Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Школа насилия: новые жертвы

26 апреля в восточногерманском городе Эрфурте, том самом, где когда-то Наполеон встречался с царем Александром I, в гимназии Гутенберга 19-летний Роберт Штайнхойзер открыл стрельбу на поражение.

Как пишет известная немецкая газета "Frankfurter Allgemeine", он действовал так же, как действуют персонажи популярной интерактивной компьютерной игры "Counterstrike". Эта игра имитирует в реальном времени теракты и антитеррористическую войну. Разбившись на группы "террористов" и "антитеррористов", в эту игру через Интернет играет в основном молодежь – по данным производителя, на сайте в любое время присутствуют 500 000 зарегистрированных игроков. Они врываются в здания, взрывают автомобили, чтобы освободить заложников или, если они выступают за противоположную сторону, стараются захватить заложников. Оружия у них достаточно, но запас боеприпасов и других необходимых ресурсов во время игры нужно пополнять. Штайнхойзер, как говорят его школьные товарищи, мог бесконечно играть в "Counterstrike".
Версии произошедшей трагедии пока разнятся. По данным радиостанции МДР-1, которая ссылается на полицию, все началось на контрольной по математике: "Все сели за парты, приготовили тетради и получили задания. Открыв свой экземпляр теста, он вдруг сказал: "Я не буду это делать!" – достал пистолет и стал стрелять". Так описывают события радиожурналисты.
По другой версии, 19-летний преступник, ранее учившийся в этой гимназии, ворвался и открыл беспорядочный огонь по людям, убив 17 человек. После этого нападавший покончил и с собственной жизнью. В числе погибших – две школьницы, 13 учителей (четверть всех педагогов гимназии), школьная секретарша и полицейский, прибывший по вызову. А статс-секретарь по внутренним делам земли Тюрингия Манфред Шерер уточнил, что убиты 11 мужчин, пять женщин и две девочки.
Убийца был членом двух стрелковых клубов и имел право на владение оружием. Ирония судьбы: именно в тот день немецкий парламент обсуждал закон, ужесточающий правила приобретения оружия.
В гимназии Гутенберга учатся 750 детей в возрасте от 10 до 19 лет. Теперь многие родители подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другое учебное заведение.
На срочной пресс-конференции шеф эрфуртской полиции Манфред Грубе сообщил, что после получения информации об убийствах в гимназию был срочно отправлен наряд, который попал под обстрел сразу по прибытии. Один из полицейских был убит. Вызванному затем спецназу открылась чудовищная картина: у входа в школу, в коридорах и в одном из туалетов лежали тела погибших. По сообщению ИТАР-ТАСС, преступник стрелял прежде всего по взрослым.
Шеф полиции не сообщил, при каких обстоятельствах в школе был открыт огонь, но отметил, что покончивший с собой преступник был ранее исключен из школы.
…Итак, не проходит и месяца, чтобы информационные агентства не сообщили о трагедии в школе, детском саду или любом другом учебном заведении с применением оружия. Впрочем, не только с применением пистолетов или ружей. Прошлой осенью четыре американские школьницы пытались отравить свою учительницу. Они обвинялись в том, что подлили Нэнси Вьендат очищающего растворителя в бутылку для питьевой воды. Правда, судья Томас Флин признал, что следствию не удалось установить причастность всех четырех и виновными были признаны лишь две – 11 и 12 лет. Учительницу от смерти спасло лишь то, что она не стала пить воду сразу.
И так далее. Примеров масса.
Насилие в школе стало нормой. И если таких сообщений из российской школы не поступает – это значит лишь то, что формы насилия в российской школе пока не носят характер массовых убийств. Но ни один российский учитель или директор не сможет утверждать, что наша школа свободна от насилия. И не только в окраинных школах, но и в гимназиях и лицеях процветает школьная дедовщина, захват денег у младших, унижение и даже сексуальные посягательства.
Так что говорить сегодня о том, что школьное насилие – это характеристика только западного образования или западного общества, было бы по крайней мере неправдой.
Психологи склонны винить в детском насилии отсутствие морального воспитания в семье, влияние средств массовой информации, массовой культуры, а также увлечение подростков компьютерными играми.
"Общепринятые нормы и ценности детям передают родители. Но если они их не передали – дети обязательно позаимствуют ценности из другого значимого для них источника. А самый значимый альтернативный источник ценностей сегодня – это телевидение, кино, шоубизнес, компьютерные игры. Ценности, которые проповедуют и транслируют обществу СМИ, формируются продюсерами, режиссерами, писателями, журналистами, медиа-магнатами. Но не обществом в целом. Они искусственны, потому что существуют лишь в воображении продюсеров, и в соответствии с этими ценностями принимают решения только персонажи компьютерных игр и голливудских фильмов", – считает большинство психологов.
Все так. Но есть еще одно важное для нас обстоятельство. Общество смирилось с тем, что школа проигрывает борьбу со СМИ, продюсерами, режиссерами, писателями, журналистами, медиа-магнатами. Мало того что мы оказываемся бессильными со своими традиционными педагогическими методами перед детской и подростковой энергией развития. Мы же еще и не хотим признавать своего бессилия, не хотим отпускать детей во взрослую жизнь. Но держать взрослого человека в тесных рамках школярства – это значит провоцировать его на бунт.
…"Убей же меня!" – сказал учитель Штайнхойзеру, сорвав с него маску и тем самым поломав игру. И убийца семнадцати человек ответил словами ребенка, выключающего компьютер: "Мне больше не хочется".

Рейтинг@Mail.ru