Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №47/2003


Школа и общество

Труды и дни начальника городского отдела образования

Начальник городского управления образования г. Иваново Тамара Николаевна Бугеро

Руководители отделов образования – это люди, решающие бесчисленные интенсивные проблемы образовательной политики государства на местах. В стране, где 29% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 6% находятся в аварийном состоянии, где в 37% школ отсутствует необходимая материальная база, а большинство образовательных проектов не подкрепляются ни теоретическим обоснованием, ни поддержкой государства, находятся люди, которые и в кризисной ситуации видят перспективные решения.
Интересно узнать, понять, выспросить у таких людей, что происходит в поле их функциональной и человеческой деятельности, что они чувствуют, кроме непомерной ответственности, на что надеются, на кого опираются? Каким смыслом наполняют они свои труды и дни?
Тамара Николаевна Бугеро занимает должность начальника городского управления образования города Иваново. Свои усилия Тамара Николаевна направляет на создание целостной системы образования в городе. Это дает ей возможность скоординировать и эффективно использовать все имеющиеся ресурсы (весьма небогатые) и начать решать проблемы взаимодействия школы и общества.

Каждой школе – экологическую нишу

Когда я стала начальником управления образования, в городе отменили районы. Все школы оказались непосредственно связаны с городским управлением. Если раньше многие вопросы решались на местах, в районных отделах, целым штатом сотрудников, теперь все свалилось на немногочисленных инспекторов.
Я начала с того, что разделила город по образовательным округам. Мы разработали программу развития округов “Модернизация муниципальной системы управления образованием на основе развития социального партнерства” и выиграли грант. Сразу появилась возможность приобрести технику, компьютеры, провести семинары, обучить управленцев.
Как же мы выстроили работу в округах? Прежде всего постарались сделать так, чтобы каждая школа заняла свою нишу. Раньше никто не думал о том, сколько математических школ находится по соседству, сколько гуманитарных. Мы решили выстроить такую систему школ и детских садов округа, чтобы родителям и ученикам не приходилось метаться по городу в поисках нужных образовательных услуг.

Легальный авторитет

Второй важный момент нашей программы – социальное партнерство. Я создала Совет директоров крупных промышленных предприятий и финансовых структур при управлении образования. Я обратилась и к людям, с которыми познакомилась будучи директором школы, и к тем, кого лично не знала. Пришли 34 человека! Совет сформировался. Вместе с советом мы разработали программу развития образования города до 2006 года. Такой программы в Иванове не было с 1985 года. Причем мы не общие тезисы набросали, а выявили перспективы развития каждой школы. Проанализировав концепции отдельных школ, мы выстроили общую концепцию развития города, подвели под нее материально-техническую базу. Программу утвердили в городской Думе и получили и деньги города, и софинансирование со стороны промышленников.
Теперь именно совет обращается к предпринимателям за помощью в случае необходимости. Школьное начальство не ходит больше с протянутой рукой. Например, в старой школе на окраине города надо отремонтировать спортивный зал. Надо! В этом районе нет других спортивных сооружений. Совет подсказал верное решение: спортзал отремонтировал крупный склад, расположенный по соседству. Я бы и не догадалась к его директору обратиться, а если бы догадалась, мне бы скорее всего отказали, а совету – нет. Совет уважают.

Семья и школа и немного денег

Еще одно серьезное направление моей работы – создание городского родительского комитета. У нас исключительно удачно подобрались люди: 18 человек, активных, понимающих, они подружились между собой, собираются каждую неделю, если надо, и чаще. Так, например, вместе мы решили вопрос о платных образовательных услугах. Все знают, какой это сложный вопрос. И не делать нельзя, и делаешь – плохо. Что же мы сделали? Собрали директоров школ и сказали: вот мы с родительским комитетом решили посмотреть, что у вас творится с родительскими средствами, – через месяц отчитайтесь. Что тут началось! Все кинулись специальную литературу читать, с юристами советоваться. Потом собрались все вместе: спорили, убеждали друг друга, а в итоге издали приказ, который регламентирует все шаги по сбору и использованию родительских средств. Чтобы и по закону, и под контролем, и в интересах дела. А получилось все именно благодаря родителям.
В этом году родительский комитет впервые участвовал в общественной аттестации учебных заведений. Родители почувствовали свою ответственность за развитие образования в городе. И опять же – дополнительные средства. Только не как насильственные поборы, а как инвестиции в будущее.

Трудный ребенок в центре внимания

На одном совместном заседании Родительского комитета, Совета предпринимателей и УВД родилась отличная идея: на базе замечательных мебельных мастерских Муниципальных предприятий жилищного хозяйства (МПЖХ) организовать работу с трудными подростками, с теми, кто не учится, прогуливает, постоянно ошивается на рынке. У этих ребят и в семьях неблагополучно, и в школе проблемы накопились. Мы организовали для них трудовой отряд: в МПЖХ ребята делают школьную мебель. Но не просто подрабатывают (заработки до полутора тысяч), а учатся. Мы открыли там учебный класс, нашли воспитателей, мастеров. Только учат они не школьным наукам, а ремеслу, профессии. Это же совсем другие перспективы, чем на рынке, где и бьют, и пьют, и воруют!
Кое-кто даже в школу смог вернуться. Остальные занимаются по индивидуальным учебным планам, ходят на консультации, сдают зачеты. Смогут получить документ об образовании – значит, и дальше дорога открыта.
Мы мечтали о центре, который координировал бы всю работу с трудными подростками в городе. Опять вопрос: где взять средства?
В городе есть несколько детско-юношеских центров, там существуют ставки преподавателей. Я посмотрела, на что идут эти ставки: какой-нибудь кружок мягкой игрушки, куда ходят пять девочек. Неэффективно. Мы забрали часть этих ставок и открыли Центр психолого-педагогической адаптации и коррекции. Нашли очень удачный вариант размещения – использовали базу межшкольного учебного комбината в центре города. Сейчас школы неохотно посылают старшеклассников в такие комбинаты. Сейчас популярна связь с вузами, углубленные курсы. А хорошие просторные мастерские, выстроенные в период тотальной производственной подготовки учеников, пустуют. Швейные цеха, столярные, слесарные. Есть условия для изучения автодела, обувного производства, машинописи. Директором центра стал, кстати, наш родитель из комитета.
Детей в центр направляют комиссии по делам несовершеннолетних, многие родители сами приводят ребят. Я тоже по адресам тревожным ездила, искала подростков, бросивших школу, разговаривала с ними.
У центра есть две базовые школы-девятилетки, где учатся многие подопечные. Есть юрист. Подобрались опытные психологи, по два человека на округ. Они стремятся увидеть, в чем проблема каждого ребенка, направить его туда, где он почувствует себя успешным. Даже свой летний лагерь у центра есть!
Сюда приносят ношеную, но приличную одежду, а сотрудники раздают нуждающимся. Бывает, и новое дарят. Вот на днях швейная фабрика партию зимних шапок прислала. Довольно симпатичные.
Когда мы летом ремонтировали здание, мальчишки все своими руками делали. Это их дом.
Вот – аквариумы с рыбками. Нам самим это было не по средствам. Так мы одно помещение в аренду сдали семейной паре. Они занимаются разведением и продажей декоративных рыбок. К нашим ребятам очень хорошо относятся, учат, объясняют. Дети в восторге. Они бы возле рыбок целыми днями сидели. В этом помещении днем занятия проходят, есть возможность расслабиться, красотой полюбоваться. Ребятам хорошо, и нам не накладно.
А какое это счастье было, когда мы настоящий тренажерный зал открыли! Мальчишкам мускулы развивать хочется. А денег у родителей нет. Так они теперь не хуже прочих.
Нужны компьютеры. Ребята ходят на кружок в соседнюю школу, но там им не рады: шум, мусор. Задумались, как своей техникой обзавестись. И вот результат: Текстильная академия передает нам компьютерный класс – не новый, но санитарным нормам соответствует.
Главное – мы объединили все городские ресурсы, и теперь у наших детей больше возможностей. Есть в городе престижные клубы, куда “с улицы” не попасть. Авиаклуб “Высота”, КВН, Школа активистов, Школа будущих лидеров. Теперь каждая организация выделяет нам места.
С нашим кадетским корпусом история особая. Вы ведь знаете, что, в отличие от суворовских училищ, в кадетских корпусах за обучение платят родители. А мы договорились выделить несколько мест для ребят из центра за счет городского бюджета. Родительский комитет помог найти деньги на форму. Поэтому в корпусе собрались и благополучные дети, потомственные военные, и наши обездоленные, и дети из обеспеченных семей с трудностями в поведении, те, с кем семья не справляется. Центр помогает наладить работу. В прошлом году отправили в кадетский корпус 16 человек. В этом – 12. Все учатся. Никто не сбежал. Там интернат, питание.
Мы видим: если центр заинтересовал ребенка чем-то, он не возвращается на рынок.
Выходит, можно обеспечить нормальные условия жизни ребенку, не отправляя его в детдом, не травмируя его психику лишением прав родителей-алкоголиков. Дети ведь все равно любят свою семью.

