Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2002


КОЛЛЕГИ
 

Made in Britain

Попечительство или управляющие советы?

Ничто так не противилось западному опыту, как российское образование. Медицина или промышленность давно освоили заграничные технологии, а надписи «сделано по лицензии...» если и били по самолюбию, то лишь сперва. Стране – польза, и патриотизм тут ни при чем. Образованию же удавалось до последнего держаться в роли консерватора. Но затворничеству пришел конец, стоило только понять: не теряя национальный характер, эта сфера жизни, как никакая другая, должна заимствовать лучшее и «кроить» накопленное под свои условия.

Англичане позавидовали нашему английскому
Кэрри ПоллардОфициальный визит членов парламента Великобритании успел состояться до летних каникул российских коллег: два «брата» – комитеты по образованию и науке – были настроены работать, и даже жаркое московское солнце не лишало энтузиазма.
– В Британии система образования не совсем похожа на нашу, что, в общем-то, легко объяснить. Но многие методы, которые там реализуются: финансирование, управление образованием, система оплаты труда педагогических работников, – очень интересны для нас и чрезвычайно актуальны. – Председатель комитета Александр ШИШЛОВ на встрече журналистов с британцами в Госдуме вел себя как радушный хозяин: собственноручно включал кондиционер, чтобы расположившиеся под впечатляющей размерами картой России иностранцы и пресса не отвлекались на погоду. – Надо сказать, что по всем этим вопросам мы в своем комитете начали активную работу. Так, взяв за одну из первостепенных задач законодательное обеспечение процесса развития образования, в этом месяце в первом чтении приняли Федеральный закон о государственном стандарте общего образования, который, по сути дела, является первым законом, идущим в русле программы модернизации; постепенно принимаются поправки к Закону «Об образовании», которые содействуют тому же. Мы рады, что к нам приехала делегация из Великобритании: их идеи мы используем в той или иной форме.
Следующая фраза Шишлова, прозвучавшая как дань этикету, послужила толчком к вполне определенному направлению встречи:
– Я благодарю наших гостей за ту щедрость, с которой они поделились своими знаниями.
Дэвид ЧЕЙТОР, парламентарий, член партии лейбористов (как, кстати, и все приехавшие), за слово «щедрость» ухватился и сказал следующее:
– И для нас этот визит очень ценный. На меня большое впечатление произвело посещение учебных заведений. Я многое хотел бы перенести в нашу практику. В частности, у вас в школах есть службы психологической поддержки. У нас этого нет. Большое впечатление произвел и уровень языковой подготовки ваших учащихся. Я думаю, что в русских школах изучение языков организовано намного лучше. (Мы смущенно заулыбались, не опровергая услышанного, но помня об истинном положении дел.) Посетили замечательную школу
№ 548. И из увиденного стало понятно, что родители принимают по-настоящему активное участие в жизни школы. Да и не только родители, но и другие жители микрорайона. Мы бы хотели, чтобы у нас так же функционировали небольшие сообщества граждан.
Обмен любезностями продолжался, напоминая восточные церемонии. Но приторным он не стал: ведь чужие заслуги действительно оценивались по достоинству и прекрасно просчитывалась их польза в случае своеобразной эмиграции идей.

Неволшебное финансирование
Валери ДЭЙВИ, по всем статьям дама-политик, не скрывала, что, собираясь делиться опытом, британские образователи не советовали бы нам действовать без оглядки – казалось бы, в течение нескольких лет дававшая положительные результаты та или иная работа сейчас признается далеко не образцовой. Но, конечно, в качестве «троянского коня» нам подобные казусы преподнесены не будут.
– За время визита мы получили о российской системе образования огромное количество информации и из своих реформ можем порекомендовать несколько основных. Итак...
Идея введения ЕГЭ. В Британии такая система сдачи экзаменов существует уже более 50 лет и принята всеми – уже никаких споров по этому вопросу не осталось. Мы считаем, что это разумный путь.
Как и вы, мы в свое время – почти 12 лет назад – пересмотрели вопросы финансирования школ. Мы попытались понять, почему у учеников в разных школах уровень достижений неодинаков, и в конечном итоге тесно связали это с принципами финансирования. И, таким образом, пришли к системе, основанной на подушевом расчете, то есть взяли за основу количество учащихся в школе (при этом, конечно, учитываются и другие факторы). Идея нормативного финансирования прижилась, и на сегодняшний день, я думаю, ничего лучшего не придумано. Но дискуссии не прекращаются, так как нерешенные вопросы остаются: наши исследования за последнее десятилетие показывают, что свобода, которую получили школы, с одной стороны, помогла им повысить образовательный уровень, но, с другой, этого не случилось в учебных заведениях наиболее бедных регионов страны. Правительству даже пришлось разработать специальные целевые программы для поддержки этих школ. Выходит, сам по себе принцип подушевого финансирования не стал каким-то волшебным средством, способным решить все проблемы.
Гораздо позднее, четыре года назад, мы изменили схему пополнения бюджетов вузов, согласно которой студенты должны платить за обучение. Когда мы только ввели плату, ее размер был 1000 фунтов в год, и каждый год она увеличивалась. Эта величина составляет примерно четверть от расходов, которые государство выделяет на обучение студента. Кроме того, мы ввели студенческие кредиты: когда студент оканчивает вуз и начинает работать, то сумму возвращает. Кстати, сейчас самым главным приоритетом в вузовском образовании стало увеличение числа студентов из семей с низкими доходами. А чтобы привлечь их в университеты, мы создаем дополнительные стимулы: к примеру, освобождаем от оплаты. Здесь не могут повлиять даже результаты вступительных экзаменов. Могу точно сказать, что в следующем учебном году ожидается примерно 50% студентов-льготников.
И еще. Мы официально признали, насколько велика роль учителя. Досадно, как поздно власти поняли важность поддержки педагогов в их повседневной работе в классе. До этого времени они финансово поощряли за всякую административную работу. Отныне же пытаемся выделять дополнительное финансирование тем учителям, кто показывает отличные достижения и в своей преподавательской деятельности.
Наверное, самый главный урок, который был извлечен из нашей реформы образования, заключается в том, что необходимо добиться доверия общественности при ее проведении. Возьмем ту же систему финансирования высшего образования: вы не поверите, какой силы была критика со стороны родителей! Нам заранее не удалось в доступной форме объяснить – почему мы вводим плату за обучение в университетах, почему систему стипендий заменила система кредитов... Из личного опыта я знаю, что, конечно, проще принять решение голосованием в парламенте, но проблемы начнутся позже. И по-настоящему важно разъяснить вносимые изменения лицом к лицу всем гражданам. По-моему, широкие общественные обсуждения – составная часть реформы.

Попечитель – гроза директора
В Великобритании попечительский совет существует в каждой школе. В масштабах всей страны – тысячи родителей и сотрудников школ, включая обслуживающий персонал.
– Их можно назвать самой крупной волонтерской организацией, – считает еще один парламентарий, Кэрри ПОЛЛАРД. – Работа этой многочисленной сети не оплачивается – идет на общественных началах. Многие работодатели освобождают своих служащих от работы, чтобы те могли принять участие в работе советов. Таким образом, выходит пять дополнительных рабочих дней в году.
Попечительский совет – сила! Он назначает директора школы, привлекает средства в бюджет, которыми сам и распоряжается, правда, допуская до столь деликатного дела директора, полностью отвечает за всю работу учреждения.
Финансовые потоки – тоненькие ручейки из самых разных источников (в зажиточных районах, в одном из них живет мистер Поллард, ручейки чуть больше). И так как предприимчивым попечителям не всегда удается получить наличные сразу и много, приходится собирать по крупицам: сдавать в аренду школьные площади – спортивные сооружения (корты, бассейны), актовые залы для организации политических мероприятий... В том же русле действует национальная Ассоциация родителей и учителей, которая изыскивает дополнительные средства, чтобы ими могли распоряжаться попечительские советы. Все вместе это приносит школе 0,5% от школьного бюджета, состоящего в основном из отчислений местных управлений образования.
...Не хотелось бы думать, что наши попсоветы хуже в силу ограниченности функций. Господин Шишлов нашел способ, как сохранить лицо:
– Мне кажется, та система, которая существует в Великобритании, по-русски должна называться не попечительством, а управляющими советами. Идея ввести их в России представляется мне очень перспективной. И мы хотим в ближайшие год-полтора попробовать подвести законодательную базу под развитие системы управления образованием с участием общества. Я так вижу управляющий совет: родители, учителя, школьники старших классов, представители органов местного самоуправления, бизнесмены. И никто из них не имеет контрольного пакета и, соответственно, не имеет права диктовать.

Блиц-интервью
– Можно ли в Великобритании только на основании результатов единого экзамена поступить на престижные факультеты Оксфорда, Кембриджа?
Дэвид Чейтор: У меня двое детей. Дочь недавно поступила в университет, а сын готовится. Так что я в курсе этого вопроса. Для того чтобы поступить в вузы такого разряда, у ученика должны быть самые высокие оценки. Дополнительно он проходит собеседование, причем под тридцатиминутным испытанием подразумевается ответ абитуриента на вопросы по профилирующему предмету. Где-то до собеседования еще проводится небольшая письменная работа.
Но если взять, например, Лондонский университет и Лондонскую школу экономики, то в них принимаются абитуриенты только по результатам экзаменов.
– Что больше всего удивило вас в российском образовании?
Кэрри Поллард: Во время встречи с представителями управлений образования нам говорили, что у вас избыток учителей математики и физики. А в Великобритании нам их катастрофически не хватает! Может, кто-то из них ненадолго сможет приехать к нам (интересно, сколько правды было в этой шутке? – «УШ»)?
– Используют ли директора школ возможности для получения грантов?
Валери Дэйви: Абсолютно все директора не упускают такой шанс и непременно подают заявки. Безусловно, выиграв грант, можно наладить инновационную деятельность в школах, но при проигрыше окажутся потраченными впустую многие часы, отданные на подготовку документации. И вообще к концу года подкорректируется нормативное финансирование, после чего количество заявок убавится.

Статья подготовлена при поддержке компании «СплитСтрим». Если Вы решили приобрести качественный и надежный инверторные кондиционер, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «СплитСтрим». Перейдя по ссылке: «кондиционеры Toshiba инверторные», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать кондиционер по выгодной цене. В компании «СплитСтрим» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.



...Встреча закончилась неожиданно. Со словами: «Перед вами просто золотое будущее!» – парламентарии дружно поднялись, улыбнулись в объектив фотокамер и исчезли. Мы не обиделись: дел у них еще невпроворот...

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru