, происходящими в современной России, – демократизацией общества, построением правового государства, признанием основных прав и свобод человека и т. д.

Такие тенденции развития требуют переосмысления целей и результатов образования. В качестве главного результата образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

На протяжении многих лет педагоги, философы и политики пристальное внимание уделяют гражданскому образованию. Под гражданским образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетентностей. Это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.

Главная цель гражданско-правового образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважение прав человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Важная цель гражданско-правового образования – социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т. д. Гражданское образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

В основу гражданско-правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Россий¬ской Федерации. Оно (участие) сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Поэтому одна из основных задач гражданского образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

Одной из наиболее важных задач гражданского образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Гражданское образование призвано сформировать понимание учащимися таких категорий, как «справедливость», «демократия» и т. п., и выработать навыки их реализации в повседневной жизни. Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Гражданско-правовое образование позволяет ребенку действовать в сложно организованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения.

Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты в свою очередь составляют основу коммуникативных навыков.

Важнейшим условием гражданского образования в направлении повышения его качества является складывание или перестройка уклада жизни школы как действующей модели гражданского общества. Это особенно важно в условиях России, когда элементы демократического, толерантного, гражданского общества еще только вырастают, а потому не могут быть представлены в жизненном опыте не только ребенка, но и семьи и учителя.

Образование для новой цивилизации

Сегодня существуют разнообразные подходы к созданию гражданского образования, которые различаются расстановкой акцентов и приоритетами в данной области.

Предметно-тематическая модель гражданского образования. Данная модель наиболее распространена в школах Российской Федерации. Главный акцент здесь делается на изучение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программ курсов, входящих в цикл «гражданское образование». Это предметы: Человек и общество, Обществознание, Граждановедение, Введение в политологию, Экономика и право, Политика и право, Правоведение, Этика и право. Особенностью данной модели является то, что авторы используют разные подходы к преподаванию

Межпредметная модель гражданского образования. Она включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов независимо от их содержания. Модули гражданского образования включаются во все предметы гуманитарного цикла.

Данная модель используется в таких регионах, как Калуга, Челябинск, Псков.

Институциональная модель подразумевает наличие четырех аспектов существования гражданского образования в рамках жизни школы и социума. В школе моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление). Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, школьная политика) приводятся в соответствие с демо¬кратическими ценностями. Уклад школьной жизни, структура образовательного пространства выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первых двух компонентов. Гражданское образование не ограничивается рамками школы, а превращает школу в центр общественных и культурных связей микрорайона.

Примерами такой модели служат «Школа самоопределения» (Москва), школа «Универс» (Красноярск).

Проектная модель. В целях наиболее успешной реализации ответственности перед обществом школы часто прибегают к этой форме гражданского образования и разрабатывают и реализуют различные проекты.

Проект «Гражданский Форум» реализуется в Брянской области.

Проект «Я – гражданин» начал свою жизнь в Самаре и стал Всероссийской акцией.

Проект «Новая цивилизация» направлен на активное участие молодых людей в экономической, политической жизни своего района и города. Он реализуется при помощи нефтяной компании «ЮКОС».

Демократический климат

Какие проблемы гражданского образования существуют в настоящее время?

Во-первых, нет единства в определении понятий «гражданское образование», «граждановедение», «обществознание», что приводит к недопониманию целей и задач гражданского образования. (Это касается разработчиков образовательных стандартов. Когда все международное сообщество определяет курс «обществоведение» как знаниевый компонент гражданского образования, у нас почему-то гражданское образование ученые сводят к небольшому курсу «граждановедение», что является пропедевтикой обществознанию.)

Во-вторых, отсутствие определенной государственной политики в области гражданского образования. (Это касается и Минобрнауки. В прежнем министерстве гражданским образованием занимались три подразделения: департамент образования, управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, департамент молодежной политики. И не было согласованности между ними.)

И, наконец, непонимание роли гражданского образования в подготовке гражданина с активной жизненной позицией многими педагогическими работниками (управленцами образования, администраторами школ).

Условием решения образовательных и социальных задач гражданского образования является ряд шагов.

Формирование государственной политики в области гражданского образования. Нужна федеральная программа гражданского образования. В настоящее время разработан Проект ФЦП. Нужно провести обсуждение подготовленных документов через средства массовой информации и передать их на рассмотрение в Государственную Думу. Советом Европы 2005 год объявлен Европейским годом гражданственности через образование, ООН провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека. Хотелось бы использовать это для продвижения идей гражданского образования в России.

Создание новых учебных курсов, программ, учебных материалов, обеспечивающих получение знаний в области гражданско-правового образования. Необходимо подготовить новые пособия по всем ступеням школы, разработать учебно-методические комплексы по гражданско-правовому образованию, по интегративным и модульным курсам для основной и старшей школы (предусматривая как основное, так и профильное обучение).

Особо следует обратить внимание на подготовку пособий, ориентирующих учителей и учащихся на активные методы работы с содержанием образовательной области, развитие творческих способностей учащихся, приемов критического мышления (практикумы, сборники познавательных задач, рабочие тетради, хрестоматии).

Внедрение новых подходов и методик преподавания, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности. Гражданское образование может быть реализовано лишь при использовании тех методов и стиля обучения, которые построены на взаимоуважении учителя и ученика, на профессионализации процесса обучения.

Прежде всего необходимо отказаться от формально-традиционного подхода при передаче гражданско-правовых знаний, от академизма, когда информация выдается без учета возможностей и реальных потребностей ребенка. Учебный процесс должен быть сконцентрирован на ученике и должен быть менее предсказуем. Такой подход возможен лишь при широком применении в учебном процессе интерактивных методов обучения.

Гражданское образование невозможно донести до учащихся исключительно через передачу академических знаний. Необходимо привлекать их внимание к общественно-политическим, социальным и культурным событиям в России и мире. Постоянной практикой в школе должно стать ознакомление учащихся с работой органов государственной власти всех уровней, посещение судебных заседаний (с последующим обсуждением), обучение пониманию и анализу документов (текстов Конституции РФ, нормативно-правовых актов, программ политических партий и т. д.).

Организация учебно-воспитательного процесса в сфере гражданско-правового образования невозможна без определения основных принципов оценивания учащихся, развития их социальных компетентностей и уровня подготовки.

Изменение уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом. Эффективное гражданско-правовое образование невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами демократии и через механизмы права. Решение этой задачи возможно при соблюдении следующих условий:

  • идея приоритета прав личности должна пронизывать всю школьную атмосферу – как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
  • демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
  • превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса (открытость управления, организационных структур, информации, оценивания, свобода общения, внутришкольная демократия, критический самоанализ деятельности и т. д.), изменение взаимоотношений «школа – малый социум» (семья, микрорайон, местное сообщество и т. д.);
  • создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование в школе институтов демократии.

Формирование демократического школьного климата должно охватывать всех участников образовательного процесса как прямых, так и косвенных: администрация школы, учителя, учащиеся, родители, общественные организации, органы управления образованием, органы местного самоуправления.

Создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования.

Необходимо открыть на исторических факультетах педагогических вузов специальность «учитель истории и гражданского образования», скорректировать учебные планы и программы педагогических вузов с учетом нового направления.

Исходя из понимания сущности и приоритетов гражданского образования, необходимо определить базовые умения и навыки педагога-организатора гражданского образования.

В процессе подготовки педагогических кадров для гражданского образования и повышения их квалификации, помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний, принципиальное значение приобретают знания в следующих областях:

  • основы теории социализации через гражданско-правовое образование;
  • основные формы современной организации учебной деятельности учащихся (тренинги, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т. д.);
  • основы демократии и прав человека. Теории гражданского общества и правового государства;
  • современные теории демократизации школы, процесса обучения и управления школой;
  • возрастной подход как одно из условий гражданско-правового образования;
  • учебное сотрудничество, основы конструктивных коммуникаций;
  • основы конфликтологии (пред¬отвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров);
  • основы методики формирования критического мышления и другие.

Мнение


Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ:

– Кто научит Россию демократии? Мне легче сказать, кто Россию демократии НЕ научит: ни бог, ни царь и не герой. Царь демократии никогда не учил. Герои, сражавшиеся с драконами, бывает, сами превращаются в драконов. Что касается бога, то, при всем моем уважении к чувствам верующих, я не исключаю, что в России попытка религиозной идеологии занять позицию предыдущей идеологии тоже не очень полезна для демократии.

Кто же все-таки научит? Ответ один: Россия должна учить демократии сама себя – и учить через действие. Я рискну сказать, что мы должны уподобиться, как это ни печально, барону Мюнхгаузену, который сам себя вытаскивал за волосы из болота.

Почему нам трудно побудить власть к разного рода демократическим проектам? Дело в том, что мы переживаем очень неблагоприятную для демократии историческую ситуацию. Любой, кто изучал историю революции, знает, что после периода революционной демократии следует период постреволюционной диктатуры или авторитаризма. До диктатуры мы, слава богу, не дошли. Но, несомненно, переживаем нарастание авторитарных тенденций.

Какую работу вести в школах?

Считается, что демократия является продуктом гражданского общества. Но можно утверждать и обратное: гражданское общество – продукт демократии. Нам представляется, что в образовании нужно учить и тому, и другому – и демократии, и основам гражданского общества.

Появление новых часов обществознания в школьных программах можно использовать по-разному: для развития гражданственности или воспитания покорности и подданнической культуры. Я недавно услышал историю. В школе-интернате 8-го вида висят портреты наших руководителей. Приезжает туда проверка. Учительница решила показать, что даже ее ученики знают власть в лицо. Спрашивает их: «Это кто?» А ей один из учеников, поднапрягшись, отвечает: «Выпускники нашей школы…»

Я уверен, что для тех, кто собирается заниматься в России гражданским образованием, в ближайшее время проблемы безработицы не будет. Работы у нас – непочатый край. Условия весьма и весьма неблагоприятные, но тем важнее заниматься этим важным делом. Безумству храбрых поем мы песню…

Рейтинг@Mail.ru