Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Школа как поэзия

В свое время все повторяли строчки: “Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне”. Но в моей школе, в моем классе интерес к литературе вызвал именно физик, а не литератор.

А вы обратили внимание, что после перестройки именно физики и разного рода физтеховцы стали руководить банками или превратились в крупных администраторов? Это у чехов в президентах драматург, а у нас всюду физики. Что за образование было у гуманитариев? Одна идеология. А у свободных физиков был интерес ко всему.
И сегодня в школе очень часто физик знает литературу лучше, чем словесник. То, что литератор знает свой предмет, не удивляет учеников. Но что человек, далекий от литературы, читает книги – поражает их. Ему хочется подражать.
У физиков и литераторов совершенно разное отношение к миру.
Физика – наука, которая вся состоит из “почему?”. Почему вода в артезианском колодце поднимается сама? Физик объясняет, математик доказывает, в литературе главное слово – верю. Три этих отношения к действительности (объяснение, доказательство и вера) и создают в сознании ребенка, в его внутреннем мире необходимый для образованного человека объем. Если одно из этих отношений выпадает, человек остается необразованным, даже если он окончил аспирантуру.
Способность объяснять, доказывать и верить – вот что должна давать школа.
Но для этого нужна большая перемена в учителях. Дети должны видеть, что все в школе живут в мире книг. Только тогда и дети станут читать. А то мы так и будем всю жизнь жаловаться и писать статьи о том, что дети почему-то не сидят над книгами, а лишь смотрят телевизор.
Если ребенка приучили к книге, это и есть воспитание. Да и как воспитать человека, который, не говоря уж о Пушкине, Гоголе, Толстом, не читал Диккенса, Бальзака, Стендаля и не знает, что Моби Дик – это прозвище кита!
Литература – это не гуманитарное образование, это просто образование. Образование без любви к книге – не это ли начало образованщины?
Представим себе: директор знает Пастернака и Цветаеву, в походе у костра ребята читают стихи. Знать и любить поэзию считается почетным...
Ни в чем так не выражается личность человека, как в чтении стихов. Стихи в классе может читать только любимый учитель. И ничто так не объединяет детские души с учительской душой, как поэзия.
Я думаю, что в средних классах учитель должен читать вслух целыми уроками, нисколько не заботясь о том, что поняли дети и что не поняли. И уж конечно, ни в коем случае не устраивая разборок. Когда учительница Пушкина, дорогая его няня, рассказывала ему сказки, она что – потом спрашивала барина, как он понял образ бабы-яги?

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru