Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2005

Модернизация

Создание новых моделей книгоиздательской деятельности

Окончание. Начало см. № 4/2005

Модель внедрения «сверху» (наиболее распространенная). Здесь главную роль в продвижении учебников играют методисты-предметники из института повышения квалификации работников образования или районного методического центра. Они субъективно заинтересованы в продвижении того учебника, который нравится лично им, под который у них уже разработаны контрольные работы, проводится регулярное обучение учителей и др. Именно они «настоятельно советуют» учителям использовать тот или иной конкретный учебник. Учитель, разумеется, имеет право по Закону «Об образовании» использовать любые из утвержденных учебников, но понимает, что будет меньше проблем, если он прислушается к руководству.

Издательства, использующие такую модель, организуют встречи с учителями, тратя часть своей прибыли. Но не этот вид деятельности главный. Гораздо более эффективным оказывается прямое финансирование методистов региона, стимулирующее их агитационную активность. В данном случае собственно обучение учителей носит уже вторичный характер.

Нередко встречается и другой, еще менее законный способ. Если регион имеет средства на закупку учебников, руководители издательств, встречаясь с отвечающими за закупку учебников чиновниками (список этих чиновников по каждому региону есть в каждом издательстве), договариваются о взаимовыгодной сделке. После этого учебники включаются в региональный перечень и закупаются. Они поступают в библиотеки школ, даже если учителя их не заказывали. Именно этим объясняется рассогласование между фондами библиотек и реально используемыми учебниками.

Модель внедрения «снизу». Здесь главная роль в продвижении принадлежит учителю, который выбирает данный учебник. Поскольку издательства экономически не заинтересованы в продвижении каждого учебника, они предлагают целостные комплекты. Примеры подобного рода мы наблюдаем в начальной школе. Обычно в комплекте есть 1–2 раскрученных учебника, остальные предлагаются в качестве целостного комплекта к ним. Поскольку эта модель в значительной степени ориентирована на средства родителей (т.е. максимально широкого потребителя), в ней активно используются реальные рыночные механизмы. При издательствах создаются учебно-методические центры, организующие регулярное обучение учителей. Авторы активно выезжают в регионы для встреч с учителями.

Характерной чертой издательств, работающих по такой модели, является то, что их книги пользуются спросом на рынке и не только приобретаются регионами, но часто покупаются родителями по совету учителей. Они также успешны в периоды кризисов, когда наблюдается дефицит бюджетных средств на закупку учебников.

Модель продвижения учебной литературы, реализованная в Конкурсе НФПК. В основе этой модели лежала выплата грантов издательствам, прошедшим квалификационный отбор, на продвижение учебников – победителей Конкурса на книжный рынок. В соответствии с решением Экспертного комитета Конкурса и рекомендациями Минобразования России в рамках программы предлагалось финансирование таких видов деятельности, как:

  • подготовка учителей и методистов, работа в пилотных школах – не менее 60% суммы гранта;
  • разработка и изготовление учебно-методических материалов, в том числе видеоматериалов методического или учебно-вспомогательного характера к учебникам, – до 30% суммы гранта;
  • рассылка учебников – до 5% суммы гранта;
  • прочие виды деятельности – до 5% суммы гранта.

Таким образом, продвижение учебников – победителей Конкурса характеризовалось рядом особенностей. Эта модель сочетает сильные стороны «продвижения сверху» и «продвижения снизу» и в идеале предполагает выработку общей позиции учителей и методистов при выборе учебника. Работа с пилотными площадками позволяет организовать апробацию книг и получить обратную связь от учителей, способствующую улучшению учебников. Становятся перспективными разработка и изготовление учебно-методических материалов к учебникам, в частности видеоматериалов методического или учебно-вспомогательного характера.

Единственной трудностью на пути применения такой модели являются высокие затраты в расчете на один УМК. Это подтверждается анализом суммарных тиражей учебников – победителей Конкурса. По данным на конец 2003 года, затраты на продвижение среднего суммарного тиража составили около 10% его стоимости, что приемлемо лишь при условии выпуска дальнейших тиражей. В связи с этим можно привести примеры успешных случаев продвижения: комплекты «Начальная школа XXI века» с тиражом 86–260 тыс. экземпляров, учебники для начальной школы по системе Л.В. Занкова с тиражом от 128 до 410 тыс. экземпляров, учебник В.П. Кузовлева «Английский язык, 10–11 классы» с тиражом 1190 тыс. экземпляров.

Следует отметить две положительные стороны применения новой модели продвижения учебной литературы:

1. Масштабное внедрение учебников – победителей Конкурса.

Всего за время проведения Конкурса было организовано более тысячи семинаров для учителей и методистов по обучению работе с новыми учебными материалами. В ходе семинаров обучение и переподготовку прошли более 40 000 учителей и методистов. Благодаря Конкурсу оказался восстановлен такой механизм работы с новыми учебниками, как апробация. В этих целях было организовано более 270 пилотных площадок, в которых приняло участие более 14 500 учащихся. Для проведения занятий в институте повышения квалификации работников образования было создано 25 методических видеофильмов. Широко использовались такие формы оповещения учителей о новых учебниках, как публикации в профессиональной печати и презентации. В среднем выходило две-три публикации и проводилась презентация каждого издания. Наконец, подавляющее большинство учебников – победителей Конкурса рассылалось в институт повышения квалификации работников образования всех 89 регионов России.

Примером, подтверждающим целесообразность продвижения комплекта, а не отдельного учебника, могут служить учебники системы Л.В. Занкова для начальной школы. Каждое выступление авторов воспринималось слушателями как обучение применению всего комплекта. Активная кампания позволила существенно повысить тиражи учебной литературы. За время Конкурса было организовано и проведено 99 учебно-методических семинаров для учителей и методистов в 47 городах 39 регионов Российской Федерации, на которых прошли обучение 6804 слушателя, а также 27 информационных семинаров для руководителей органов управления образованием в 20 городах 18 регионов Российской Федерации, на которых присутствовало 986 методистов и работников органов управления образованием. Было открыто 9 методических центров по системе общего развития Л.В. Занкова в городах Благовещенск, Владивосток, Казань, Краснодар, Красноярск, Нальчик, Новосибирск, Тюмень, Ярославль. Создано 5 учебно-методических видеофильмов. Видеокассеты бесплатно раздавались представителям институтов повышения квалификации работников образования. Подготовлена и размещена в профессиональных газетах «Первое сентября», «Учительской газете» и журналах «Школьное обозрение», «Начальная школа», «Книжный бизнес», «Вестник Минобразования» реклама учебников. Создан и отлажен сайт www.zankov.ru, который активно посещается учителями и методистами и занимает одно из ведущих мест в рейтинге mail.ru.

2. Системный характер применения новой модели продвижения учебной литературы.

Он оказал влияние на весь рынок учебной литературы. В 1990-х годах институты повышения квалификации работников образования на местах не имели собственных средств на проведение массовых курсов для учителей в регионах с приглашением авторов учебников, а издательства не видели необходимости в поддержке таких мероприятий. В итоге лишь у немногих авторов имелась возможность прямых контактов с учительской аудиторией. В новых экономических условиях, при усилении конкуренции многие издательства заинтересованы в инвестициях, поэтому, когда в ходе Конкурса была организована работа по продвижению учебников, они активно включились в нее. Эти векторы развития стали регулироваться рынком.

Таким образом, в масштабах страны удалось найти дополнительное финансирование для более качественной подготовки учителей к преподаванию по новым учебникам. Подтверждением этому служит проведенный в ходе подготовки доклада экспертный опрос учителей в семи регионах России: большинство респондентов повысили свою квалификацию именно в связи с переходом на преподавание по новым учебникам.

В качестве примера, подтверждающего эффективность организации подготовки учителей с участием издательств, можно привести работу издательств «Вита-пресс» и «Оникс 21 век» вместе с авторским коллективом по продвижению учебников образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В рамках этой работы удалось организовать трехгодичные курсы переподготовки учителей 1–5 классов в 34 регионах России (ежегодно обучалось до 3,5 тыс. учителей с учебной нагрузкой в объеме 72 часа, что соответствует стандартным программам институтов повышения квалификации). В связи с тем, что обучение учителей пока могут осуществлять только авторы, слушателям приходилось в течение трех лет дважды в год ездить в Москву. При этом расходы на обучение, проезд и питание одного педагога в среднем за год составляли 9 тыс. рублей (за три года – 27 тыс. рублей). Если умножить эту цифру на 3,5 тыс. педагогов, которые прошли переподготовку на местах за счет средств НФПК, а затем и самих издательств, то получится сумма 94,5 млн рублей.

Но эффект не только в том, что благодаря Конкурсу были сэкономлены деньги регионов и учителей, но и в том, что в противном случае большинство учителей не смогли бы получить квалифицированную помощь авторов УМК. Другими словами, данная образовательная система могла бы быть просто вытеснена из образовательного пространства России исключительно по финансовым причинам, и такая тенденция уже просматривалась. Так, если в 1994 году 9% школ России взялись за освоение этой системы, то к 1998 году таких школ оставалось около 2%. Основные причины – отсутствие качественных легальных учебников для начальной школы, высокая стоимость переподготовки учителей, отсутствие продолжения этой линии в подростковой школе. В настоящее время наблюдается тенденция к росту школ и классов, работающих по данной образовательной системе. Именно в результате кампании по продвижению учебников силами издательств и автор¬ских коллективов при поддержке общественной организации учителей Международная ассоциация «Развивающее обучение» в 12 регионах России уже создала региональные центры, которые в дальнейшем возьмут на себя роль посредников между авторами и издательствами, с одной стороны, и учителями, школами региона – с другой.

Таким образом, важнейший системный эффект программы «Учебное книгоиздание» – создание системы переподготовки и повышения квалификации педагогов на местах силами издательств, которая строится как альтернатива (или параллельно) государственной системе послевузовского образования в институтах повышения квалификации работников образования. У педагогов появляется реальный выбор не только самих учебников, но и места и способов повышения своей квалификации.

Рейтинг@Mail.ru