Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

«Эврика» в Красноярске

В течение недели в Свердловском районе Красноярска шла учебно-проектная сессия Института «Эврика».

Сессия проходила в необычном режиме: на каждой площадке один или два дня шли лекции и проектные семинары, затем сессия переезжала в другую школу. За неделю 6 площадок стали местом проведения сессии «Эврики».
Профессора и авторы культурно-образовательных инициатив вместе выясняют становящуюся проблематику развития образования через те изменения, которые происходят в проекте эвриканской школы.
Профессорские лекции в Красноярске читали академик Ф. Михайлов и психолог, философ и педагог А. Лобок, а также ваш покорный слуга.
Самой значительной тенденцией в развитии культурно-образовательных инициатив сети «Эврика» в Красноярске стало обсуждение путей взаимодействия классической, традиционной классно-урочной системы образования и пространства проектной, инновационной образовательной деятельности. Аналитическая группа назвала это соотношением свободы и нормы в эвриканской школе.
Начало этому обсуждению положила директор 113-й школы, лидер проекта «Дизайн образовательного пространства» Елена Политахина. С ее точки зрения, отношения классического учебно-предметного способа обучения и проектно-инновационного могут быть более сложными, чем простое вытеснение старого новым. И в этой школе, и в школе № 124, где лидер проекта – директор Ольга Гурина, предметностью образования становится само пространство школы. Школу Гуриной в «Эврике» называют «школой без углов» – там каждый год внутри здания происходят перемены.
А Елена Политахина считает, что и традиционная предметность – математика или русский язык – может стать предметом детского дизайна.
Кроме того, проблема соотношения образовательной нормы, устоявшейся столетиями, и инновационных программ на той части сессии, которая проходила на площадке школы
№ 71, обсуждалась и учениками. Группа учеников выступила с очень тонким анализом самого процесса становления нормы как всеобщего и отношений человека и нормы. Профессора «Эврики» и участники сессии, учителя и ученики эвриканских школ, пришли к выводу, что инновационное движение в России входит в качественно новый этап своего развития. Этот этап отличается переосмыслением отношений между классическим, традиционным классно-урочным способом обучения и инновационными, прежде всего проектными практиками.
Благодаря тому, что эвриканское движение получило возможность стать частью федеральной сети экспериментальных площадок, благодаря поддержке Министерства образования и средствам из Федеральной программы развития образования появилась возможность создавать экспериментальные инновационные программы, не боясь инспектора или проверок, образно говоря – выйдя из подполья. И в этот момент произошла, казалось бы, парадоксальная метаморфоза: как только исчезла необходимость вести «двойную образовательную бухгалтерию», записывая в журнал одно, а на самом деле делая другое, да еще и возможность на деньги министерства издавать собственные программы и методическую литературу, как только инновационная работа начала приобретать характер систематической и безопасной, изменилось отношение к традиционным способам обучения.
Оказалось, по крайней мере на площадках Свердловского района Красноярска, а это весьма показательный набор площадок, что отношения укоренившейся нормы и становящейся нормы могут быть не только конфронтационными, но и взаимообогащающими.
Особенно драматическими сегодня эти отношения выглядят в тех проектах, где учителя и медики пытаются образовательными средствами решить проблему ухудшающегося здоровья. Такой проект реализуется в
17-й школе, и там впервые за долгие годы проб и ошибок пришли к выводу, что ухудшение здоровья связано вовсе не с механическими представлениями о перегрузке, а с отсутствием произвольности в деятельности учеников. И когда мы вместо разработки новых технологий обучения закрепляем старые, вводя стандарт, или вводим новый предмет «валеология», но преподаем его тем же способом, мы не только не решаем проблему здоровья, но и ухудшаем положение дел.
Один из самых интересных сессионных дней был в детском саду
№ 306, в котором дошкольное воспитание строится на создании ситуаций выбора и поощрения детской свободы.
Один из интереснейших дошкольных проектов в «Эврике» стал возможен усилиями воспитателей и заведующей инновационным центром повышения квалификации. Ими разработана оригинальная методика переноса самой технологии создания ситуации выбора, воспитания выбором. В то же время в 306-м детском саду разрабатывается программа, в которой дошкольники станут администраторами сайта своего детского сада.
Одна из главных частей этого проекта – возможность детей обращаться со своими творческими работами к другим людям. А Интернет для этого – их эффективный помощник.
...Как всегда, убеждаешься в том, что далеко от Москвы люди ищут решения самых болезненных проблем школы. А в центре, как ни печально, пытаются идти простыми, исхоженными тропами. Власть и школа не слышат друг друга, не видят и, может быть, не хотят видеть и слышать.
В смертельной схватке за стандарт власть использует любые средства – и давит, давит, давит, пока стандарт не станет удавкой школы. А рядом – учителя пытаются через собственные проекты вывести школу из тупика. Через свободу – свою и детскую.

Рейтинг@Mail.ru