Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Богатых станет меньше, а бедных – больше

За последние две недели удалось побывать в трех далеких друг от друга регионах.

Якутия – отдаленный Нюрбинский улус, Кубань, Красноярский край.
Часть впечатлений от Нюрбы уже опубликована (см. №11, репортаж из эвриканского улуса), часть еще ждет своего часа.
Но есть один сюжет, который во всех регионах активно обсуждается, причем на уровне слухов. Из Москвы в территории упорно течет информация о том, что всю зарплату учителей в скором будущем передадут на уровень регионов и бюджет субъекта Федерации станет источником выплаты зарплаты учителям. И якобы об этом в скором будущем выйдет Указ Президента РФ.
При этом не очень понятно, что же делать с предыдущим Указом Президента от 29 декабря 2001 года, в котором предписывалось формировать региональные субвенции в муниципалитетах для покрытия дефицита школьных бюджетов.
Теперь выяснилось, что схемы выполнения этого указа нет, что просто так субвенции формировать никто не собирается: либо региональная власть должна войти в число учредителей общеобразовательной школы, либо местное самоуправление должно заключить соответствующее соглашение с региональной администрацией. Если не происходит ни того, ни другого, а губернаторам "просто" указывается, пусть и президентом, что они должны формировать из полученных ими средств субвенции для муниципальных школ, то, конечно, этот указ выполняться не будет.
А поскольку параллельно с этим была повышена (центральным правительством) заработная плата бюджетникам (выплачивать которую должны были регионы), то так хорошо "спланированный" кризис немедленно разразился.
В Красноярске, где один за другим побывали и министр образования, и Президент России, тема зарплаты бюджетникам стала одной из центральных.
Судя по сообщениям газет и свидетельствам очевидцев, на совещании по социальным вопросам, которое провел В. Путин в администрации Красноярского края во время своего блиц-визита в Красноярск, ни президент, ни его правительственная команда, в числе которой была и заместитель министра образования Е. Чепурных, не поддались на просьбы региональных властей. Наоборот, спикер краевого парламента озвучил тезис о том, что, несмотря на справедливость упреков президента в ошибках формирования краевого бюджета (слишком мало денег выделяли на зарплату бюджетникам, около 26% вместо 40%, как предлагал Минфин и как это практикуется в других регионах), все-таки причиной провала является системный кризис межбюджетных отношений. И президент несколько раз демонстративно оценил разницу методологий краевой администрации и лидера законодательного собрания.
Девиз кавказских беспризорников, перенятый в свое время Остапом Бендером на Военно-Грузинской дороге, когда он с Кисой Воробьяниновым, преследуя автобус с туристами, отчаянно танцевал лезгинку и кричал во все горло: "Деньги, деньги давай!", похоже, перестал быть эффективным.
В то же время большинство региональных администраций еще в плену этой формулы. И на этом фоне полностью передавать зарплату учителей на уровень региональной администрации означает сделать учителей, в частности, заложниками неумения региональных властей обеспечить федеральный мандат на образование.
А вслед за передачей зарплаты на уровень региона у городов-доноров отберут, то есть, извините, перераспределят, налоговые отчисления. И, с одной стороны, богатых станет меньше, а с другой – бедных станет больше. А механизм финансового обеспечения общеобразовательных школ так и не появится.
Мы давно уже говорим о том, что если правительство выбирает путь централизации выплаты заработной платы учителям, то тогда честнее всего платить учителю из федерального бюджета, а не гонять деньги трансфертом в регион, а там без правовых оснований делить между муниципиями.
Но это в том случае, если все-таки не обойтись без централизации.
А если сохранить муниципальный принцип содержания школ?
Если перейти к дифференцированному подходу: города-доноры сохранить в качестве полнокровных учредителей, а депрессивные сельские муниципалитеты избавить от груза учительской зарплаты, но только если они сами того захотят.
При этом важная деталь: по закону общеобразовательная школа является юридическим лицом, но никому даже в голову не приходит оформить правовое решение самой школы по этому поводу.
Какое уж тут "юридическое", – тут и просто лицо сохранить трудно.
…А В.В.Путину в Красноярске показали Кадетский корпус и пригласили обедать с семейным Детским домом. Между переговорами о межбюджетных отношениях президент интересовался образованием. Может быть, где-то эти линии пересекутся?

Рейтинг@Mail.ru