Симон СОЛОВЕЙЧИК
Школа как поэзия
В свое время все повторяли строчки: “Что-то
физики в почете, что-то лирики в загоне”. Но в
моей школе, в моем классе интерес к литературе
вызвал именно физик, а не литератор.
А вы обратили внимание, что после перестройки
именно физики и разного рода физтеховцы стали
руководить банками или превратились в крупных
администраторов? Это у чехов в президентах
драматург, а у нас всюду физики. Что за
образование было у гуманитариев? Одна идеология.
А у свободных физиков был интерес ко всему.
И сегодня в школе очень часто физик знает
литературу лучше, чем словесник. То, что
литератор знает свой предмет, не удивляет
учеников. Но что человек, далекий от литературы,
читает книги – поражает их. Ему хочется
подражать.
У физиков и литераторов совершенно разное
отношение к миру.
Физика – наука, которая вся состоит из “почему?”.
Почему вода в артезианском колодце поднимается
сама? Физик объясняет, математик доказывает, в
литературе главное слово – верю. Три этих
отношения к действительности (объяснение,
доказательство и вера) и создают в сознании
ребенка, в его внутреннем мире необходимый для
образованного человека объем. Если одно из этих
отношений выпадает, человек остается
необразованным, даже если он окончил аспирантуру.
Способность объяснять, доказывать и верить – вот
что должна давать школа.
Но для этого нужна большая перемена в учителях.
Дети должны видеть, что все в школе живут в мире
книг. Только тогда и дети станут читать. А то мы
так и будем всю жизнь жаловаться и писать статьи
о том, что дети почему-то не сидят над книгами, а
лишь смотрят телевизор.
Если ребенка приучили к книге, это и есть
воспитание. Да и как воспитать человека, который,
не говоря уж о Пушкине, Гоголе, Толстом, не читал
Диккенса, Бальзака, Стендаля и не знает, что Моби
Дик – это прозвище кита!
Литература – это не гуманитарное образование,
это просто образование. Образование без любви к
книге – не это ли начало образованщины?
Представим себе: директор знает Пастернака и
Цветаеву, в походе у костра ребята читают стихи.
Знать и любить поэзию считается почетным...
Ни в чем так не выражается личность человека, как
в чтении стихов. Стихи в классе может читать
только любимый учитель. И ничто так не объединяет
детские души с учительской душой, как поэзия.
Я думаю, что в средних классах учитель должен
читать вслух целыми уроками, нисколько не
заботясь о том, что поняли дети и что не поняли. И
уж конечно, ни в коем случае не устраивая
разборок. Когда учительница Пушкина, дорогая его
няня, рассказывала ему сказки, она что – потом
спрашивала барина, как он понял образ бабы-яги?
Колонка Симона Соловейчика
публикуется по материалам сборника «Воспитание
школы». Книгу можно заказать непосредственно в
редакции. Для этого необходимо прислать
письменную заявку на адрес редакции (в любой
форме), с указанием количества экземпляров и
обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|