Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Школа и власть

На пути к управленческой пирамиде

Молодой чиновник в образовании – явление хотя и не невозможное, но все же пока редкое. Само слово «чиновник» вызывает не самые лучшие ассоциации. Бюрократия, волокита, формализм – перечислять дальше, наверное, не стоит. Поэтому понятие «молодость» не очень сочетается с указанными эпитетами. Еще хуже сочетается с ними образ женщины-чиновника. Получается прямо-таки гремучая смесь. Но, к счастью, из всех правил бывают исключения...

С одним из них я столкнулась в Екатеринбурге. Приглашенная в управление образования города для встречи с директорами городских школ, я познакомилась там, разумеется, и с хозяйкой ведомства.

Евгения УМНИКОВА – начальник городского управления образования – работает на этом посту всего три месяца. Тем не менее образ деловой женщины ей вполне удается: стильность в одежде сочетается с деликатной манерой поведения, а строгость во взгляде – с целеустремленностью и уверенностью в своих силах. И хотя сверхдостижений у нее пока нет (все-таки срок работы совсем небольшой), программа работы и позиция в отношениях с руководителями школ вполне ясны и прозрачны.

– Евгения Леонидовна, придя на работу в управление образования, на чем в первую очередь вы сфокусировали ваше внимание?

– В числе насущных вопросов – создание директорского клуба. Мне бы очень хотелось, чтобы собрания такого клуба основывались исключительно на добровольном желании руководителей городских школ. Важно также и то, чтобы встречи клуба были неформальными (без принудительного участия), доверительными, проходили в живой атмосфере и не превращались в скучные совещания.

Первое заседание нашего городского Клуба директоров ОУ у нас уже было. Выяснилось, что инициатива его создания оказалась по-хорошему встречной: с одной стороны, у группы руководителей школ назрела потребность в корпоративном общении, с другой – наше управление призвало директоров объединяться для коллегиального решения непростых вопросов развития системы общего образования. В процессе общения у нас завязалась дискуссия по поводу оптимальных моделей и направлений развития российского образования. Зафиксировав очевидное расхождение между либеральной позицией федерального министерства и узкими рамками конкретных нормативных актов, многие директора тем не менее выразили готовность включиться в эксперимент по переходу в статус образовательных организаций, но, конечно, с необходимой оговоркой: все уровни управления должны четко обозначить правила игры и предоставить определенные гарантии.

Другая мысль – создание какого-то центра на уровне города, связанного с профессиональной подготовкой педагога. Несмотря на то что у нас есть региональный институт развития образования, да еще ассоциация учителей-предметников, потребность в систематизированной работе по повышению квалификации наших педагогов существует. И не только педагогов, но и руководителей школ.

Еще одно направление работы – это формирование банка данных по молодым педагогическим кадрам. К ним надо присматриваться с самого начала. Часто уже по первым шагам учителя можно определить его лидерские качества и разглядеть в нем будущего управленца. Я убеждена в том, что фигура директора школы была, остается и всегда будет более чем важной, интересной и ключевой в системе образования. Такие фигуры сегодня, безусловно, есть и среди начинающих педагогов. И здесь задача управления образования – знакомиться с такими людьми и начинать готовить их к руководству школой.

– А с финансовыми вопросами будете как-то разбираться? Понятно, что дело это непростое и неблагодарное. Но что-то делать надо…

– Да, конечно, самый сложный момент связан с финансовыми вопросами. К сожалению, они не всегда рассматриваются так, как бы нам всем хотелось. Чаще бывает, что «снизу» – свои предложения и своя реакция, а окончательные решения все равно принимаются «сверху». И на уровне страны, и на уровне региона мы с этим сталкиваемся. Мне бы хотелось предложить такой механизм или алгоритм принятия финансовых решений на уровне города, который шел бы «снизу», с подачи реальных участников образовательного процесса. И здесь моя главная установка – опора на моих коллег – руководителей управления образования районов города, на директорский корпус.

В идеале хотелось бы выстроить такую пирамиду, в которой бы управление образования опиралось на ключевые фигуры директоров школ, заведующих детскими садами, руководителей центров дополнительного образования. А связующими звеньями в данном случае выступали бы как раз ассоциация учителей, клуб директоров, ассоциация, скажем, финансистов.

– Как вы считаете, директор сегодня умеет общаться с чиновником?

– Односложно ответить нельзя. До нынешней должности я, например, работала начальником управления образованием Кировского района города. Исторически это наиболее интеллектуальный район Екатеринбурга. В нем сконцентрирована большая часть вузов – Уральский педагогический институт, Уральский госуниверситет, Уральская юридическая академия. Здесь же расположена большая часть театров, библиотек, колледжей. Тут проживает значительная часть профессорско-преподавательского состава. Все это сказывается на общей атмосфере в районе. И, кстати сказать, когда стали возникать первые договорные отношения школ и вузов, то впервые в городе они появились именно здесь, в Кировском районе.

Стало ли это причиной, что в самой администрации района с директорами сложились демократические отношения? Однозначно утверждать нельзя. Но директора здесь всегда получали большую свободу действий, в том числе и в плане финансовой независимости. В этом же районе, одном из первых, появилось большое количество школ повышенного статуса. В общем, мне, наверное, посчастливилось попасть в такую среду, где директора школ – люди открытые и готовы к общению с чиновниками любого уровня. У нас никогда не возникало проблем, и надеюсь, не возникнет и сейчас, когда я занимаю другую должность. Напротив, я очень рассчитываю на их поддержку.

В других районах картина немножко иная. Тревожит возрастной состав директоров. Есть и такие руководители, которые не всегда хотят и не считают нужным, к сожалению, говорить о своих проблемах, полагая, что лучше дистанцироваться и дожидаться централизованного решения.

Мне бы, конечно, хотелось открытости в отношениях с директорами и их инициативы. Я жду конкретных предложений от руководителей ОУ. Во-первых, по функционированию нашего образовательного комплекса, во-вторых, по управлению качеством образования. Когда такие предложения появятся, мы сможем проанализировать их на нашем уровне, понять, что можно и что пока нельзя сделать, и снова устроить обсуждение с директорским корпусом. Вот когда такая обратная связь в нашей пирамиде установится, когда появится возможность неформального, конструктивного диалога, мы сможем принимать эффективные решения.

Беседовала Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru