Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2004


Технологии

Светлые идеи в Светлинской школе

Когда-то, лет двадцать тому назад, в школе поселка Светлый Томской области было 1600 учащихся. Сегодня здесь всего 630 детей. Как и во многих других подобных поселках России, люди здесь стараются уехать в большие города. Однако педагогический коллектив не впадает в уныние и не опускает руки. Напротив, жизнь здесь кипит вовсю. Такой творческой деятельности, которая бурлит в этих стенах, таких горящих глаз у учителей и детей в городских школах надо еще поискать!
Из всего многообразия жизни Светлинской школы мы выделили два момента, которые кажутся нам актуальными и важными на сегодняшний день. Ведь они касаются системы многопрофильного обучения и принципа рейтингового оценивания. Возможно, что-то из их опыта пригодится и вам.

По словам педагогов школы, активная, интересная жизнь была у них всегда. Всегда были в радость какие-то нововведения, касающиеся как воспитательного, так и учебного процесса. Вот и профильное обучение, о котором чиновники от образования вплотную заговорили около года назад, оказывается, уже давно не является чем-то загадочным и непонятным для этой сельской школы. Еще восемь лет назад педагогический коллектив понял: настало время непременно перестроить учебный процесс в старших классах, с тем чтобы подростки могли конкурировать при поступлении в вузы с учащимися городских школ (ведь Светлый находится всего в 30 минутах езды от Томска). К тому же и анкетирование, проводившееся среди детей, показало, что 70 процентов ребят хотят продолжать обучение в вузах и потому нуждаются в более глубоких знаниях.

wpe299.jpg (18860 bytes)В результате в школе появились три профильных направления, организованные по классам: физико-математическое, гуманитарное и психолого-педагогическое. Для этого школа провела большую работу с вузами: с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники, с Томским политехническим университетом и с Томским государственным педагогическим университетом. Были заключены договора о ведении совместной образовательной деятельности, переработаны учебные планы и образовательные программы, разработан алгоритм приема в эти профильные классы. Спустя несколько лет всем – учителям, родителям, детям – стало ясно, что выстроенная с огромным трудом система приносит свои плоды. Во-первых, до 90 процентов выпускников профильных классов стали успешно поступать в вузы. Во-вторых, обучение в этих классах дало толчок развитию творческих способностей учеников, которые стали занимать призовые места на районных и областных олимпиадах.

Казалось бы, жить дальше да радоваться. Но чуткий коллектив стал замечать нарождающиеся проблемы: профильные классы в существующем виде перестали отвечать запросам учащихся. С одной стороны, количество учащихся в параллелях стало резко сокращаться, а потому все труднее становилось формировать хороший профильный класс. А с другой стороны, в школе оставались дети, не прошедшие в свое время строгий отбор в профильные классы, но имеющие увлечения и интересы, которые хотели бы проявить и развить. И получалось, что как раз для них-то школа ничего не предлагала. Осмыслив ситуацию, администрация школы решила, что пора отойти от идеи создания профильных классов и переходить к созданию модели многопрофильной школы, с тем чтобы углубление знаний, развитие интересов учащихся и их познавательной активности осуществлялось через модульные группы и элективные курсы.

Итогом размышлений и обсуждений стало решение о расширении в школе количества профилей. Так к трем имеющимся профилям добавились социально-исторический, экономический и технологический. И вот уже второй год с девятого класса нет профильных классов как таковых, а функционирует многопрофильная структура. Дети начиная с девятого класса могут выбрать для себя то направление, которое им наиболее близко и, не расставаясь со своим классом, просто в рамках этого профиля посещать те элективные курсы, которые им интересны. Получается, что предметы по базисному учебному плану изучаются в рамках класса, а на элективные курсы дети собираются в группы по интересам. Отчасти у детей выстраивается индивидуальная учебная траектория. Профильных же классов, работающих по старой схеме, осталось совсем немного – собственно, только те, которые были сформированы когда-то, и сейчас эти дети учатся уже в 10–11-х и скоро окончат обучение.

От оценок – к баллам

Но и на этом здесь решили не останавливаться. В 2002 году школа стала участником эксперимента по компетентностному обновлению содержания образования. Размышляя, что в этих рамках можно изменить в школе, группа учителей пришла к выводу, что им было бы интересно поработать с системой оценивания.

Рассказывает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Неля ДРОЗДОВА:

wpe29A.jpg (15640 bytes)– Мы поняли, что существующая система оценивания, во-первых, уже не позволяет достаточно объективно оценивать знания учащихся, а во-вторых, не является стимулом для развития познавательной активности детей. Мы стали раздумывать над тем, что можно изменить. Так возникла идея использования накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой). Пришли мы к этой идее тоже не на пустом месте. Ведь наши учащиеся поступают в томские вузы, а потом приходят к нам и частенько рассказывают, что в институтах существует очень удобная рейтинговая система оценивания, понять которую на первых порах бывает непросто. И так как у вузов уже накоплен опыт использования этой системы, мы обратились к ним, изучили систему рейтингов, в частности в политехническом университете, и решили попробовать применить ее в школе.

Начала работу с рейтингом инициативная группа учителей, в которую сначала вошло 5 человек. Каждый педагог самостоятельно разработал свои рейтинг-планы на основе того, что видел в вузах. Основной принцип таков. Изучаемая тема разбивается на определенные разделы, в которых учитель выделяет основные виды работ. За каждый из таких видов начисляется определенное количество баллов. А в начале изучения раздела учитель обязательно обсуждает с учениками тот минимум и максимум баллов, который можно заработать в том или ином разделе. Но так как мы все равно остаемся пока в рамках пятибалльной системы и в журнал должны выставлять традиционные «пятерки» и «тройки», то учителя должны переводить баллы рейтинговой системы в пятибалльную. Для этого разработан критерий, по которому тот или иной учитель за столько-то баллов по той или иной теме ставит такую-то отметку по пятибалльной системе. Стоит также заметить, что каждый учитель разрабатывал рейтинговую систему под себя, поэтому у кого-то это стобалльная система, у кого-то – десятибалльная. В этом мы педагогов не ограничивали.

И хотя мы еще не пытались свести опыт наших учителей воедино, уже сейчас видно, что стобалльная система в какой-то мере предпочтительнее. Ведь и ЕГЭ сейчас по стобалльной шкале оценивается, и экзамены в вузы принимают по такой же шкале.

В прошлом году мы регулярно обсуждали с учителями, что получается в новой системе, что нет, где требуется доработка. И, конечно, сейчас мы планируем в какой-то степени унифицировать существующие рейтинги. По крайней мере для тех учителей, которые уже постоянно работают в этой системе. Также мы планируем посоветоваться с ребятами, послушать их мнение по этому вопросу. Для нас это очень важно. Скажем, в прошлом году мы проводили фокус-группу среди учащихся, и сразу было видно, что дети стали понимать, какие отдельные виды работ существуют, что они значат, как их видит учитель в тех или иных видах работ. А когда ученики понимают, как устроена в школе система оценивания, они начинают по-другому смотреть и на систему образования в целом. То есть переход к новой системе оценивания – это в какой-то степени и социализация детей, и стимулирование их активности.

Безусловно, рейтинговая система привлекает также и своей открытостью. У каждого учителя существует рейтинг-план, и каждый ребенок может подойти и посмотреть, как у него продвигаются дела, что ему еще нужно сделать, чтобы повысить свои баллы. Более комфортна эта система и с психологической точки зрения. Ведь получив «двойку» в журнал, ребенок испытывает унижение. И потом – сколько надо работать, чтобы эту «двойку», что называется, «закрыть»! А в рейтинговой системе цифра 2 – это два балла, которые суммируются с остальными. Конечно, ребенок понимает, что это мало, но это тем не менее стимулирует его постараться в другом виде работ получить баллов побольше, чтобы повысить общий рейтинг.

«Дети должны гордиться своими достижениями»

Для того чтобы учить в средней школе по рейтинговой системе оценивания, стоит ли как-то по-особому готовить детей в начальной школе?

На этот вопрос отвечает завуч начальной школы Александра ВИТЕРШПАН:

– В начальной школе мы, во-первых, делаем упор на развитие коммуникативных навыков. Это нужно для того, чтобы ребята, перейдя в среднюю школу, могли, не замыкаясь в себе и не пугаясь, посоветоваться с новыми учителями и выбрать интересные для себя элективные курсы. Во-вторых, делать такой выбор мы их тоже учим. В школе существует шестой развивающий день, когда у нас работают развивающие курсы для детей. Здесь дети также вправе выбрать то, что им интересно, попробовав одно занятие, другое. Сначала мы организовали такие курсы в рамках класса, потом – параллели. Теперь мы все чаще делаем так, чтобы дети из разных классов начальной школы посещали эти курсы. Допустим, на занятиях по бисероплетению ученики четвертого класса работают со второклассниками. Это, как вы понимаете, также способствует развитию коммуникативных навыков.

А еще мы в начальной школе придумали «шкатулки творчества». По сути, это портфолио ученика. А шкатулками мы с детьми назвали это потому, что в шкатулках человек обычно хранит самые сокровенные для него вещи. В течение учебного года в такие шкатулки (папки с файлами. – Прим. ред.) ребята собирают все свои работы по макраме, оригами, а также рисунки, сочинения. В конце учебного года на ярмарках шкатулок дети представляют свои работы одноклассникам, ученикам средней школы, родителям, учителям. А когда сейчас у нас проходил набор детей в первый класс, наши первоклассники, которые проучились уже год, выступали перед будущими первоклассниками, рассказывая, чему они научились за год, и демонстрируя свои шкатулки.
Словом, мы готовим детей к среднему звену так, чтобы им было комфортно, интересно и удобно.
И всегда стараемся поощрять детей, которые гордятся своими достижениями. Пусть даже самыми незначительными с точки зрения нас, взрослых.

Рейтинг требует тщательности и ответственности

В процессе дальнейшего разговора выяснилось, что рейтинговая система оценивания дисциплинирует не только учеников, но и учителей. По словам директора школы Татьяны ЯТКИНОЙ, серьезному отбору подлежат темы для изучения. «Учитель отбирает только самые важные, крупные темы, – объясняет она. – Это скрупулезная работа. Необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы тема раскрывалась перед детьми постепенно, без скачков и неожиданностей, чтобы ребята сами могли сделать шаг к следующему этапу раздела. Несмотря на большой объем работы, мне всегда интереснее общаться с людьми, которые хотят работать творчески. С ними легче найти общий язык».

Как директору школы, Татьяне Михайловне непременно важен результат учебной деятельности детей и творчества педагогов. «И только при широкой возможности и свободе учителя работать творчески можно добиться высоких результатов», – убеждена она.

wpe29B.jpg (7693 bytes)Невероятно, но факт: рейтинговая система влияет даже на выбор тех или иных элективных курсов, существующих в школе. «Когда составляешь учебный план школы и смотришь потом на выбор детей, то сразу видно, как дети относятся не только к предмету, но и к тому человеку, который его читает, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Дети предпочитают ходить на курсы к учителям творческим, с изюминкой. Таким образом, возникает конкуренция среди учителей, ведь по выбору детей виден результат работы того или иного учителя».

Школьники же утверждают, что с введением рейтинговой системы у них расширилось поле образовательных возможностей. «Не получается выступать с докладом – не беда, можно попробовать себя в другой деятельности, в составлении тестов например, – говорят дети. – Можно придумать какие-то учебные, интеллектуальные игры вместе с одноклассниками. Ведь игра – это всегда весело и увлекательно. У нас даже были планы организовать игру, похожую на «Кто хочет стать миллионером?», но пока не получилось. Очень интересно выступать в роли педагога, проводя диктант. Сразу начинаешь понимать, как это непросто – быть учителем, задумываешься над тем, как сам ведешь себя в классе».

Мнение

Первый директор Светлинской школы Александр САБАНЦЕВ:

– На мой взгляд, в рейтинговой системе оценивания важно не столько количество баллов, которые ребенок заработает, сколько состояние интереса, которое в нем пробуждается, желание что-то сделать.
Да, разумеется, эта система требует большей нагрузки, творческой выдумки учителя. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего. Настало время, когда надо постоянно что-то придумывать. И я восхищаюсь тем поиском новых форм, который происходит сегодня в нашей школе.
Накладывает такая работа и дополнительные обязательства на директора. Вообще жизнь директорская нынче очень сложна. И хотя я в свое время был неплохим директором школы, сейчас, мне кажется, я бы не справился. Поэтому с удовольствием занимаюсь с детьми в литературном кружке. Одна из основных задач школы – научить человека красиво говорить, уметь выразить свои мысли, чувства. Вот и стараюсь развить у младших школьников любовь к слову, вкус к речи.

… Вот так постепенно в Светлинской школе изменяются учителя и учащиеся, а также сам подход к системе образования. Сделать процесс обучения посильным, увлекательным и интригующим – вот к чему стремятся здесь и взрослые, и дети. А когда желания совпадают, то школьная жизнь в итоге непременно получается интересной и насыщенной.

Баллы в рейтинге или отметки в журнале?

Учитель истории Наталья КОЖЕВНИКОВА:

– При рейтинговой системе меняется процесс общения между учителем и учеником, потому что мы становимся, по сути дела, сотрудниками. Мы вместе разбираемся в проблеме, которая возникает на уроке, вместе пытаемся найти понятные точки соприкосновения. Это первый плюс. Вторая важная вещь заключается в том, что учитель перестает быть просто информатором, а подключает к учебному процессу детей. Надо сказать, что ребята откликаются на такое сотрудничество с большим энтузиазмом, хотя, конечно, не все. Дети начинают все чаще самостоятельно искать свой материал к уроку, а значит, расширяют свой кругозор, рассказывают то, о чем они узнали, своим одноклассникам, что в свою очередь развивает коммуникацию.
Третий плюс состоит в том, что рейтинговая система раскрепощает ребенка. Скажем, если ребенок зажат, стесняется отвечать у доски, то наша система подталкивает к тому, чтобы ребенок хотя бы попытался подготовленно выступить перед аудиторией. На своих уроках я наблюдаю, как с каждым разом такие выступления становятся все более уверенными.
Благодаря уходу от традиционной системы оценивания ученик получает возможность самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность. У каждого из наших учителей есть план, который может посмотреть каждый ребенок и понять, каким способом он может заработать максимальное количество баллов. Существуют контрольные и самостоятельные работы, индивидуальная творческая работа детей. Причем часть работ в этом плане обязательна, а часть отдана на усмотрение каждого ученика: хочешь – делай, хочешь – нет. Это дает возможность ребенку продумать свой учебный план, понять, где ему стоит поработать активнее и, следовательно, получить больше баллов, где он может проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Например, очень распространен у нас такой вид работы, как придумывание тестов. Один из моих учеников составил в нынешнем году 20 тестов на класс, по 20 вопросов в каждом. И я понимаю, что он проработал весь материал за год, а это значит, он что-то повторял, запоминал, акцентировал внимание на важных деталях. Есть еще один любимый вид работы – защита реферата с последующим проведением графического диктанта, который проводит сам ребенок. Получается, что ученики вынуждены внимательно слушать доклад одноклассника, что-то фиксировать для себя, потому что знают: в графическом диктанте будет проверка терминов, дат, персоналий. Потом этот же ученик берет работы одноклассников на проверку. Словом, выполнение домашнего задания, придумывание табличек по той или иной теме, ответы на вопросы – любая работа учителем учитывается, все баллы суммируются и к концу темы подводится общий итог.
Нельзя недооценивать и тот факт, что рейтинговая система, безусловно, дисциплинирует детей. Так, например, у каждого учителя в рейтинге существует графа «Имидж», где фиксируются те дополнительные бонусы, которые ребенок получает за свою активность. Если ученик активно работает на уроке, составляет к занятиям вопросы, тесты, пишет рефераты, доклады, творческие сочинения, проводит в классе диктанты, то за это и хорошее поведение обязательно получает дополнительные баллы.
Разумеется, такая система требует особой ответственности учителя, дополнительного времени и творческого напряжения.

Яна Сартан
Москва–Томск–Светлый–Москва

Рейтинг@Mail.ru