Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2003


Альтернативная педагогика

Лютц Херш:
Я стал учителем продуктивного образования

Организаторы конгресса «Продуктивное образование», прошедшего в мае 2003 г. в Финляндии, попросили Лютца Херша, одного из самых опытных учителей этих школ, рассказать об особенностях работы учителя продуктивного образования. К общему удивлению, он стал читать заранее заготовленную речь, что совершенно несвойственно данному педагогическому сообществу. Однако именно этот доклад, пожалуй, стал центральной точкой конгресса, почти в поэтическом виде отразив и проблемы, и мечты всех участников.

Когда шесть лет назад я начал свою работу в средней школе Густава Эйфеля (в районе Пренцлауер Берг бывшего Восточного Берлина), я и не подозревал, как продуктивное образование изменит роль учителя, которой к тому времени мне уже удалось овладеть. Я умел проводить уроки немецкого языка и географии, учить ребят внутри классно-урочной системы правильлам немецкого языка и пониманию единого контекста человечества и природы. Я был одним из тех, кто решал, какие темы студенты должны изучать, выполняя учебный план и программы средней школы. Я умел быть учителем.
Однако мне пришлось полностью пересмотреть эту роль. Я стал скорее советником, чем посредником в передаче знаний. Теперь ученики учились «в реальной жизни», они приходили в школу поговорить об опыте, приобретенном на рабочих местах, они создавали свои собственные учебные планы, лишь иногда просили моего совета.
Отказаться от роли всемогущего всезнающего, «учителя» трудно, но за шесть лет мне это удалось, и наша работа стала вполне успешной. Около 70% молодых людей, принявших участие в нашем эксперименте, получили полный сертификат об образовании. Почти все они начали свою «реальную жизнь» как ученики-подмастерья. Без продуктивного образования они бы не окончили школу так успешно, потому что во всех других школах они просто-напросто не справлялись с предлагаемым взрослыми учебным планом. Ребята стали более уверенными в себе, у них появилось желание учиться «школьным знаниям», потому что они поняли, зачем они им нужны.
Я убежден, что продуктивное образование просто необходимо для всех тех учеников, которым не подходит обычная школьная система обучения. Кого я имею в виду? Ребят, которым нужны что-то делать самим, чтобы заинтересоваться учебой, которым нужна индивидуальная педагогическая помощь и поддержка; особо любознательных молодых людей, которым не хочется быть просто туристами в учебном процессе: они предпочитают быть активными путешественниками и даже мечтают о том, чтобы стать исследователями. Для этих учеников продуктивная школа – актуальная альтернатива обычной.
Наверное, мы все работаем так же успешно: на наших конгрессах и семинарах мы обычно предствляем доклады об учениках, успешно занимающихся по продуктивной методике. Но, как я уже сказал, в этом докладе мне нужно представить текущий опыт, а значит, придется остановиться более подробно на возникающих в работе проблемах. И этим я сейчас займусь. Прежде всего вам следует знать, что ежегодно мы принимаем около 30 новых учеников. Они начинают свое участие в наших проектах с 9-го класса. Мы, учителя, несем ответственность за тех, кого принимаем. А как узнать, предпочитает ли подросток оставаться туристом в процессе обучения или же ему больше нравится быть путешественником либо исследователем?
Я думаю, это наша самая большая проблема. Мы организуем широкую рекламу наших проектов, пишем листовки, устраиваем презентации в средних школах, ведем переговоры с директорами, учителями, социальными работниками и советниками по трудоустройству.
В период между весенними и летними каникулами эти ответственные лица приходят к нам и говорят, что у них есть нужные для нашего проекта ученики. И хотя мы даем полную информацию о том, чем занимается продуктивное образование, они часто норовят скинуть нам учеников, не способных сконцентрировать свое внимание больше чем на пять минут, учеников, долгое время не посещавших школу, детей с социальными или коммуникативными проблемами, агрессивных подростков – короче, всех тех, у кого, кажется, нет будущего в нашем обществе.
Мы приглашаем всех этих ребят, их родителей и социальных работников, имевших с ними дело, и беседуем с ними. Мы выясняем, каковы учебные интересы школьников, просим заполнить анкеты, надеясь выяснить таким образом, для кого из них наш проект – правильная альтернатива. Наконец, мы решаем, кого принимать к нам, и это решение – основа успешности нашей работы на следующий учебный год.
Однако приходится признать, что в прошлом году мы допустили много ошибок. Сейчас в нашей учебной группе более половины подростков, которым наш учебный проект явно не подходит. Они не хотят исследовать себя, не находят для себя интересной работы, у них нет желания общаться, они не понимают (и не пытаются понять), что представляет собой их индивидуальный учебный план. Они не обращаются к нам за советами, не принимают ни своей новой роли, ни новой роли учителя. В прежней школе они чувствовали себя отбросами, в этой же роли они остаются и у нас. В результате срывают занятия в группе, включают свои мобильники на уроках, агрессивно реагируют на любые замечания. И хотя другие ученики с интересом относятся к своим новым занятиям, эта группа разрушает нашу работу.
Мы проводим с ними индивидуальные беседы, приглашаем родителей, обсуждаем проблемы с социальными работниками, но мы не можем прогнать их, потому что у них нет альтернативы: обычные школы больше не желают иметь с ними дела. У каждого учителя в классе есть такие ученики, но когда у тебя их двое или трое, ты можешь с ними что-нибудь сделать: отослать в параллельный класс, в другую школу или... в продуктивное образование. Мы оказались в самом конце этой очереди: у нас нет параллельных классов, а наши партнеры по проектам говорят: «Нет, спасибо, у нас хватает проблем со своими учениками».
Думаю, проблема, описанная выше, – общая, не только наша. Учителя хотят исключить трудных ребят из своих классов, директора хотят их исключить из своих школ, а социальные работники ищут способы для этого, потому что у них тоже нет другого пути выполнить свои обязанности: их клиенты должны ходить в школу. И они обещают им, что в продуктивной школе будет легче, чем в обычной. Мы спрашивали учеников наших групп, что им говорили о наших школах, и все подтвердили: им обещали, что в продуктивной школе легче получить аттестат. Но ведь это неверно! И вот почему:

нелегко вставать в 5, 4 или даже 3 часа утра, чтобы вовремя начать работу в автомастерской, на стройке или в булочной;
нелегко принять новую роль ученика и новую роль учителя;
нелегко говорить о себе, о своих проблемах и затруднениях, если до этого ты был послушным страдальцем;
нелегко учиться в одиночку и иметь хорошие результаты учебы точно в срок;
нелегко даже описать, что такое продуктивно образование.

Короче: нелегко учиться в реальной жизни.
Жаль, но продуктивное образование в рамках, отведенных ему сегодня, не может найти ответы на все проблемы. Однако я делаю все возможное, чтобы помочь каждому своему ученику не сдаваться слишком рано, – ведь на то я и учитель?!
Может быть, я хочу слишком многого, но дело в том, что приходится выкладываться как ломовой лошади, и что бы ты ни делал – всегда оказывается мало!

Записала Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru