Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2003


Из комитета Госдумы

Олег СМОЛИН

Школа не получила послания президента

В России все идет «сверху», не только указания, но и революции. Может быть, поэтому у нас так ждут, словно царя, генсека или президента. Наконец дождались и в 2003-м. Официальные восторги выразили, кажется, лидеры всех думских фракций, кроме КПРФ, СПС и Агропромышленной группы. В президентском послании, действительно, есть хорошие идеи: например, признание нелепости и вредности закона о гражданстве, который президент внес год назад, а его администрация «продавила» через Думу при отчаянном сопротивлении левых и части правых. Однако нас интересует образовательная политика, которая, между прочим, непосредственно касается 38 млн. человек, а с членами семьи – большая половина населения. Увы, новыми идеями российское образование президент отнюдь не побаловал, а хорошими – тем более.

Поскольку все познается в сравнении, вспомним, что в 2001 году образовательный блок в президентском послании был представлен довольно серьезно. Тогда президент требовал официально утвердить государственные образовательные стандарты, а затем на их основе разработать нормативы финансирования образовательных учреждений. Прозвучало тогда и заявление о том, что вложение средств в образование – это инвестиции в будущее, а потому в них должна участвовать каждая российская семья. До сих пор эти положения не реализованы, впрочем, сложно определить – к счастью или к несчастью. Образовательные стандарты и нормативное финансирование – это современные и притом обоюдоострые методы управления образованием. При наличии денег они эффективны и полезны, при отсутствии – вредны. Если стандарт будет сведен к минимуму, а нормативы рассчитаны под существующий бюджет, родителей и студентов заставят платить за все, мало-мальски превышающее «стандартные» услуги. Точно так же при современной зарплате и пенсиях отнюдь не каждая российская семья способна инвестировать в образование. Даже по официальным данным, в России 25 % населения находится за чертой бедности, однако, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, заместитель Германа Грефа признал, что в «адресной» социальной помощи нуждается каждая вторая российская семья.
Президентское послание 2002 с точки зрения образовательной политики вспомнить нечем. Практически то же самое можно сказать и о послании 2003. В течение часовой президентской речи образование было упомянуто лишь трижды, причем два раза в контексте повышения конкурентоспособности России на мировых рынках, а в третий раз – в связи с перспективами перехода к профессиональной армии. Последняя идея президента, согласно которой контрактникам, служившим три года, должно быть гарантировано получение бесплатного высшего образования, заслуживает всяческой поддержки. Надо лишь добавить, что для таких парней, видимо, придется восстанавливать подготовительные отделения типа советских рабфаков. В противном случае, забыв за три года школьную программу, принятый вне конкурса студент с большой вероятностью вскоре «вылетит» из вуза. В остальном же президентское послание не содержит ответов, но вызывает вопросы.
Из президентского послания российский учитель, студент или профессор ничего не узнает о своих ближайших и среднесрочных перспективах: ни про зарплаты и стипендии, ни про единый экзамен и образовательные ваучеры, ни про здоровье и питание детей в школе – вообще ни о чем таком, что волнует миллионы, что обсуждают дома или во время акций протеста на столичных улицах. Впрочем, кое о чем узнать можно, если, как встарь, читать между строк и сопоставлять с другими документами, исходящими от президента и правительства. Но тогда неминуемо возникают вопросы.
Президент повторил обвинение в адрес депутатов, которые в виде социальных законов установили обязательства государства на сумму 6,5 триллионов рублей в год, что в два раза больше консолидированного бюджета страны. Поскольку без ущерба для «олигархов» серьезно увеличить бюджет невозможно, Федеральному собранию и стране дали понять, что социальные расходы будут сокращаться. Как в такой ситуации президент собирается повышать конкурентоспособность российского образования, знает только «ночь глубокая». Впрочем, есть один способ, указанный еще Гайдаром в начале 90-х годов: резко сократить количество студентов, а освободившиеся жалкие бюджетные деньги поделить между остальными. Однако этот путь автоматически ведет страну в Азию, но никак не в Европу.
Владимир Владимирович Путин обещал удвоить валовой внутренний продукт), причем в течение 10 лет. Но никаких средств осуществления очередного «экономического чуда» не назвал. Наверное, это государственная тайна и за ее разглашение могут посадить. Уверен: попытки правительства экономить на образовании и науке экономическому росту никак не помогут. ВВП никогда не удвоит ВВП, если не будет помогать тем, кто совершает открытия и способен воплотить их в производстве.

Окончание в следующем номере

Рейтинг@Mail.ru