Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №46/2004


Инновации

Разговор о правильном управлении

В течение пяти лет в образовательных учреждениях России работает бесплатная программа «Разговор о правильном питании». Институт возрастной физиологии Российской академии образования, разработавший ее, и швейцарская компания «Нестле», спонсирующая программу, изначально рассчитывали на формирование культуры питания у детей (и они этого добились: обучено более 1 млн. дошкольников и школьников из 27 регионов). Но «Разговор о правильном питании» работает через школу и семью – добавьте еще 2 млн. взрослых.
Мы уже рассказывали, в чем суть этой модульной образовательной программы («УШ», № 24/2004). А каких усилий требует она от школьной администрации?

Директор Н. Королева: «Работа постепенно наладилась, потому что мы живем в школе единым коллективом»«Разговор…» используется в образовательных учреждениях различного типа: общеобразовательных школах (33%), лицеях и гимназиях (22%), детских садах (20%), интернатах и детских домах (15%), вспомогательных и коррекционных школах (10%). В каждом из них директор с заместителями строят воспитательный процесс так, чтобы с первых школьных лет научить ребят думать о здоровье; интегрируя программу в базовые школьные курсы «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение», «ОБЖ», используют ее в группах продленного дня. Например, в школе № 2 г. Добрянки учащимися 3-го класса был подготовлен электронный справочник на тему правильного питания. То есть произошла интеграция с информатикой. А у педагогов средней школы № 2   г. Еманжелинска наиболее эффективным методом обучения считаются дидактические и сюжетно-ролевые игры во внеклассной работе…

Дети получают красочные рабочие тетради, учителя – методические пособия.

…На московскую школу № 1039 организаторы программы не нахвалятся: здесь «Разговор…» идет без перерыва с 1998 года, а творческий запал учителей вырос с годами настолько, что теме правильного питания подчинены даже уроки ритмики, которые ведут все без исключения учителя начальных классов. Где, как не здесь, нам было задавать вопросы школьной администрации?

Мы встретились с директором Натальей Королевой и ее заместителем по учебно-воспитательной работе в начальной школе Натальей Медведевой.

– Инициатива внедрить программу исходила от администрации или от учителей?

Н. К.: – В 1998 году я пришла работать сюда. И сразу же услышала от своего заместителя об этой программе. Идея использовать ее в нашей работе получила и мою поддержку, и поддержку управления образования.

Н. М.: – Весь первый год был годом поиска: какое место и время в расписании отвести на изучение курса, какие использовать формы и методы, а главное – каким должен быть результат.

Замдиректора Н. Медведева: «Активность детей, их заинтересованность заставляют учителей постоянно находиться в творческом поиске». С участниками конкурса «Юные поварята»– Учителя без возражений согласились перестроить свои предметы под новую тематику?

Н. К.: – Мы их убеждали, ведь уроки вести они обязаны, а инновационную деятельность – нет. Институт возрастной физиологии провел консультации, обучил. И сейчас все учителя с 1-го по 4-й класс владеют программой. Недавно присоединились 5-е классы. Мы надеемся, что постепенно программа охватит школу целиком, потому что живем в школе единым коллективом.

Н. М.: – Активность детей, их заинтересованность заставляют учителей постоянно находиться в творческом поиске. Мы создаем учебно-методическую базу и наглядные пособия, проводим анкетирование родителей, открытые уроки, используем нетрадиционные формы занятий, в том числе очные и заочные экскурсии в магазин, аптеку, поликлинику. Регулярно организуем праздники.

– На родителей тоже пришлось воздействовать силой убеждения?

Познавательное чаепитие на уроке по теме «Чай, не подкачай!» организовала классный руководитель 3-го класса М. БелокуроваН. К.: – Родители тоже принимают участие в этой грандиозной работе. Но, могу признать, сначала было трудно сориентировать их на эту программу. А без их помощи ничего нельзя сделать, по крайней мере в полном объеме.

По нашему законодательству, мы не можем обязывать. Можем – просить. Были родительские собрания с просветительской функцией, проводили праздники в усеченном варианте. Родители смотрели, и вдруг я услышала от них: «Мы не хотим, чтобы на наших детях были костюмы из бумаги. Будем шить!.. Почему дети делают только овощные салаты? Пусть готовят и фруктовые!»

Меняется и культура питания в семье, хотя мы не ставили перед собой такую цель. У нас не было сверхзадачи поменять все до основания, но, как видно, можем влиять через детей на родителей.

– Программа действительно обходится вам бесплатно?

Н. К.: – Бесплатно мы могли сделать только теоретическую часть – есть учебники и методические пособия. Но чтобы это было красочно и дети могли на практике делать все то, чему мы их учим, нужны деньги – на костюмы, продукты и т. д. В этом нам очень и очень помогают родители. Такая программа возможна к осуществлению только в тесном сотрудничестве с ними. Между прочим, они настаивают на том, чтобы «Разговор о правильном питании», охватывающий учеников начальной школы, был как-то продолжен и в старших классах.

– Ваша школа знаменита уроками ритмики, на которых применяется «Разговор о правильном питании». Какие еще предметы несут на себе ту же смысловую нагрузку?

Н. М.: – Администрация школы и учителя пришли к выводу, что за счет часов школьного компонента следует ввести урок «Здоровье». Составили программу, календарно-тематическое планирование по разделам: самопознание, гигиенические правила и предупреждение заболеваний, питание и здоровье, основы безопасности и профилактика травматизма, культура потребления медицинских услуг, предупреждение употребления психоактивных веществ.

Такое же содержание курса учителя интегрируют по отдельным, «сквозным» темам в физкультуру, «Окружающий мир» и ОБЖ.

Н. К.: – Наш педагогический коллектив считает, что помимо знаний, умений и навыков, которые мы призваны дать по государственному стандарту, важно передать учащимся, так скажем, общечеловеческие навыки – научить тому, что пригодится каждому человеку в повседневной жизни.

На уроке «Здоровье» дети получают знания о пищевой ценности продуктов, о полезности или вреде употребления, узнают основные медико-биологические данные о витаминах, минеральных веществах, их влиянии на организм, в том числе на растущий. Конечно, те знания, которые даются, адаптированы под определенный возраст. И мы не ставим целью что-то ученикам навязать. Они с большим удовольствием получают новую информацию.

Параллельно идет обучение санитарно-гигиеническим навыкам и навыкам трудовым: школьники учатся резать салаты, красиво оформлять их, заваривать чай.

И, в конце концов, это эстетическое развитие: по окончании каждого курса мы проводим обобщающие праздники. Это красивые, яркие, зрелищные мероприятия, за которыми скрыта многодневная, кропотливая работа.

Н. М.: Какими бы полезными и интересными ни были занятия, детям нужен праздник – выразительный, запоминающийся. В сказках «Теремок» и «Муха-цокотуха», переделанных на современный лад, ученики изображают овощи и фрукты, рассказывающие о правильном питании через стихи, песни, танцы. Праздники информативны, занимательны и зрелищны.

Мы знаем, что сценарии лучших праздников и конспекты уникальных уроков, проводящихся российскими учителями в своих учебных заведениях, организаторы опубликовали в отдельном сборнике.

Композиция «Ваше благородие, госпожа смородина» – фрагмент праздника, посвященного витаминам– На «Разговор о правильном питании» как-то реагирует ваша школьная столовая?

Н. К.: – Дети, получая знания о правильном питании, начинают высказывать свои пожелания, что бы они хотели видеть. Меню разрабатывается в школьно-базовой столовой. Но к нашим рекомендациям там прислушиваются. И, если это не противоречит нормам, меню корректируют согласно вкусам детей и педагогов.

– И напоследок провокационный вопрос. Ваши ученики от чипсов откажутся добровольно?

Н. К.: – Если и не откажутся, то будут есть их, осознавая, что делают безответственный шаг в отношении своего здоровья.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru