Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2004


Одаренные дети

Неудобный ум

Одаренность – дар божий или наказание? Что делать с массовой школой, в которой юные гении не знают о своих незаурядных способностях? Могут ли особоодаренные дети оказаться опасными для общества? На эти и другие подобные вопросы есть ответы. Правда, специалисты не всегда единодушны. Но ведь, как известно, в споре рождается истина...
В Федерации Интернет Образования прошел очередной «круглый стол» из серии встреч ведущих специалистов, занимающихся научными исследованиями в области детской одаренности, и профессионалами, на практике обучающими талантливых детей.

Дважды два – четыре?

Участники «круглого стола» не забывали повторять, что следует различать такие понятия, как «способности», «скрытая одаренность», «особая одаренность» и т. д. В любом случае на взрослых людях лежит ответственность за то, чтобы распознать зачатки одаренности, так как это исключительно тонкая материя, без должного ухода ускользающая в тень. Вопрос, волнующий всех: как же их выявить?

wpe283.jpg (9703 bytes)По мнению заведующей лабораторией диагностики Психологического института РАО Дианы Богоявленской, решение дается сложно. Прежде всего требуется наблюдение за ребенком. Одаренный школьник так глубоко погружается в проблему, что неопытный или не очень хороший учитель не может узнать, что произошло продвижение мысли ребенка, и не понимает его размышлений, ожидая четкого ответа на поставленный вопрос. Бывает, реагирует грубо: «Это не то». И сажает обратно за парту. А если ребенок ведет себя так систематически, то педагог начинает негативно к нему относиться. Чаще всего этим грешит младшая школа. Но Диана Борисовна не умаляет достоинств по-настоящему профессиональных учителей, великолепно оценивающих способности ребенка и редко ошибающихся.

Критически настроена и Виктория Юркевич, заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института:

– Источник трудностей ребенка – наша образовательная среда. Школа устроена как система, ориентирующая ребенка на ситуацию правильного ответа, на ситуацию усвоения знаний. И она в этом смысле усиливает проблемы в креативной деятельности и самостоятельной активности ученика. Способные дети не всегда могут реализовать свой потенциал.

На «круглом столе» вспоминали непростые будни детства будущих знаменитостей, поразивших мир научными открытиями, но в школе имевших весьма средние успехи. Креативный ум – «неудобный». У таких учеников нет направленности на усвоение: они хотят слышать ответы на свои вопросы, а не изучать то, что предлагают. В общем, способности есть, а интереса к учебе – нет. Многие творческие люди плохо учились в школе не потому, что не хватало способностей, а потому, что не все им было интересно. Кроме того, проблема лежит и в особом складе ума. В одной из школ для одаренных детей есть мальчик, который сомневается даже в том, что 2х2=4. В массовой школе он заслужил бы нелестные характеристики.

С шансами туго

Что же делать массовой школе, чтобы таланты не терялись? В отличие от школ, специализирующихся на обучении одаренных детей, в общеобразовательных учреждениях «для всех» пока остается уповать только на человеческий фактор – умелого педагога. Однако участники «круглого стола» видят пользу в сочетании преимуществ общеобразовательной школы, сильных сторон системы дополнительного образования, возможности психологической консультации и вариативности, которую могут дать современные информационные технологии.

wpe284.jpg (14603 bytes)– Мы все знаем, что человек с удовольствием делает то, что соответствует его интересам, – делится наблюдениями Виктория Юркевич. – Склонность чем-то заниматься чрезвычайно важна. Например, ребенку нравится читать, узнавать новое. Это тоже признак, может быть не вполне сформированных, но все-таки способностей. Интерес к познанию – настоящий клад. Я не знаю случаев, когда ребенок был бы неспособным при наличии явной мотивации. Есть «святочная» история по поводу Исаака Ньютона. Говорят, что он был обычным ребенком, ничего в нем не замечалось необыкновенного. А в 10–11 лет стал конкурировать с мальчиком из своего класса: взял учебник и на спор стал лучше учиться. Но не могут развиться способности, если нет познавательной потребности! Если ребенок по физике учится плохо, по математике плохо, да и дома – никакой умственной активности, шансов выявить способности ребенка нет. Это может измениться, когда ребенок попадает в класс к хорошему педагогу.

Учителя – умные люди, и они все это понимают. Но им приходится бороться с чудовищной начальной школой, ориентированной на знания, умения и навыки.

В Москве есть несколько школ, которые прицельно занимаются работой с одаренными детьми, скажем «Созвездие», «Лига школ» и некоторые другие, не позиционирующие себя как школы для одаренных детей, а в реальности с такими детьми и имеющие дело. Все они устроены примерно одинаково: дают качественные знания с элементами проектной деятельности, делают много интересного. Но я считаю прорывом только «Лигу школ», в которой сначала помогают детям поставить вопрос, который их интересует, и только потом учителя отвечают на него. Дети сталкиваются с непонятным через экспериментальную работу, и им хочется с этим самим разобраться. А как работает обычная школа? Ребенок ничего не спрашивает, его ничего не интересует, а его заставляют запоминать чужие знания!

На вопрос, каков шанс в простой средней школе выявить одаренность ребенка, Виктория Соломоновна ответила пессимистично:

– Шанс небольшой, как, впрочем, и в школах всего мира.

Дети с этикетками

С коллегами вступила в дебаты Юлия Бабаева, доцент факультета психологии МГУ:

– Учителя не умеют выявлять даже явную одаренность, не говоря уже о скрытой! Заключение, необходимое для развития ребенка, учителям и родителям должен давать специалист очень высокого класса. Не каждому педагогу нужно разрешать диагностировать. Я вообще запретила бы развешивать на детей ярлыки: «одаренный», «неодаренный». Это может исказить судьбу ребенка! Если уже в начальной школе начнем расставлять этикетки, то никогда не дождемся уровня раскрытия и загубим на корню таланты, которые могли бы изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Просто создайте как можно больше условий ребенку раскрыть свои возможности. Без этого потенциальная одаренность не станет одаренностью сформированной, развитой.

– Я тоже согласен с тем, что тесты на интеллект могут иметь обратные последствия, – сказал Дмитрий Ушаков, вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы. – Плохо сдав экзамен, ребенок чувствует, что он, постаравшись, может сдать лучше. С тестами такого нет: показав плохие результаты, школьник уверен – это навсегда.

wpe285.jpg (6073 bytes)Тест не просто инструмент измерения, как термометр, а инструмент вмешательства. Даже при коллективном тестировании мы обязательно рассказываем детям, что это за тест. И давая им представление о тесте и потом объявляя результаты, мы оказываем сильное влияние. Моя точка зрения: нельзя выдавать детям сомнительные результаты.

Вот в Америке можно прийти в класс, провести тестирование и сказать: «Эти 10% одарены и талантливы». В Европе вам этого сказать не дадут, потому что там более развиты либеральные взгляды на равенство.

Криминальный талант

Реестр разнообразия одаренностей неоправданно сужен. Есть, так скажем, очевидные виды одаренности. Например, способность к работе на компьютере видна не сразу. Обычно дети не составляют программы за исключением простых, и вдруг появляется школьник, ставящий в тупик взрослых программистов. Работы таких детей нельзя сравнивать с работами их сверстников, но можно – с работами зрелых профессионалов, прошедших многолетнее обучение.

Своим опытом поделился с собравшимися зав. лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ Александр Войскунский:

– Но таких детей надо «вести». Они довольно легко уходят в криминальные виды деятельности, создавая и распространяя вирусы и т. п. Вред могут нанести огромный. Мало кому из них интересен новый сайт соседа по дому – они взламывают сайты Пентагона или NASA. Это проблема мирового масшатаба. Причем проблема труднорешаемая, потому что Интернет анонимен. Какие тут моральные нормы при отсутствии контроля!.. Требуется учить морально-этическим нормам.

Есть и другие области, где дети создают результат на уровне взрослых. Их вклад в искусство уникален. Взрослые художники признают детей коллегами и даже учатся у них способам создания художественно-выразительных образов. В то же время детское творчество сохраняет возрастные черты. Александр Мелик-Пашаев, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, с сожалением констатировал:

– Путая детскость с неумелостью, не очень понимающий педагог начинает исправлять детскую работу. Но вместе с этой детскостью уходит и художественная самобытность.

Почему-то считается, что искусство, художественное творчество доступно немногим и нужно не всем. А между тем, я уверен, художественные способности присущи любому человеку. Приведу пример: в некоторых школах с первого класса преподается литература по программе «Литература как предмет эстетического цикла». Уже к концу первого года не остается ни одного ребенка, который не создавал бы литературные тексты. Он учит не то, что сказал Белинский или Гоголь, а начинает с собственного сочинительства. По уровню, мощности литературного дара и количеству написанного различия остаются, но опыт и вкус к созданию литературно-художественного образа получают все. Благодаря этому дети совершенно на другом уровне понимают, что пишут другие. И надо заботиться о том, чтобы создавать специальные методики работы с литературно одаренными детьми и особые условия. Тогда проявятся склонности и потребности. В такой обстановке абсолютно все поднимаются на новый уровень, а особоодаренные дети уже видны совершенно явно.

Технологии независимости

Реализация возможностей талантливого человека затруднительна. Помимо внешних условий, не дающих ему шанса раскрыться, он часто испытывает проблемы и в силу своего характера.

– Одаренные дети уже в школу приходят с большими проблемами, – считает Виктория Юркевич. – Я знаю шести- семилетних детей, которые истинные энциклопедисты, «глотатели знаний». И им больше ничего не надо!

Замечу, что Россия занимает двадцать восьмое место из тридцати по уровню использования знаний в реальной жизни. То есть дети учатся либо тому, что им не нужно, либо они не знают, как этим распорядиться. В Америке, не секрет, во многом примитивной в степени образованности, знания носят прикладной характер, зато реализуются чуть ли не ежедневно.

Вернемся к нашим проблемам. Объем знаний, сообщаемых в нашей школе, для среднего ребенка бывает неподъемен. Ученик старшей школы для полного усвоения программы нуждается в повышенном уровне способностей! А их нет у 70% детей. Какая может быть реализация, когда нет удовольствия от умственной деятельности? Для ребят это сверхтяжелый труд, оплачиваемый большой физической ценой. В обычной школе многие дети учатся за пределом своих физических возможностей. Я отвечаю за свои слова, потому что участвовала в исследованиях. Реализация не только затруднена: о ней даже речи не идет.

Подвела итог теме рализации способностей Юлия Бабаева. Она напрямую обратилась к присутствующим журналистам:

– Вы – пресса. Разве в школе вас кто-то учил, как реализовать те способности, которые у вас есть? Давались ли необходимые знания, навыки? Каждый из вас сражался в одиночку, искал путь реализации того богатства, которое у каждого из вас есть.

Одаренный человек должен быть цельной личностью. Нельзя развивать отдельные способности, как нельзя развивать лишь правую ногу балерины. А мы очень часто именно так поступаем. У многих одаренных детей не развиты коммуникативные навыки – они не умеют общаться. Они страдают от неадекватной самооценки. И если развивать только «правую ногу», не дождаться реализации. Меня потрясает, когда победителем олимпиады становится ребенок из такой школы, где учитель честно говорит: «Я ничего не знаю и плохо преподаю». Однако ученик обладает теми личностными качествами, которые позволяют ему пробиваться.

Сейчас разработаны такие технологии, которые могут обеспечить независимость от конкретного плохого учителя, хотя бы частичную. Благодаря Интернету, компьютерным технологиям человек становится гражданином всего образовательного пространства. Но, как уже говорилось, нельзя пускать это дело на самотек.

Мы остановились «на пороге». Мне кажется, не стоит ремонтировать старое, несимпатичное здание устаревших технологий. Надо, учитывая хорошее и ценное, строить новое здание. Это будет полезно и одаренным детям, и умственно отсталым, и тем, кто относится к норме.

В завершение работы «круглого стола» участники высказали мысль о том, что обсуждение тем, касающихся одаренных детей, необходимо сделать регулярным. Они высказали пожелание сделать на основе работы «круглых столов» Федерации Интернет Образования научный семинар, постоянно действующий на базе Федерации. Это уже не первый случай, когда «круглые столы» ФИО перерастают свои задачи.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru