Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2004


Предпрофильная подготовка

Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»

Как указывается в документах по организации и проведению эксперимента по профильному обучению, результаты экзаменов, проводимых на объективной, «внешней» основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Важнейшей, но не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными реальными образовательными достижениями ученика, полученными им в иных, внеэкзаменационных формах. В частности, имеется большая совокупность различных учреждений: центры детского творчества, дворцы молодежи, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, художественные студии, образовательно-воспитательные центры и комплексы, которые обладают большим и реальным образовательным эффектом для учащихся.

Соответственно, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах, крайне важны для оценки их уровня и их направленности, и они обязательно должны учитываться при определении возможностей обучения по избранным профильным направлениям. Особенно значимым это становится, когда речь идет о выявлении объективных оснований выбора профиля обучения в ближайшем будущем.

В своем ответе на вопрос корреспондентов («Комсомольская правда», 14.01.2003): «Для того чтобы попасть в профильный класс, будут ли учитываться участие в олимпиадах и занятия в кружках?» – министр образования В.М. Филиппов ответил: «Обязательно у каждого ученика будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов».

Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций.

Portfolio – 1) предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т.д. (портфель, «дело», папка); 2) должность министра; 3) серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой: портфель ценных бумаг – security portfolio, portfolio investments – портфельные инвестиции, папка с рисунками.

Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником к разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.

Конечная цель учебного портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:

– смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом (либо за определенный период его формирования) может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Именно цели являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении учащегося по конкретному предмету, разделу, теме. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса ученика. Так же желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта, предъявляемого для зачисления на профиль, портфолио включал три элемента:

– описание цели сбора портфолио, его предназначения и краткого описания;
– содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
– перспективы дальнейшего использования, т.е. взгляд в будущее.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

В эксперименте предстоит опробовать различные модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети (МОС).

Изучив зарубежный и российский опыт по разработке и созданию портфолио учащихся, доработав материалы в соответствии с целями и задачами эксперимента по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению, членами рабочей группы Минобразования России был разработан подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Каждый раздел имеет описание по подходам к его наполнению, по преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям.

Эти подходы не являются жесткой инструкцией, необходимой к исполнению, а рассматриваются как вариант, который был рекомендован как «рамочный» для регионов, реализующих предпрофильную подготовку. В процессе отработки портфолио. регионам предлагается внести дополнительные предложения по разделам портфолио, способам его сбора и комплектования, определению его значимости и необходимости, критериальной оценке разделов и прочим специфическим особенностям, которые возможно проявятся только в ходе его практической реализации.

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного раздела:

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения применения данного раздела:

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

В «Портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии и грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, например TOEFL и т.п.

«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку: например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного раздела:

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения данного раздела:

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в «Портфолио работ»:

– Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
– Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
– Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
– Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
– Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
– Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
– Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
– Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
– Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
– Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
– Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
– Другое.

В «Портфолио работ», учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия: например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результата.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Преимущества данного раздела:

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Ограничения применения данного раздела:

Сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

– Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников).
– Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
– Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников.
– Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
– Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.
– Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
– Другое.

В «Портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам или в конкурсах, олимпиадах, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь школьнику «найти себя», грамотно выстроить профориентацию будет возможно используя этот раздел портфолио, где будет представлена саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Портфолио будет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика в случае конкурсного набора в 10-е профильные классы. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных – русский язык и алгебра – и двух по выбору), в схему исчисления образовательного рейтинга включается портфолио ученика с его составляющими. Однако остается не решенным вопрос «веса» портфолио в формировании образовательного рейтинга.

Ряд регионов занимают позицию, что «портфолио» максимально может быть представлен 10-ю баллами, тогда максимальная балльная оценка составляет 30 баллов (5 + 5 – за обязательные экзамены, 5 + 5 – за экзамены по выбору и 10 – за портфолио), некоторые регионы считают, что портфолио должен быть представлен 1/4 от общей суммарной оценки. Этот вопрос должен быть решен в регионе или муниципалитете с учетом особенностей, специфики и предпочтений местных органов управления образованием.

Рейтинг@Mail.ru