Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2004


Мнение

Большая дидактика и 1000 мелочей

Окончание. Начало статьи в № 6/2004

Минимум записей – максимум ясности

Что может изменить дидактика, обращенная не только к наукам, но и к детям? И как возникающие дидактические перемены выглядят с точки зрения директора, его понимания происходящего в обучении?

В той разработке системы уроков, которая представлена в книге «Большая дидактика и 1000 мелочей», мы показываем, что учебный процесс может иметь такую организацию, когда каждый шаг учителя – при необходимости – подвергается методической коррекции без всяких дополнительных документов, а по обычному рабочему классному журналу.

При использовании предлагаемой системы четко представляются действия учителя по ходу изучения любого курса. Причем отражаются, то есть фиксируются, все шаги ученика и учителя только в ежеурочном документе – в классном журнале – и сразу по ходу урока, в присутствии заинтересованных учащихся. Обоснованность оценок и провоцируется, и поощряется добровольным желанием аттестуемых зафиксировать свои текущие успехи в журнале. За учеником остается право или согласиться на новые попытки демонстрации своих знаний, или на временный пробел в клеточке оценок, который, как всякий пробел, подлежит ликвидации.

Учителю такая система может помочь снять у ученика внутреннее напряжение от неудачных попыток и постепенно наращивать успех. Систематизация процесса ведения уроков проста, а оценка за работу ученика соответствует тому уровню знаний, которым оперировали на данном занятии. Поэтому никаких лишних записей, кроме тех что естественно возникают в ходе работы на уроке, наша система не требует. В то же время оценки в журнале не фикция: это и яркий показатель количества привлеченных к работе учеников, и градация степени их участия, их личного вклада в процесс приобретения знаний. Это точные индексы-показатели работы учителя и его учащихся.

Оценка и обратная связь

В отличие от трактовки традиционных цифр-отметок, которые пытались отразить «примерно», «сколько» знает данный ученик (если 3 – то маловато, 4 – побольше, а 5 – достаточно), наши отметки отражают другое, более точное представление об ученике и его возможностях по данному учебному предмету.

Если стоит 3, это значит, что его знания ограничиваются обязательным минимумом, они на этом уровне есть и их достаточно. Если стоит 4, то данный ученик прочно и широко владеет полученными знаниями, он хорошо эрудирован. Оценку 5 может иметь только тот ученик, у которого – при широких и прочных знаниях и эрудированности – сформирован творческий подход к данному предмету, он умеет нестандартно мыслить и действовать в пределах своей эрудированности. Таких отличников всегда было и всегда будет немного, но знающих школьный курс хорошо должно быть большинство.

Система контроля вытекает из системы подачи материала. Каждая тема предлагается, рассматривается и изучается с трех точек зрения:

– творчески объемно и занимательно;

– по профессиональному минимуму предмета;

– в ее связях с другими предметами, а также с интересами и возможностями учащихся.

Обратная связь с учениками обеспечивается непрерывно: и как сигнал участия, и для своевременной коррекции шагов ученика, и для оценки качества этих шагов. Найдено время для фронтальных проверок, позволяющих определить уровень знаний, приобретаемых в ходе работы по каждой теме. Психологическая и социальная значимость контроля поднята в системе максимально – от самоконтроля до контроля государственного.

Пятиуровневый подход к организации учебной работы на уроке позволяет составителям программ и методических разработок четко определить необходимое время для изучения каждой темы курса. Время работы точно зависит от той цели, с которой данная тема введена в курс.

Система позволяет не только индивидуализировать помощь ученику и учителю, но и контролировать результаты их деятельности простым просмотром классного журнала. Таким образом, классному журналу возвращается прежнее значение – отражать каждый шаг и учителя, и ученика, быть зеркалом их действий, более того – фиксировать вехами (цифрами) текущий процесс.

Поучать или научать?

На наш взгляд, сотрудничество в учебном заведении возникает всегда, когда одни собираются чему-то научиться, а другие готовы этому научить.

Чему-то научиться, что-то узнать – таков первый естественный и не всегда осознаваемый порыв ребенка. А у учителя профессионализм проявляется в постоянном желании научить – не просто поучать, а именно научить конкретного ребенка конкретным вещам. (Как у врача – вылечить данного конкретного больного). То есть потребность в сотрудничестве должна возникать естественно.

В книге «Большая дидактика и 1000 мелочей» подробно излагается технология осуществления такого сотрудничества. Эта технология послужит педагогической науке, так как будет способствовать еще и подключению семьи к сотрудничеству со школой, к обсуждению и смягчению извечного конфликта между отцами и детьми. Не даст семье самоустраниться от помощи школе в воспитании собственного ребенка. И у школы поубавится ложного самомнения, исчезнет представление о том, что в учебном процессе можно обойтись без активной помощи со стороны семьи или без акгивной помощи семье со стороны школы.

Закон продуктивного сотрудничества

Можно сформулировать закон продуктивного сотрудничества: это умение учить другого и учиться у него.

Предполагалось, что у учителя можно чему-то научиться, но почему-то забывалось, что и педагогическая наука обогащается через индивидуальный семейный, часто неосознаваемый опыт.

Предлагаемая система ликвидирует (хотя бы отчасти) этот пробел дидактики; в ней найдены время, место и способы такого взаимного обогащения. Педагог сможет не только хорошо учить, но и непрерывно совершенствоваться как в тонкостях своего предмета, так и в способах его преподавания. При этом он с не меньшей тонкостью будет постигать технологию сотрудничества с самыми разными представителями рода человеческого.

Субъективные качества педагога, который будет применять рекомендуемую систему, будут влиять на его работу, но в пределах хорошего и лучшего; а к негативным результатам не приведут, так как устойчивость системы обеспечена обратной связью – коррекция наступает как бы автоматически.

Можно утверждать, что полное и серьезное освоение предлагаемой системы позволит каждому педагогу стать специалистом высокого класса.

Еще одно важное качество системы: ее можно осваивать и внедрять по частям, постепенно облегчая труд учителя. Таким образом, система большой дидактики окажется лучшим помощником каждому, кто хочет научиться хорошо учить.

 

***

Я сознательно сосредоточил внимание на проблемах дидактических, педагогических, профессиональных. Честно говоря, очень не хочется становиться «главным завхозом» с директорским окладом.

Став несколько лет назад директором школы, я вижу, насколько осторожно приходится двигаться директору на минном поле педагогических проблем, сколь хрупка сегодня жизнь школы. Вроде не до дидактических революций; радуешься, когда удается укрепить авторитет школы, опереться на ее традиции, поддержать веру учителей в свои силы. Демонстрируя время от времени и рекомендуя своим учителям возможности разноуровневой системы, я рад, когда воплощаются хотя бы отдельные элементы ее.

Но будем надеяться: за спадом учительских сил снова последует подъем, да и то, что трудно в одних местах, удается в других...

 

 

Михаил Адамский, директор школы № 397, г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru