Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №34/2002


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Талант свободы

Это постоянно случается: какое-нибудь всем известное понятие вдруг выходит из тени на свет, из рядовых – в самое важное. И вместе с этим передвижением слова по шкале ценностей высвечивается нечто очень важное в нашем общем понимании человека, отношений между людьми. Так, на наших глазах переменилось, выдвинулось на первый план почти забытое нами слово милосердие – оно было не запрещено прежде, но находилось в немилости, потому что противоречило некоторым основным понятиям прежнего времени, не совмещалось с ними. Так было и со словом сотрудничество, которое, когда пришло время, тоже вдруг стало одним из важнейших слов в педагогике.
Видимо, это же происходит – или произойдет в скором времени – с понятием внутренняя свобода, о котором очень мало или совсем не писали прежде в педагогических книгах.
А между тем это понятие, это явление, это человеческое свойство, такое неуловимое и в то же время вполне определенное, представляется едва ли не центральным. За ним – многое.
Но что такое внутренняя свобода человека?
Давно понял, что о внутреннем мире человека можно достоверно узнать лишь из языка, проверяя на слух, как язык реагирует на то или иное понятие, что с чем сочетается, а что неудобно сказать. Язык – высший судья, язык разрешает, язык запрещает. Язык тысячелетиями создавался народом, в нем каждое выражение обкатано, и не случайно в языке – правда. В языке – все народные представления, а важнее их ничего нет, если мы хотим что-нибудь понять.
Попробуйте произнести: «внешняя свобода». Не получается. Язык не позволяет. К слову свобода нет прилагательных, свобода неразделима. Есть степени свободы, есть бесконечные разделения сфер свободы (свобода совести, свобода передвижения, свобода выбора, свобода печати, свобода народа), но типов и видов свободы нет. Свобода едина. Можно сказать «большая свобода», «полная свобода», но «маленькая» – не говорят, и нет уменьшительного от слова свобода.
И, кажется, лишь одно прилагательное позволяется: внутренняя свобода.
Свобода может быть у человека и у всех людей сразу; внутренняя свобода – только у одного. Ни народ, ни группа людей, ни компания не могут обладать внутренней свободой. Это свойство отдельного человека, внутреннее качество человека.
Отчего-то в языке нет слова для обозначения этого явления, этого качества.
Может быть, это – независимость? Говорят: независимый характер. Внутренняя свобода – независимый характер?
Не совсем то. Независимый человек не зависит от внешних обстоятельств, не подчиняется им, идет наперекор им – и тем самым зависит от них. Внутренняя свобода – нечто большее и более привлекательное. Когда видишь свободного человека, даже не возникает мысли о зависимости и независимости. Независимость по смыслу слова – качество, основанное на отрицании: нет зависимости.
А внутренняя свобода – качество, основанное на утверждении, на положительном. Внутренняя свобода и возникает не так, как независимость, не в борьбе, не в отстаивании себя и своих прав.
Вот, может быть, главное: свобода, в том числе и внутренняя, – это нечто положительное.
Освобождение – отрицание.
Свобода – положительное.
За свободу борются, но сама свобода, хотя и должна защищать себя, в принципе невоинственна. Кому приходится сражаться, даже и за свободу, тот не свободен.
Внутренне свободный человек принципиально избавлен от необходимости сражаться и отстаивать себя.
Может быть, в этом корень воспитания внутренне свободного? Для него свобода остается незаметной, как воздух, которым мы дышим.
Человек чувствует несвободу, а свободу – не чувствует. Несвобода – удушье, свобода – нормальное дыхание.
Внутренняя свобода естественна. Но может ли она быть приобретена самим человеком в течение жизни?
Да, пожалуй, может. Внутренней свободы можно достичь самому, самостоятельно, в результате тяжелой душевной работы. Ведь сказано же: «По капле выдавливал из себя раба» – сам. Обратим внимание, какой сильный глагол – выдавливал. Как будто несвобода заполняет весь внутренний мир, от нее сразу не освободишься. Внешнюю свободу можно получить в день (окончил школу – освободился от обязанности ходить на уроки), внутренняя свобода достигается огромными усилиями, на которые, вероятно, не каждый способен.
Может быть, внутренняя свобода – идеал?
Независимости добиваются многие люди (хотя и не все). Но внутренняя свобода – более высокий идеал. Независимость – материальное, внутренняя свобода – идеальное, духовное.
Или не так?
Исследуем другой вариант: не окажется ли, что ближайшее к понятию внутренняя свобода – слово личность?!
Всякий – личность, у всякого взрослого есть удостоверение личности, но в русском языке несколько слов означают и рядовое понятие, и превосходную степень.
Уважительное «личность» не обязательно предполагает внутреннюю свободу. К тому же внутреннюю свободу воспитать можно, но как воспитать личность? Представить себе не могу.
...Похоже, искомого слова не найти. Похоже, понятие внутренняя свобода никаким одним словом не заменишь.

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса. Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru