Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Филиппов или Кузьминов?

Александр АДАМСКИЙНе успели мы узнать о том, что заместитель председателя Правительства РФ Валентина Матвиенко становится Полномочным представителем Президента в Северо-Западном округе, как в газетах стали появляться предположения о смене и в образовательном министерстве. Ничего удивительного в появлении таких предположений нет: всем известно, что руководство Минобразования пользовалось мощной поддержкой социального зампреда правительства.
Одно из уважаемых центральных изданий объявило о том, что в ближайшее время нынешний министр образования В.Филиппов уйдет с должности и его сменит ректор Высшей школы экономики Я.Кузьминов. Указывались даже причины такой замены: расхождения в позиции нынешнего руководителя с позицией Минэкономики в модернизации системы образования.
При этом по умолчанию подразумевается совпадение позиций лидера разработок модернизации Я.Кузьминова с позицией Минэкономики. Немедленно стали известны опровержение со стороны ректора Высшей школы экономики и его заявление о том, что нынешний министр – последовательный проводник в жизнь идей модернизации.
Одновременно с этим на одном из влиятельных Интернет-сайтов появилось сенсационное сообщение о том, что В.Филиппов перестанет быть министром еще до конца весны.
Поскольку наша газета посвящена проблематике управления образованием, конечно, мы не можем пройти мимо такой важной темы, как возможная смена руководства ведомства.
Безусловно, нашим читателям небезразлично, кто является министром образования, – слишком многое зависит от того, как видит школу лидер отрасли, каковы его взгляды на роль школы в жизни граждан, какими должны быть содержание образования, школьная экономика, отношения с местной и государственной властью.
Если отвлечься от личностей, а это всегда лучше для аналитики, можно попробовать представить себе, что стоит за именами “В.Филиппов” и “Я.Кузьминов”. Что читается за этими знаками в современной образовательной политике? Какие тенденции, ценности, позиции можно предполагать за табличкой на кабинете “Министр В.Филиппов” и чего можно ожидать, если табличку сменят. Если рассматривать смену руководства не как результат аппаратной борьбы, а как результат системных изменений, наступления нового этапа в развитии системы образования.
Что в нашем представлении является признаками деятельности министра В.Филлиппова?
К положительным тенденциям можно отнести введение Единого государственного экзамена. Одно это гарантирует нынешнему министру почетное место в истории российского образования. Тяжелая, изнурительная борьба с ректорским корпусом, преодоление гигантских трудностей: технических, организационных, содержательных (тесты – одно составление КИМов чего стоит!), наконец, финансовых, психологических. Борьба за ЕГЭ при всех издержках – самая яркая страница в деятельности Минобразования.
Другие действия Минобразования, как правило, обнаруживают нерешительность и консерватизм. Эти два качества привели к затяжной и непродуктивной кампании по 12-летке, длительной и бесплодной зависимости от консервативного крыла РАО в разработке стандартов, сдержанной поддержке эвриканской сети ФЭПов. Нерешительность в экономике образования, весьма сомнительная ставка на связь госстандарта и норматива, чреватая усилением бюрократического давления и уменьшением финансирования. Наконец, опасная уступка религиозной экспансии. Нерешительность, консерватизм, подмена эффективных действий эффектной демонстрационностью. Все это в год выборов в парламент и затем президентских формирует неблагоприятное послание гражданам от власти.
Что может читаться для профессионального сообщества и общества в целом за знаком “Кузьминов”?
Экономическая целесообразность системы образования, прагматическое основание любого решения, приверженность демократическому стилю и ярко выраженная государственническая позиция. Я бы охарактеризовал знак “Кузьминов” как знак либерально-консервативного государственничества. И в этих кажущихся противоположностях, в противоречии между либерализмом и государственнической позицией, – и плюсы и минусы того, что может стать позицией Министерства образования на ближайшие годы.
Вообще, даже если смены министра и не произойдет, сама по себе возможность сравнить эти две линии в образовательной политике кажется мне чрезвычайно продуктивной.
Знак “Филиппов” – это введение в обиход слова “полиция” применительно к системе образования. В то же время – декларация борьбы с коррупцией в вузах. Фантастические идеи по многобалльной системе отметок – и в то же время эффективная работа с внешними заимствованиями и завидная работоспособность.
Знак “Кузьминов” – это понимание предпринимательской и рыночной психологии и в то же время пиетет перед стандартизацией содержания образования, стремление найти общее решение для всех школ и учителей. Это послание профессиональному сообществу о том, что баланс интересов и компромиссные решения перестают быть основным принципом образовательной политики.
... Если система образования вышла на качественно иной уровень своего развития, значит, и тип управления ею должен меняться. Потому что, как говорится в классическом анекдоте, если хочешь действительной модернизации производства, то скорее всего надо обновлять не мебель, а сотрудников.

Рейтинг@Mail.ru