Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №27/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Нововаршавская мелодия в Сибири

А в российской глубинке – не только в экспериментальных или инновационных, но вообще в школе – идет напряженная и очень интересная жизнь. Будет тяжело, если вся драматургия и полифония живой школьной жизни окажется раздавленной тупым стандартом, никому на самом деле не нужным и только отвлекающим внимание и силы.

Однажды в поездке Симон Львович Соловейчик сказал, что можно зайти в любую школу и написать потрясающий по драматизму очерк, потому что в каждой школе можно найти трудную и историю, и судьбу. Каждая школа интересна, если только удастся найти и описать ее историю.
...Первое, что показывают гостям в школе села Олинки Боханского района Усть-Ордынского автономного округа, – могила декабриста Раевского в школьном дворе. Говорят, что образование в Олинках началось с Раевского.
Вообще все три школы в Боханском районе, в которых пришлось побывать, так или иначе связаны с переселенцами. Добровольными или ссыльными. Декабристы, ссыльные поляки, переселенцы времен столыпинской реформы – немцы, татары, поляки.
Заведующая роно Ирина Аржипова утверждает, что ее район – эффективная модель уникального образовательного полилога разных национальностей. И действительно, без специально разработанной доктрины боханцам удалось сделать школы продолжением естественных отношений русских, татар, немцев, поляков, бурят. В школе села Тараса фактически идет обучение на трех языках: русском, татарском и бурятском. Учителя говорят, что многие татары свободно общаются на бурятском. В школе стенды стараются делать на трех языках; песни, чтение – все на русском, татарском и бурятском. Школьный музей – история двух укладов: татарского и бурятского. Школа – продолжение того уклада, который царит в селе. Вообще путешествие по Боханскому району убеждает в том, что никакой специальный проект не заменит естественного продолжения в школе уклада села. Если... этот уклад сохранен. А вот в селе Вершина – польском селе – школа стала центром возрождения языка и уклада тех польских переселенцев, которые приехали в Сибирь сто лет назад. По странному стечению обстоятельств, хотя я уверен – ничего случайного не бывает, после польского села Вершина я попал в другое село, уже в Омской области, – Нововаршавку, получившее свое имя от неожиданной любви его основателя, служивого, побывавшего не по своей воле в Варшаве, к прекрасной польской столице. Нововаршавская гимназия знаменита тем, что директор Зоя Халюта вместе со своими коллегами создала уникальную систему образовательного возрождения и развития сельского уклада. Дети сами восстановили историю своих семей, сельские ритуалы и праздники, ремесла. А учителя воссоздали само местное сообщество – советы старейшин, сходы, многое другое.
Людмила Вижентас – учитель польского языка в школе села Вершина Усть-Ордынского округа – получила образование в Польше, но возрождать родную культуру и уклад приехала обратно в Сибирь. А Сергей Даниленко – глава администрации села Вершина, украинец – был главным инициатором восстановления в селе костела. Вот только ксендза своего в Вершине пока нет – приезжает временный и отправляет службу. Но службу посещают сельчане охотно, и в праздники в костеле вообще нет свободного места.
Третьеклассники взяли меня играть в традиционную польскую игру – «спящий медведь». Я немного понимаю польский и правила усвоил быстро: надо было сесть в круг и с закрытыми глазами дождаться, пока вокруг тебя не закончится хоровод-считалка, затем поймать кого-то из поющих в хороводе.
Мы даже немного поговорили про католические праздники и веселые колядки на Рождество. А потом дети стали уже по-русски рассказывать про своих замечательных учителей.
Я абсолютно убежден, что сельская школа в России – оплот жизни и мощнейший институт возрождения культуры. Удивительно, как, не имея ни серьезной поддержки, ни фактических полномочий, сельские учителя буквально на своих плечах вытаскивают село из трясины.
В великом культурном центре – селе Вершина – нет телефона, а дух возрождения живет.
А в селе Нововаршавка директор гимназии Зоя Халюта и профессор Омского педуниверситета Надежда Чекалева стали создавать сельский университет. И при поддержке губернатора Леонида Полежаева и ректоров нескольких омских вузов удалось создать межвузовский центр, в котором уже сейчас учатся около 300 сельских детей, которые бы не стали студентами, если бы такого центра не было. Но, как всегда, контролирующие органы усмотрели нарушения и всех ректоров долго мытарили в налоговой инспекции и других конторах, и теперь ректоры просят у Министерства образования России хоть какую-то охранную грамоту в этом великом и святом деле – возрождении села через образование.
Мы надеемся, что у министерства будет достаточно мужества поддержать этот проект, с тем чтобы Нововаршавская мелодия сельского образования не заглохла.

Рейтинг@Mail.ru