Умным быть хочется

Работая с одаренными детьми, мы руководствуемся тем же принципом: собрать воедино все городские ресурсы. Ведь одаренные ребята часто в небогатых семьях растут. Договорились с вузами. Они предоставили старшеклассникам свои лаборатории, организовали занятия с преподавателями. Ведутся курсы, кружки. Мы платим небольшие деньги, но вузы заинтересованы в талантливой молодежи.
Я свои московские связи использовала. Заключены договора с театрами, музеями столицы: в выходные наших ребят принимают бесплатно. Мы оплачиваем только автобус. Это справедливо: наши отличники, победители олимпиад – настоящие трудяги. Теперь и город для них тоже что-то делает.

Ивановский дельфин

Дети должны чувствовать, что они нужны своему городу, что к ним прислушиваются. Ежегодно мы проводим конкурс социальных проектов “Если бы я был мэром”. Участвуют целые школьные команды, выдвигают чрезвычайно интересные и вполне реальные идеи, например: чем можно заполнить пустующий детский сад, какой центр развития сделать для района. Мы берем детские проекты на вооружение. В этом году ребята сделали из теста макет застройки одного пустыря в городе: киоски разместили, скульптуры, скамеечки. Макет купили деловые люди, те, кто сейчас как раз займется застройкой пустыря.
Мы стараемся поощрять инициативы, направленные на развитие школы, повышение престижа образования. Для этого учредили городской конкурс на приз “Хрустальный дельфин”. Придумали номинации и для учителей, и для ребят. Участвуют в конкурсе школы, вузы, предприятия, телекомпании, пресса – все, кто помогает решать проблемы детей и привлекает к ним внимание. Специальный приз “Золотой дельфин” вручается за инновационную деятельность в области образования. А мне родительский комитет подарил синего стеклянного дельфинчика, который стоит на моем рабочем столе. Он воплощает ум, красоту, дружелюбие.

Программа модернизации

На мой взгляд, в модернизации нуждается в первую очередь средняя школа, подростковая. Так сложилось, что в начальном и старшем звене все-таки что-то делалось, а до подростков руки не доходили. Нет хороших понятных учебников, не продуманы методы работы. Особенно тревожит предпрофильная подготовка. Я хоть и сторонница профильного образования, но дети часто определяются под влиянием эмоций, симпатий, авторитетов. Взрослые должны помогать ребенку выбрать свое будущее. Они могут увидеть возможности ученика и тактично подсказать ему, куда пойти. Даже в технологический класс можно умело привести: похвалить золотые руки подростка, рассказать о перспективах. И второе: профиль школы не может возникнуть на пустом месте, по приказу. Он исторически складывается, зависит от окружения, контингента учеников. От того, какой институт ближе, какое предприятие, какие семьи живут в соседних домах. Такая профилизация уже стихийно сложилась в нашем городе. И если менять ее, это ударит по школе, по детям, по образованию в целом. Уверена, что общеобразовательные классы должны быть сохранены. А вот так называемые классы выравнивания, коррекции я категорически не приемлю. Как же можно чуть ли не с первого класса клеймо на ребенке ставить! Есть дети побойчее, есть потише. Надо им помогать, объяснять понятно, давать индивидуальные задания.
Идей по модернизации школы у нас много. Однако в первом круге забот – все тот же поиск ресурсов. Ведь никакой внешней поддержки нет!

Рейтинг@Mail.ru