Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2003


Образовательная среда

Сколько стоит модернизация?

На очередной коллегии министерства были подведены итоги реализации Федеральной программы развития образования в 2002 году и определены задачи на 2004 год.

Федеральная программа развития образования действует с 2000 года и является организационной основой государственной политики России в области образования. Иными словами, – модернизацией в действии.
Она охватывает все уровни образования – от дошкольного до дополнительного профессионального и реализуется по трем разделам: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), прочие нужды и капитальные вложения.
В прошедшем году было выполнено 62 научных исследования (в 2001 году – только 10), велось строительство 130 объектов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, сдано в эксплуатацию – 16 учебных корпусов общей площадью 82,1 тыс. кв. метров.
Статья “прочие расходы (нужды)”, несмотря на свое название, является ключевой. Ежегодно Минобразования утверждает в рамках этой статьи список приоритетных направлений: в прошлом году таковых было выделено 24, в нынешнем – 18, на следующий год 16. Число приоритетных направлений сокращается в основном за счет их укрупнения во избежание распыления средств и организационных ресурсов.
В рамках каждого направления определяются федеральные экспериментальные площадки: например, для апробации новой структуры и содержания общего образования, для введения ЕГЭ и ГИФО, для социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, для развития семейных форм устройства детей-сирот.
Ассигнования выделяются на материально-техническое оснащение образовательных учреждений, на переподготовку и повышение квалификации педагогов – участников эксперимента, на обеспечение учебниками и создание нормативно-правовой базы...
Например, из 266,1 млн. рублей, израсходованных из федерального бюджета в 2002 году на эксперимент по ЕГЭ, 100 млн. было направлено на закупку и доставку аппаратно-программного оборудования, 23,2 млн. рублей – на разработку КИМов, 6,5 млн. рублей – на повышение квалификации специалистов по проведению ЕГЭ.
Одной из главных проблем, как отмечалось на коллегии, является координация мероприятий программы, в том числе и ассигнований, направляемых на их выполнение. Дело в том, что финансирование большинства направлений Программы осуществляется на паритетной основе из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Особые проблемы с Минфином возникают при планировании расходов на общеобразовательные учреждения, поскольку они не относятся к федеральному уровню. Аналогичные трудности испытывают и в регионах, в которых действуют областные (краевые, республиканские) программы развития образования.
Другая проблема связана с тем, что при планировании и выполнении ФПРО не всегда удается решать общие для всех уровней образования комплексные задачи, не всегда используются четкие критерии отбора объектов, на которые выделяются средства.
Все эти недостатки в полной мере проявились при реализации проекта по оснащению новой техникой и учебным оборудованием образовательных учреждений.
В рамках проекта было оснащено всего 19 вузов и 15 ПТУ в 10 территориях и 21 школа в Орловской области.
Напомним, что в стране около 500 государственных вузов, 1800 ПТУ и 65 000 школ!
По какому принципу были выбраны именно эти школы и эти ПТУ?
Отвечая на этот вопрос, Александр Голенков, ректор Орловского государственного технического университета, объяснил, что главным критерием отбора служили финансовые возможности того или иного региона, власти которого стремились оснастить прежде всего пилотные учебные заведения – ресурсные районные центры.
Что же касается школ, то, по словам А. Голенкова, деньги на софинансирование нашлись только в Орловской области, поскольку объем федеральных средств на оснащение школ оказался минимальным и составил 20%.
По словам Голенкова, учителя сельских школ Орловской области, в которые поставлялось новое оборудование, плакали от радости.
Правда, министр этой радости не разделил, высказав опасение, что, если мы будем каждый год оборудовать по 20 школ, нам понадобятся столетия, а ФПРО завершается в 2005 году.
Но при планировании приоритетных направлений на следующий год также не удалось избежать ошибок и перекосов. Например, из 4 инвестиционных проектов развития материально-технической базы учреждений профессионального образования только 1 предусматривает капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий, находящихся в аварийном состоянии, остальные – на оснащение вузов, техникумов и ПТУ современным противопожарным оборудованием. Задача, бесспорно, важная, особенно в свете последних событий, но все-таки не единственная.
Поэтому, как отмечали члены коллегии, необходим системный подход к формированию приоритетных направлений, а при отборе образовательных учреждений необходимо руководствоваться критерием развития, а не поддержки, выделяя из общего числа самые перспективные школы, ПТУ, техникумы, обладающие большим инновационным потенциалом, а не самые ветхие и полуразрушенные.
Среди приоритетных направлений будущего года – введение подушевого финансирования общего образования, реализация второго года эксперимента по ГИФО, включая апробацию механизмов возвратных и целевых субсидий, развитие здоровьесберегающих технологий.
Особое место отводится модернизации педагогического образования в связи с принятием в прошлом году соответствующей программы. Планируется развитие учебно-лабораторной базы педагогических училищ и колледжей и совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации работников образования.
В минувшем году в Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли обучение 2000 руководителей муниципальных органов управления образованием по вопросам модернизации. По словам ректора академии Эдуарда Никитина, именно от управленцев этого уровня в значительной степени зависит успех реформ. Многие изменили свои взгляды на модернизацию после встреч с разработчиками и составили целевые проекты развития образования в своих территориях.
В следующем году основное внимание будет уделяться повышению квалификации учителей в связи с переходом на предпрофильное и профильное обучение в старших классах.
Общий объем ассигнований на реализацию ФПРО в 2002 году составил 4 млрд. 435,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 2 млрд. 807 млн. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 856, 7 млн. рублей, из внебюджетных источников – 772,2 млн. рублей.
Из-за сокращения федерального финансирования на 89,6 млн. рублей пришлось существенно ограничить реализацию нескольких проектов, в том числе по развитию экспорта образования.
До 1 июля нынешнего года планируется подготовить проект плана распределения средств между приоритетными направлениями Программы на 2004 год, а пока конкретные суммы расходов не обсуждались.
Объем федерального финансирования по некоторым приоритетным направлениям и проектам (статья “Прочие нужды”) в 2002 году:
ФЭП по совершенствованию и поддержке системы образования в сельской местности, включая оптимизацию сети малокомплектных сельских школ в 7 регионах, – 23,6 млн. рублей;
ФЭП для апробации новой структуры и содержания общего образования – 158,8 млн. рублей;
ФЭП для введения ЕГЭ – 266,1 млн. рублей;
ФЭП по введению различных моделей нормативного финансирования и отработка его механизмов, в том числе на основе ГИФО, – 37,5 млн. рублей
Авторские экспериментальные школы, включая апробацию учебников нового поколения, – 40 млн. рублей;
ФЭП по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 13,6 млн. рублей;
развитие системы ведомственной статистики – 15 млн. рублей.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru