Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2003


Воспитание школы

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Школа и безопасность

Симон СОЛОВЕЙЧИКПОСКОЛЬКУ ШКОЛА – социальный институт, поскольку она является благом для людей, а блага всегда распределяются неравномерно, то и школа почти всегда становится полем политических сражений.
Школой (благом образования) пользуются в самых разных политических целях. Чаще всего происходит вот что: радикальные или, наоборот, реакционные слои, борясь за власть, доказывают несостоятельность существующих властей во всех областях жизни, и, конечно же, в области образования. Тогда вдруг, ни с того ни с сего, поднимаются крики – причем дружные, согласованные, исключительно злобные крики о том, что школа разваливается, что образование разрушается, что в сферу образования проникли едва ли не враги нации, что тут действует рука из-за океана, и так далее.
Увы, так всюду. Откройте любую американскую книгу о школе. Она начинается не с того, что детям в школе плохо и что у них слабые знания, а с крикливых обвинений в адрес школы: именно из-за школы, видите ли, промышленность страны становится неконкурентоспособной и японские автомобили покупаются лучше американских. Уже несколько лет американские автомобили тоже стали хорошо покупать (независимо от школьных перемен), но все равно стоит крик об угрозе стране, не меньше, и доклад о недостатках школы называется “Нация на грани риска” – караул!
Точно так же и у нас. Всюду свои ястребы. Вот и у нас теперь не говорят о необходимости школьной реформы (такая необходимость есть всегда), не бранят руководителей образования (их всегда есть за что бранить), не предлагают новые меры – это все неинтересно, мелко; теперь замах куда шире: безопасность страны!
Оказывается, состояние школы таково, что появилась реальная угроза безопасности страны. Если кто-то на нас нападет и надо будет защищаться от этого нападения, то мы не сможем – и, конечно же, не сможем по вине школы!
“Так вот где таилась погибель моя...” – в школе. В чем смысл этой новой кампании? Если сказать, что у нас плохо учат, что детям неуютно в школе и к тому же небезопасно, что многие дети ходят в школу, но не учатся, что по-прежнему процветает процентомания, что примерно половина директоров не пользуются уважением учителей, – если приниматься за реальные недостатки школы, то кого это заинтересует? В период повсеместной борьбы за власть кто станет беспокоиться о какой-то там школе?
Нет, рассуждают, надо поставить вопрос патриотическим образом, поднять шум о неминуемой гибели государства, намекнуть на то, что гибель эту хитроумным окольно-школьным путем несут нам из-за океана, – вот тогда что-нибудь можно выиграть. Точно так же поступают определенные деятели и в США, с той лишь разницей, что у нас во всем дурном видят происки американских служб, а там во всех неприятностях чувствуют руку Москвы. Наши патриоты действуют строго по американскому образцу, так что возникает мысль: может быть, их и учили где-нибудь не у нас? Отчего такие странные совпадения?
Любопытно, как все кампании такого рода похожи одна на другую.
Когда-то Чуковский написал забавные стихи о великой путанице: “Жабы по небу летают...” – и так далее. На него обрушились: затуманивает детям головы, внушает им ложные представления!
И все должны были ужаснуться: нет, вы посмотрите, до чего люди дошли, что делают с детьми!
В наши дни насмешливый поэт написал стишки о том, что если хочешь экономить электроэнергию – разбей лампочки в подъезде.
И вот с высоких трибун громят новый учебник, в который включено это стихотворение-нелепица: “Посмотрите, до чего ОНИ дошли! Учат наших детей хулиганству! Вот откуда преступность – от стихов в букваре!”
По всей стране не найти трехлетнего ребенка, который не посмеялся бы над этой глупой идеей и не запомнил бы, кстати, что бить лампочки – нехорошо. И только взрослые ученые люди, со степенями и должностями, не понимают юмора – не хотят понимать. Им нужно, чтобы и в стихах было написано, что бить лампочки – нехорошо. Вот это будут патриотические стихи.
Им невыгодно что-либо понимать. Они берут лучший, буквально выстраданный нашими исследователями учебник, придираются к насмешливому четверостишию, смысл которого они понять не могут, и все это предают анафеме, благо рецепты вроде постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград” известны всем.
Понятно, почему так. Потому что совершенно нечем поддержать тезис о том, что состояние образования угрожает школе; приходится пробавляться детскими стишками. Да оно как-то и поинтереснее, выигрышнее для выступления с трибуны.
Ну а если всерьез, если отвлечься от стишков – влияет ли школа на безопасность страны?
Конечно! Конечно! Не дай бог опять война – и опять надо защищать нашу Родину.
Что должна делать школа, чтобы будущие защитники Родины были на высоте и чтобы страна наша обладала достаточным для отражения всех нападений могуществом?
Прежде всего, прежде и прежде – мы должны растить людей, которые любят свой народ, свою страну, свою Родину и готовы ее защищать. Так? Вряд ли найдется патриот, который не согласится с этим положением.

Рейтинг@Mail.ru