Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2004


Школа и власть

Тест на погружение

На заседании коллегии Минобразования РФ царила атмосфера двусмысленности. Только накануне лишенные президентом своих постов, вице-премьер и министр поднимались на трибуну в ореоле приставки «и. о.».

С первых слов своего выступления Галина Карелова предъявила претензии к средствам массовой информации. Мол, неправильно занимаемся мы информированием общества о качественной перестройке образования, даем «разнополярные точки зрения» и лишаем обывателя возможности понять и оценить крайне важные для страны изменения.

Вот Владимир Филиппов об этих самых обывателях позаботился гораздо больше: после его доклада метаться в поисках правды им не придется – все разложил по полочкам. И ничего, что присутствовавшие руководители органов управления образованием субъектов Федерации, представители РАН, РАО и многие другие изредка скептически переглядывались, слушая о некоторых шагах модернизации. Зато никакой разнополярности...

Доклад имел и другую не менее важную функцию. Благодаря ему теперь каждая школа может определить, влилась она в модернизацию или осталась на обочине.

Предлагаем вам принять участие в этом своеобразном тесте.

Приводим фрагменты выступления.

Филиппов В.

***

На сегодня во всех сельских школах имеется около 30 современных электронных образовательных продуктов, которых нет пока во многих городских школах, даже областных. Министерством образования разработаны – совместно с Национальным фондом подготовки кадров – еще около 70 электронных образовательных продуктов практически по всем предметам школьной программы.

Уже на 8 тысячах сельских и поселковых школ установлены спутниковые тарелки асимметричного доступа, до конца этого года спутниковые тарелки будут работать на 15 тысячах школ. С марта этого года будет осуществляться еженедельная трансляция электронных образовательных продуктов в эти 15 тысяч школ.

В связи с многочисленными спекуляциями на тему насильственного закрытия сельских школ уместно еще раз подчеркнуть, что главной целью реструктуризации сети сельских школ является не экономия средств, а создание условий для получения сельскими школьниками качественного основного и полного среднего образования. И жизнь безусловно диктует необходимость заниматься проблемами реструктуризации школ. По данным последней переписи населения, в стране около 9 тысяч деревень, от которых остались лишь название, почтовый адрес и ноль жителей. В стране более 34 тысяч деревень, в которых менее 10 жителей.

Но никогда Правительство России не ставило задачу закрытия сельских школ с позиций экономии средств. Кроме того, по закону закрыть сельскую школу без согласия схода жителей села нельзя. Закрыть школу не может ни министр, ни губернатор, это может сделать только учредитель – органы местного самоуправления. Поэтому в регионах местным властям необходимо не только реализовать мероприятия по повышению качества образования сельских школьников, но и вести активную разъяснительную работу...

Есть тема, приобретающая особую актуальность в жизни школы, – здоровье детей. Поставка спортинвентаря в школы, увеличение числа часов и качественное изменение уроков физкультуры, возможность заниматься до вечера в спортивных залах школ – лишь отдельные направления по сохранению здоровья школьников. На основе выработанных Министерством образования и Минздравом рекомендаций предстоит на уровне каждого муниципалитета, каждой школы определить комплекс мер по обеспечению здоровья детей, по воспитанию здорового образа жизни, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс...

Также весьма ответственная работа предстоит в ближайший год по реализации нового механизма финансирования общеобразовательных школ в связи с переводом (на основании Федерального закона № 123 от 7 июля 2003 года) заработной платы и учебных расходов школ с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне стоит задача усовершенствования разработанной Минфином и Минобразования России методики расчета нормативов финансирования школ. Следует подчеркнуть, что федеральная методика дает только формульный расчет норматива финансирования, но не определяет размеры норматива, даже минимальные. Принимать соответствующие конкретные нормативы финансирования предстоит на уровне субъектов Федерации и на местном уровне.

На сегодня уже 70 регионов из 89 реализовали в бюджетах 2004 года вышеуказанные изменения в финансировании общеобразовательных школ. К сожалению, этого не сделали как раз те 19 субъектов Российской Федерации, в различных муниципалитетах которых периодически возникают проблемы с выплатой заработной платы, и Иркутская область – классический тому пример.

Одновременно министерством ведется разработка новой системы оплаты труда учителей взамен ныне существующей, слишком жестко связанной с учебной (классно-урочной) нагрузкой учителя. Новая система позволит не только сохранить уровень заработной платы учителя, когда в условиях резкого снижения численности учащихся в школе снижается соответствующая учебная нагрузка учителя. Новая, по аналогии с вузовской – штатно-окладная система позволит активизировать и экономически стимулировать внеучебную работу учителя...

В области содержания образования завершен многолетний труд педагогов, ученых по разработке новых стандартов школьного образования. Проекты стандартов прошли широкое общественное и профессиональное обсуждение в течение последних двух лет. Новые стандарты школьного образования обеспечивают:

  • нормализацию учебной нагрузки учащихся – устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • повышение качества полного среднего образования путем введения профильного обучения на старшей ступени школы;

  • личностную ориентацию содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, получение учащимися опыта коммуникативной, практической, творческой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства;

  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранных языков;

  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой...

В соответствии с Законом «Об образовании» 1992 года школы могли использовать в учебном процессе учебники по своему усмотрению, даже не имеющие грифа министерства «рекомендовано» или «допущено». С учетом принятой поправки в Закон «Об образовании» теперь в школах могут использоваться – даже по региональному компоненту – учебники только в порядке, определяемом Министерством образования. Это было непростое решение. Но если общество, власть спрашивают с министерства за качество школьных учебников, значит, оно должно было ввести соответствующие механизмы обеспечения качества учебной литературы.

В связи с этим пересмотрено положение о Федеральном экспертном совете (ФЭС), введены более прозрачные, более объективные и демократичные, но одновременно более строгие процедуры присвоения грифа «рекомендовано» или «допущено» школьным учебникам. Кроме того, не дожидаясь разработки нового поколения учебников для новых стандартов, Министерство образования организовало работу по экспертизе уже в ближайшие месяцы всех действующих школьных учебников, в первую очередь учебников истории и учебников, представленных на получение грифа.

Мы рассчитываем здесь на совместную работу коллег из РАН и РАО. Одновременно и в регионах следует организовать, в том числе с помощью вузов, тщательный анализ всей используемой в школах учебной литературы...

2004 год станет еще одним годом эксперимента по единому государственному экзамену, в котором примут участие более 2/3 выпускников школ страны. Эксперимент уже показал, по признанию всего педагогического сообщества, что:

  • во-первых, ЕГЭ является очевидно более объективной формой оценки работы ученика, учителя и школы по сравнению с прежней системой, в которой учитель, школа сами учили и сами оценивали итоги обучения;

  • во-вторых, система единых государственных экзаменов расширяет доступность высшего образования для детей из отдаленных территорий России, создает равные возможности для детей из сельской местности, которые не могут заниматься на платных курсах или в так называемых «договорных» школах при вузах...

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

От редакции. Министерство признает, что «существует значительная неравномерность как по срокам, так и по глубине и качеству проводимых преобразований системы образования в различных регионах страны».

Так удалось ли конкретно вашей школе измерить эту «глубину»?..

Рейтинг@Mail.ru