Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2004


Опыт

Школа здоровья: детям должно быть комфортно

Снова мелькают в СМИ цифры: «Только 10% детей оканчивают школу полностью здоровыми». И в очередной раз все кивают в сторону школы: «Довели, мол, детей, своими нагрузками…» Школа же как умеет пытается противостоять этим обвинениям. И даже добивается успехов.

Сумки стали легче

О проекте «Школа, содействующая здоровью», который реализуется в Юго-Западном округе столицы, наша газета писала в № 3/2004. Сегодня мы представляем одно из учебных заведений, воплощающих программу в жизнь.

Школа № 46 вот уже два года работает в рамках этого проекта. Начинали здесь с опроса среди детей и родителей, пытаясь понять, что, по их мнению, необходимо сделать в школе, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребят. Некоторые пожелания администрация школы учла сразу. И хотя, на первый взгляд, эти изменения были несколько банальными, ученики и их родители поняли, что их услышали. Например, были закуплены в достаточном количестве новые удобные банкетки для переодевания самых маленьких учеников. Теперь детишки не толпятся вокруг одной скамейки, а могут спокойно сесть, раздеться и сложить свои вещи. Второй шаг касался школьного портфеля. Не секрет, что дети, сгибаясь под тяжестью сумки, носят каждый день от 5 до 7 учебников. Из школьной библиотеки в кабинеты были выданы дополнительные учебники. Теперь ученикам нет необходимости носить в школу книги по основным предметам. Невероятно, но факт: это уменьшило массу ученической сумки чуть ли не в три раза!

Последующие шаги снова коснулись начальной школы. В 1–4-х классах в программу обучения были включены уроки здоровья. Программа курса, специальные учебники и тетради для этой дисциплины разработаны научным руководителем проекта, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Касаткиным. Ребята знакомятся с такими понятиями, как «сбалансированное питание», «режим дня», в игровой форме – с названиями витаминов. Для второклассников была разработана специальная физкультминутка, упражнения которой выполняются на массажных ковриках для стоп. Декламируя стихи и считалки, ребята прыгают и шагают на этих ковриках, встают на цыпочки, приседают. Так снимается напряжение в мышцах, возникающее от долгого сидения за партами. А еще в течение двух лет маленьким ученикам каждый день выдавался кислородный коктейль. Сейчас в школе перешли на напиток «Энерготон», который помогает справляться с нагрузками и авитаминозом.

Следующим важным делом на пути к здоровью, по мнению администрации школы, стало оборудование кабинета лечебной физкультуры (ЛФК). Здесь и шведская стенка, и специальное ковровое покрытие, и зеркала во всю стену, и беговые дорожки, и массажеры для стоп, и мячи, и многое другое. Комплекс физических упражнений, направленный на профилактику и лечение разных заболеваний, дети в 46-й школе очень любят и всегда выполняют с удовольствием. Он способствует гармоничной работе мышц, предупреждая спазмы и перенапряжение. К тому же, как известно, в основе ЛФК лежат строго дозированные нагрузки, за которыми в школе следит профессиональный инструктор районной поликлиники.

Но и этого педагогическому коллективу показалось недостаточно. Вот что рассказывает руководитель экспериментальной программы «Школа, содействующая здоровью» Светлана Тимошкова:

– Возможно, не сразу, но вскоре после начала эксперимента мы поняли: если школа хочет способствовать сохранению здоровья детей, необходимо в первую очередь, чтобы администрация школы искренне осознала нужность такой работы, поняла, что здоровая обстановка в образовательном учреждении определяется многими факторами, зависящими от организации учебно-воспитательного процесса, его качества, а также психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в их эффективном взаимодействии.

Параллельно можно организовать систему профилактических мер для выявления различных отклонений в здоровье детей. Так, постепенно, мы пришли к необходимости внедрения в школе программы доврачебного скрининга природного зрения. Один из наших учителей научился работать на специальном аппарате, который, проверяя зрение, обозначает только два результата: «здоров» или «обратиться к врачу». И те детишки, которым компьютер выдал листок со второй формулировкой, идут к окулисту, которого мы пригласили к нам на работу. Для офтальмолога мы с помощью районной управы закупили все нужное оборудование. Выделили отдельный кабинет, долго искали в магазинах специальные шторы, не пропускающие свет. Это оказалось непросто.

А в текущем учебном году у нас началась новая программа, касающаяся зрения. Мы познакомились с президентом ассоциации детских офтальмологов, профессором Евгением Ивановичем Сидоренко, разработавшим программу «Сохранение природного зрения». Наш офтальмолог теперь создает группу, в которую входят дети с малой миопией. А сотрудники профессора будут по его методике проводить специальное лечение – такое своеобразное ЛФК по зрению.

