Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №33/2003


Образовательная политика

Прошли августовские совещания…
Что изменилось?

Суета по поводу нового учебного года начинается задолго до первого сентября. Для многих управленцев самый жаркий период подготовки к школе – именно август. Потому что в конце этого месяца проходят августовские совещания.

Зачем и кому они нужны?

Эта славная традиция сбора учителей в начале каждого нового учебного года имеет много положительного; как справедливо отмечает один из чиновников, «августовский педсовет – это еще и большой педагогический старт для новых идей, для реализации общегосударственных программ и документов». Действительно, на августовских совещаниях у учителей появляется возможность обсудить и высказать свои предложения по поводу массы документов. Именно здесь им представляется весь обзор намерений и замыслов в области модернизации образования. Быть может, в какой-то степени именно августовские совещания задают некоторые ориентиры движения педагогического сообщества на предстоящий учебный год.
Однако, как правило, организуются и проводятся эти мероприятия органами управления образованием, иногда под патронажем администраций разных уровней. Потому, вероятно, основными пользователями всех итогов таких совещаний становятся именно управленцы. По-видимому, все ключевые результаты августовских совещаний могут быть поделены на 2 группы. Первая – политические эффекты. Ведь именно на августовских совещаниях высокое начальство встречается с педагогами. Есть, конечно, разница между региональными и муниципальными совещаниями. На последних – учителей всегда больше и проводятся методические секции. Но задача поддержания связи власти и общественности остается. Власть должна показать, что помнит о проблемах учителей, а учителя должны выказать ей свою благосклонность. Вторая группа итогов – собственно управленческие. Обсужденные документы, а их обычно немало, оформляются в рекомендации. Наличие таких рекомендаций дает право органам управления затем ссылаться на них и обосновывать собственные приказы и распоряжения в течение учебного года. Это своего рода карт-бланш на принятие управленческих решений. Видимо, так объясняется факт, что большинство докладов чиновников от образования, как и в целом содержание совещаний, – весьма эклектичны. В одном докладе могут быть помещены проблемы дошкольного и коррекционного образования, информатизации, профильного обучения, субвенций, реструктуризации сети школ, индивидуального подхода к ученику, результаты ЕГЭ, проблема отношения школы и православия, связи школы с вузами и многое другое.
Получается, что при проведении педсоветов выделяются две крайности. Первая отражает идеологизацию образовательной действительности, лозунги и восклицания о высокой роли образования, о поднятии престижа учительской профессии. Вторая – стремление объять необъятное, обсудить все, что только можно, записать все самые мыслимые и немыслимые рекомендации в итоговые документы.

Профессиональный диалог

C детства помню, как моя мама-учительница ходила на августовские совещания. Педагоги тогда обменивались впечатлениями о лете, строили планы на будущее, интересовались, у кого какие планы в грядущем учебному году. Когда я сам стал учителем математики, мне также на августовских совещаниях совершенно не запоминались общие заседания с участием всяких начальников. Интересно было разве что на предметных секциях, проводившихся на следующий день. Однажды мы обсуждали, что в нашем районе очень неудачно проходят научно-практические конференции (НПК) учащихся: все более формально; детям неинтересно; подчас они вынуждены списывать исследовательские работы других учеников, защищенные несколько лет назад, и пр. Я тогда предложил отменить НПК в новом учебном году. Давайте, дескать, попробуем год прожить без них, а потом подумаем, посмотрим – может, изменим конференции, а может, и что-нибудь совершенно новое придумаем. Тем более что у учителей есть огромное количество наработок в плане различных подходов к оценке творческих достижений ребят. Мне сказали, что так нельзя, что наша задача совершенствовать работу, а не отменять ее. И методисты были совершенно правы. Сама логика августовских совещаний – не ставить под сомнение ту или иную идею, а придумывать средства ее воплощения, совершенствования, одобрения и поддержания. Органами управления задается некоторая рамка, в которой учительство должно предложить свои действия, лучше всего – согласиться со сделанной заготовкой и конкретизировать свои продвижения в соответствии с заранее определенным «курсом партии и правительства».
Конечно, у учителей много других возможностей обсуждать более детально образовательные реформы – на курсах повышения квалификации, например. Но собственно стратегическое влияние профессионального педагогического сообщества возможно лишь в рамках их общественных объединений. Видимо, развивающаяся вариативность образования постепенно приводит к тому, что многообразие мировоззренческих представлений об образовательной действительности должно быть институционально оформлено, представлено в пространстве социальных отношений. Потому, например, сейчас не стало учителей-новаторов. Точнее, талантливые педагоги есть и их немало, но, для того чтобы быть услышанными, им нужна некая трибуна. Многоголосье представлений, мнений об образовательной реальности стало так велико, что наступает пора объединяться, выражать общую позицию относительно изменений в образовании.
Самая влиятельная в этом смысле организация – профсоюз. Именно профсоюз оказывал существенное влияние на обсуждавшиеся в недавнем прошлом вопросы введения отраслевой системы оплаты труда и финансирования муниципальных школ на основе субвенций. В этом его основная задача – заботиться о финансировании. И в этом его мировоззренческая позиция – любыми средствами бороться за права учителей-бюджетников.

Форум для родителей

Обсуждение стратегий образования в сегодняшнем мире дело не столько педагогических объединений, сколько общественных. И только их появление действительно сможет создать содержательное поле для обсуждения образовательной политики. При этом многое должно измениться – начиная от языка, лексики и семантики обсуждения образовательных реформ и заканчивая процедурой их легитимизации, принятия на правительственном уровне.
Процесс становления гражданских институтов образовательной политики лишь только утверждается. Недавно Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса граждан о модернизации образования.
Вот некоторые из них:

– знают или «что-то слышали» о модернизации 42% опрошенных;
– надеются, что система школьного образования обновится, образование станет лучше, качественней, – 14%;
– считают, что предложенная модернизация предполагает введение новых методов обучения, изменение программ, уменьшение нагрузок на учеников (4%), увеличение срока обучения в школе до 12 лет (3%), введение единого госэкзамена (3%);
– по мнению 3% опрошенных, должно увеличиться финансирование средних учебных заведений;
– о намерении ввести общественные советы в школах «что-то слышали» 19% опрошенных.

Более половины граждан даже не догадываются о модернизации образования! Интерес появляется тогда, когда либо явно видно непосредственное влияние предстоящих изменений на собственное благополучие, либо есть возможность поучаствовать в идущих реформах. В нашем случае пока гражданам и родителям и то, ни другое не предоставляется.

Попытки перемен

Можно ли что-то постепенно начать менять в отношении сегодняшних педагогических совещаний? Отчасти, по интуиции ли, либо благодаря серьезному стратегическому расчету, но такие изменения уже идут. Среди них:
Развитие сетевых обсуждений педагогической проблематики. Все еще живет идея всероссийского августовского интернет-педсовета. Несмотря на то что количество электронных публикацией об учительских совещаниях в августе этого года по сравнению с 2002 и 2001 годами уменьшилось в 2–3 раза, некоторые свежие материалы об образовании все еще продолжают попадаться. Есть надежда, что это читают и родители. Правда, на региональных сайтах об образовании внезапно перестали отражаться результаты августовских совещаний. Будем думать, что это временное случайное явление.
Становление образовательных изданий для родителей. Газета «Педагогический вестник» стала ориентированной на родителей в том числе. Быть может, удастся как-то инициировать их интерес к педагогической проблематике. Сейчас несколько регионов выпустили свои региональные вкладыши к этому изданию.
В некоторых субъектах Федерации решено сделать августовские совещания сфокусированными на определенной тематике, не допуская растекания педагогической мысли по вечному древу чиновничьей маниловщины. Появилась даже формулировка «семинар-совещание». Так, например, в Рязани организовали выставку «Инновация как фактор развития образования» – и это стало стрежнем всего августовского педсовета. В Красноярском крае сосредоточились на роли образования в социально-экономическом развитии региона. В этих попытках чувствуются серьезные намерения превратить августовские совещания в содержательное и востребованное обсуждение образовательной проблематики.

Игорь РЕМОРЕНКО

Рейтинг@Mail.ru