Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Эксперимент или провокация?

10 апреля 2001 года на встрече с правозащитниками мэр Нижнего Новгорода объявил о решении провести эксперимент по альтернативной службе.

На 10 апреля 2002 года в Государственной Думе запланировано обсуждение в первом чтении законопроекта об альтернативной гражданской службе.
А между этим – судьба двадцати одного мальчика, которые в Первой городской больнице Нижнего Новгорода проходят альтернативную службу в качестве санитаров. При этом городской и областной прокуроры считают, что их вправе забрать в армию, районный судья не удовлетворил протест городского прокурора, а военкоматы шлют ребятам повестки.
… Я много занимаюсь экспериментальной деятельностью в эвриканской сети федеральных экспериментальных площадок, и меня всегда коробит, когда какое-либо действие запросто называют экспериментом. Столько сил учителя и ученые кладут на то, чтобы создать экспериментальную программу, выйти на проблематику эксперимента, увидеть, что появляется в качестве результативности!..
Каждый день можно услышать:
– Прежде чем что-либо внедрить, мы обязательно проверим экспериментально!
Звучит так успокаивающе, так примиряюще: мол, не волнуйтесь, успокойтесь, все будет хорошо, мы же обязательно экспериментально проверим, а уж потом вам предложим.
Поэтому можно все… в экспериментальном порядке.
В проекте закона "О государственном стандарте", там, где речь идет о сроках обучения в школе, дана шкала начального, основного и общего среднего образования, в сумме – 11 лет, но при этом оговаривается, что в экспериментальном порядке можно устанавливать и другую продолжительность обучения в средней школе.
Но дело в том, что в гуманитарной, социальной сфере эксперимент возможен только с вовлечением людей. Или даже детей. А иногда без детей просто невозможно вести экспериментальную деятельность, потому что часто это и есть экспериментальная деятельность самих учащихся. То есть экспериментальная деятельность – как образовательная. Одни учатся, заучивая параграфы, а другие – экспериментируя с материалом. Такое возможно, только очень непривычно. И даже многие ученые затрудняются экспертировать такие эксперименты.
В этом смысле эксперимент в образовании – всегда совместная детско-взрослая деятельность. А иначе это и не эксперимент вовсе, а внедрение чего-то.
Но когда я слышу, что проводится эксперимент по апробации статьи Конституции, я прихожу в недоумение. Как можно с этим экспериментировать?
А дело в том, что в стране нет закона об альтернативной гражданской службе, зато есть часть 3 статьи 59 Конституции РФ, дающая право на альтернативную службу.
Поэтому экспериментом стали называть разрешение мэра города проходить службу не в казарме, а в больнице.
Но какой же это эксперимент?
Это и не эксперимент вовсе, а самая настоящая провокация.
Чтобы, значит, на мальчиках проверить, можно ли в России захватить правовое пространство, а потом, спекулируя на том, что, мол, нельзя маленьких обижать, заставить принять хорошее решение. И при этом решение действительно важное и очень нужное.
То, что в России нет закона об альтернативной гражданской службе, – стыд и позор.
При всем моем уважении к армии, пребывание там для молодых граждан страны действительно опасно. И вовсе не потому, что идет война и солдат может погибнуть от рук врага. Каждый знает, что погибнуть можно вовсе не от рук врага, а от рук сослуживца. Или с голоду.
Унижение, страх, голод и болезни – вот что ждет молодого гражданина в армии.
И поэтому предложения по срочной реформе Вооруженных сил, в том числе и те, которые на прошлой неделе провозглашали активисты СПС на улицах Москвы во время своей акции, нужны как воздух.
Но сейчас речь о мальчиках, которых сделали героями правозащитного фронта. На них поставили довольно странный эксперимент: призовут или не призовут?
Каждому в России понятно: если первых альтернативщиков призовут в казарму, их забьют и старослужащие, и молодые солдаты. Да и офицеры в душе относятся к альтернативщикам как к дезертирам.
А если вдруг выяснится, что закон действительно нарушен и по закону ребят необходимо призвать в казарму? Вся общественность встанет на их защиту, и закон будет принесен в жертву общественному мнению.
Ребята будут спасены.
Закон… да бог с ним.
Безвыходная, тупиковая ситуация: детей нельзя отдавать в армию, но при этом нет закона, по которому этого нельзя делать. Если ждать, пока появятся законы, тысячи детей погибнут, а если не ждать и действовать по здравому смыслу, то это очень похоже не на эксперимент, а на провокацию.
…Сюжет с альтернативной службой очень показателен, потому что это, как мне кажется (возможно, я ошибаюсь), доведенная до абсурда идея экспериментирования.
Отсутствие научных методов моделирования ситуации, отсутствие теоретического мышления сон разума рождают…
Ребята, конечно, герои, но мне их почему-то очень жаль.

Рейтинг@Mail.ru