Мы также решили, что должны сделать родителей нашими союзниками, заинтересовать их экспериментом, привлечь в школу. Помимо того что мы стараемся постоянно извещать родителей о том, как чувствует себя их ребенок, какие проблемы со здоровьем у него выявил наш врач, в какую поликлинику и к какому специалисту рекомендуется обратиться, мы стали вести и некоторую просветительскую работу. Скажем, договорились с благотворительной организацией «Дом женщины» о том, что они организуют цикл лекций для родителей. Например, как выбрать качественные продукты в магазинах, какие из продуктов наиболее полезны для детей, на что надо обращать внимание при их покупке. И нам было приятно видеть, что родители ходили на эти лекции, интересовались, задавали вопросы.

Здоровьесберегающие составляющие

На сегодняшний день первый этап эксперимента в 46-й школе признан законченным. Что же изменилось здесь за два года? По мнению директора школы Николая Мансурова, главное достижение не в том, что в школе проверяют зрение, лечат зубы с применением последних достижений стоматологии, и даже не в том, что в столовой, рассчитанной на 90 человек, умудряются благодаря строгому графику накормить около 800 учащихся (кстати, питание в школе двухразовое и совершенно бесплатное для всех детей). Победа в том, что стало меняться отношение учителей к самому процессу преподавания.

– Ошибочно полагать, что суть школы здоровья – это мониторинг, врачи, проветривание, уроки здоровья и прививки, – считает Николай Андреевич. – Возможно, все это можно назвать одной из составляющих. Но главная часть нашего опыта в том, что педагоги поняли: посещение школы не должно быть стрессом для ребенка. Обучение не будет тяжкой ношей для ребенка, если требования к нему будут четко сформулированы, если учителя будут видеть, как каждый урок работает на решение единой учебной задачи в целом. Важно, чтобы коллектив понимал, что ребенок – такой же человек, со своими взглядами на жизнь и интересами, но которому нужно показать, что работать над собой не только необходимо, но еще и интересно. Если ребенку комфортно находиться в школе каждый день, встречаться с учителями, друзьями, что-то делать, придумывать – это и есть реальная школа здоровья. В школе мы должны создать атмосферу, которую можно сформулировать в следующем предложении: «В нашей школе каждый в чем-то лучше всех». Это касается и учеников, и учителей, и родителей.

По словам директора, началось формирование партнерского отношения учителя к ученику и понимание, что знания для детей интересны тогда, когда видна их значимость. Именно поэтому здесь стали уделять особое внимание такой форме обучения, как проектная деятельность. В школе уверены, что на такую работу должно уходить до 20 процентов урочного времени.

Еще одним нужным направлением в школе считают интеграцию здоровьесберегающих технологий с общеобразовательными предметами. Учителя школы создают пособия по разным дисциплинам. Пособия построены на основе сведений об организме человека, о взаимодействии его с окружающей средой. Уже издан учебник по математике. Сейчас готовятся пособия по химии, географии, немецкому и русскому языкам, истории.

Для того чтобы двигаться в эксперименте дальше, в школе сегодня разрабатывается новая модель «школы, содействующей здоровью», которая получила название «контекстная школа». Идеология этого направления рождается в спорах и совместных обсуждениях педагогов с научным руководителем Владимиром Касаткиным. Согласно этой модели, знания будут значимы, понятны, легко усваиваемы, интересны и, если хотите, комфортны для ребенка тогда, когда ребенку будет ясно, какое место занимают эти знания в его жизни и какое место займет он сам в этом мире. По мнению учителей, детям должен быть ясен контекст, в котором эти знания им предъявляются, и который определяет личностную значимость знаний для конкретного ученика.

Итак, изменение взгляда на организацию учебно-воспитательного процесса – важный итог опыта школы здоровья. Как утверждает Николай Мансуров, когда учительский коллектив видит результаты своей работы, появляются силы и вдохновение для педагогического поиска, а банальное проветривание кабинетов становится естественным делом, а не тяжелой обязанностью.

– Чем больше педагогов будут говорить на языке школы здоровья, тем легче будет что-то придумывать дальше, – говорит директор. А спустя секунду добавляет: – Но истина – всегда за горизонтом.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «topavenue.ru». Если вы решили приобрести качественную и модную сумку, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «topavenue.ru». На сайте, расположенном по адресу www.TopAvenue.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать сумки таких брендов как armani jeans, Cromia и Furla по выгодным ценам. В интернет магазине «topavenue.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Подготовила Яна Сартан

Итак, если вы хотите выстроить в своей школе систему содействия здоровью, то стоит помнить о некоторых, на первый взгляд очень простых, вещах. А именно:

  • школа не должна подменять собой лечебное учреждение;

  • здоровая школа – эта та, в которой ребенку находиться приятно и комфортно;

  • коллектив должен быть готов работать по-новому;

  • развитие добрых межличностных отношений в школьном сообществе – важный принцип любой школы, тем более – школы здоровья;

  • создание принципиально нового образа мышления учащихся, их родителей и учителей, понимающих, что сохранение здоровья – это элемент общечеловеческой культуры, – главная задача;

  • возможность детей реализовать свои способности – важнейший шаг к здоровому образу жизни, так как исчезает элемент неудовлетворенности, неуспешности.

Рейтинг@Mail.ru