Александр АДАМСКИЙ
Богатых станет меньше, а бедных –
больше
За последние две недели удалось побывать в
трех далеких друг от друга регионах.
Якутия – отдаленный Нюрбинский улус, Кубань,
Красноярский край.
Часть впечатлений от Нюрбы уже опубликована (см.
№11, репортаж из эвриканского улуса), часть еще
ждет своего часа.
Но есть один сюжет, который во всех регионах
активно обсуждается, причем на уровне слухов. Из
Москвы в территории упорно течет информация о
том, что всю зарплату учителей в скором будущем
передадут на уровень регионов и бюджет субъекта
Федерации станет источником выплаты зарплаты
учителям. И якобы об этом в скором будущем выйдет
Указ Президента РФ.
При этом не очень понятно, что же делать с
предыдущим Указом Президента от 29 декабря 2001
года, в котором предписывалось формировать
региональные субвенции в муниципалитетах для
покрытия дефицита школьных бюджетов.
Теперь выяснилось, что схемы выполнения этого
указа нет, что просто так субвенции формировать
никто не собирается: либо региональная власть
должна войти в число учредителей
общеобразовательной школы, либо местное
самоуправление должно заключить
соответствующее соглашение с региональной
администрацией. Если не происходит ни того, ни
другого, а губернаторам "просто"
указывается, пусть и президентом, что они должны
формировать из полученных ими средств субвенции
для муниципальных школ, то, конечно, этот указ
выполняться не будет.
А поскольку параллельно с этим была повышена (центральным
правительством) заработная плата бюджетникам (выплачивать
которую должны были регионы), то так хорошо "спланированный"
кризис немедленно разразился.
В Красноярске, где один за другим побывали и
министр образования, и Президент России, тема
зарплаты бюджетникам стала одной из центральных.
Судя по сообщениям газет и свидетельствам
очевидцев, на совещании по социальным вопросам,
которое провел В. Путин в администрации
Красноярского края во время своего блиц-визита в
Красноярск, ни президент, ни его
правительственная команда, в числе которой была
и заместитель министра образования Е. Чепурных,
не поддались на просьбы региональных властей.
Наоборот, спикер краевого парламента озвучил
тезис о том, что, несмотря на справедливость
упреков президента в ошибках формирования
краевого бюджета (слишком мало денег выделяли на
зарплату бюджетникам, около 26% вместо 40%, как
предлагал Минфин и как это практикуется в других
регионах), все-таки причиной провала является
системный кризис межбюджетных отношений. И
президент несколько раз демонстративно оценил
разницу методологий краевой администрации и
лидера законодательного собрания.
Девиз кавказских беспризорников, перенятый в
свое время Остапом Бендером на Военно-Грузинской
дороге, когда он с Кисой Воробьяниновым,
преследуя автобус с туристами, отчаянно танцевал
лезгинку и кричал во все горло: "Деньги, деньги
давай!", похоже, перестал быть эффективным.
В то же время большинство региональных
администраций еще в плену этой формулы. И на этом
фоне полностью передавать зарплату учителей на
уровень региональной администрации означает
сделать учителей, в частности, заложниками
неумения региональных властей обеспечить
федеральный мандат на образование.
А вслед за передачей зарплаты на уровень региона
у городов-доноров отберут, то есть, извините,
перераспределят, налоговые отчисления. И, с одной
стороны, богатых станет меньше, а с другой –
бедных станет больше. А механизм финансового
обеспечения общеобразовательных школ так и не
появится.
Мы давно уже говорим о том, что если
правительство выбирает путь централизации
выплаты заработной платы учителям, то тогда
честнее всего платить учителю из федерального
бюджета, а не гонять деньги трансфертом в регион,
а там без правовых оснований делить между
муниципиями.
Но это в том случае, если все-таки не обойтись без
централизации.
А если сохранить муниципальный принцип
содержания школ?
Если перейти к дифференцированному подходу:
города-доноры сохранить в качестве полнокровных
учредителей, а депрессивные сельские
муниципалитеты избавить от груза учительской
зарплаты, но только если они сами того захотят.
При этом важная деталь: по закону
общеобразовательная школа является юридическим
лицом, но никому даже в голову не приходит
оформить правовое решение самой школы по этому
поводу.
Какое уж тут "юридическое", – тут и просто
лицо сохранить трудно.
…А В.В.Путину в Красноярске показали Кадетский
корпус и пригласили обедать с семейным Детским
домом. Между переговорами о межбюджетных
отношениях президент интересовался
образованием. Может быть, где-то эти линии
пересекутся?
|