Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Один учитель – двести учеников

Появилась мода на индивидуальные карточки. Учителя ночами не спят, рисуют эти карточки, а на контрольных раздают их, строго соблюдая индивидуальный подход: сильному – посложнее, слабому – попроще. Это считается вершиной мастерства. На самом деле нет ничего вреднее. Ученикам эти карточки как бы внушают: ты – сильный, а ты – слабый, с тебя и спросу нет. Сделай хоть что-нибудь, получи свою тройку. Карточка для слабого – как знак неполноценности.

Пожалуй, ни о чем так часто не говорят у нас, как об индивидуальном подходе. Лозунг “Дойти до каждого” был одним из самых распространенных призывов прошлых десятилетий. Индивидуальная работа с ребенком считалась панацеей от всех бед. Когда учитель не хотел ставить тройку неуспевающему, доказывал директору, что парень совсем не учится, безнадежно отстал и ему нельзя ставить тройку, циничный ответ директора следовал незамедлительно: “А вы позанимайтесь с ним, на то вы и учитель”.
Учителя сидели с двоечниками часами. Чем больше сидел учитель после уроков, тем лучшим учителем он считался, да и до сих пор считается. В маленькой сельской школе, где в классе всего-то три-четыре человека, с отстающим, бывало, занимались двое учителей – слева и справа. А он ногами в печку упрется, отъезжает от них вместе с партой: “Не буду! Надоели!” – и убегает.
И что с таким сделаешь?
Смысл индивидуального подхода – в личном учительском одобрении, обнадеживании. Учитель общается с учеником один на один, чтобы поддержать его, придать ему сил, открыть путь: ничего не пропало!
Задания могут быть разными, но секрет в том, чтобы ученик сам выбирал, какой сложности задачу ему взять.
Виктор Федорович Шаталов изобрел такой простой прием. Он предлагает, например, пятиклассникам десять примеров и задач на весь урок – контрольную. Лист с примерами лежит перед каждым. Сам оцени сложность каждого примера, сам реши на отдельном листочке и тут же сдай учителю; он, взглянув на листок, сразу скажет тебе, решил ты или нет, – сразу, а не на другой день и не через неделю. Решил – берись за другой пример, ищи полегче, оценивай. А так как листочки сдаются учителю, то сосед не может списать...
Оценим: всем дают одно и то же задание, для учителя все равны, учитель верит в каждого – это важнее всего на уроке, важнее даже самой математики. Учитель ребенка не математике учит, а отношению к самому себе, учит верить в себя и не бояться математики. Математика – лишь препятствие на жизненном пути, с которым надо справиться, математика служит укреплению характера.
И вот дети-пятиклассники, сначала оторопев перед списком трудных задач, постепенно берутся за одну, потом за вторую и к концу урока бегом мчатся к учительскому столу, чтобы сдать листок с задачкой и приняться за следующую, успеть.
Вот генеральное направление новаторских методик, которые легли в основу педагогики сотрудничества: учитель ведет занятия с целым классом, но так, чтобы каждый в этом классе чувствовал себя единственным, особым, отдельным.
Можно сказать, все находки педагогов-новаторов сводятся к одному: изобрести способ, при котором учитель мог бы заниматься с классом, никак не разделяя детей по способностям и не прибегая к утомительным дополнительным занятиям, и в то же время дать каждому ребенку возможность проявить себя.
Для этого же – разделение класса на малые группы. В маленькой группе, получившей общее задание, основную часть работы, конечно же, возьмет на себя сильный ученик. Но и слабый сможет принять участие в работе – хоть какое-нибудь. А так как группы постоянно меняются, то слабый в одной группе может оказаться сильным в другой. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя способным. Это была одна из самых важных идей Василия Александровича Сухомлинского: каждому – без исключения – ученику дать возможность показать себя.
Еще раз скажем: индивидуальный подход не для того, чтобы дотащить ученика до тройки и создать видимость успеваемости, а для того, чтобы прибавить внутренних сил ребенку, дать ему возможность победить, заслужить похвалу. Индивидуальный подход не должен вести к разъединению детей.
В последние десятилетия все больше входит в моду эвристический метод преподавания: искусной беседой, хитроумными вопросами мастер-учитель подводит класс к решению проблемы. Считается, что учитель не навязывает готовое решение или определение, а заставляет учеников думать, учит их думать и анализировать. Никакой зубрежки, свободный полет мысли, дети развиваются на глазах...
Но вглядитесь внимательно в класс, перед которым стоит учитель-мастер, вдохновенно дирижирующий коллективной мыслью своих учеников: тянут руки и отвечают лишь самые быстрые умом, самые активные. А остальные не успевают за мыслью товарищей, и глаза их гаснут. Они все время чувствуют себя негодными, они не выдерживают темпа и состязания. А вопросы – один за другим. Если вопрос такой, что на него разом и мгновенно могут ответить все, – значит, он малоценен. Если он чуть труднее – он разделяет детей. Об индивидуальном подходе тут и речи быть не может, класс представляется учителю как единый мозг, в котором происходят процессы познания.
Вот самое страшное в школе: класс – как одна голова. Одна душа, одно общее душевное движение, единый порыв – это прекрасно. Одна голова, один образ мысли, общее движение от вопроса к ответу опасны, хотя и приносят удовлетворение учителю.
Нынешняя школа – в тисках противоречий: нельзя оставаться на месте, но и неизведанное, новое не всегда ведет к лучшим результатам. Старые педагогические штампы изнуряют учительскую душу, новые модные – вроде индивидуального подхода – иногда оказываются демагогическими.
Где же выход? Он вечен: искать.

Рейтинг@Mail.ru