Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2002


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Ирина ХАКАМАДА

Правое дело образования

Красота, свобода и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство...   
Б. Окуджава

Для левых политиков наибольшей ценностью обладают равенство и справедливость; государство как инструмент для их осуществления; коллективизм, общественная польза. Для правых – свобода, индивидуальное достоинство, разумные законы, государство как гарант их создания и соблюдения, солидарность, гражданское общество. Центристы – не суть, они всегда либо «загримированные» под левых правые, либо наоборот.
В России эту классическую, сложившуюся с античных времен «систему двух партий» запутывал тысячелетний спор «истинно православных» и «латынствующих», западников и славянофилов, атлантистов и евразийцев, космополитов и патриотов.
Однако на пороге нового тысячелетия старое и традиционное противостояние «Запад – Восток», которое и породило этот спор, сменилась на новое – «Север – Юг». И перед лицом этой новой реальности российские домашние ссоры евразийцев и атлантистов, западников и славянофилов оказались совершенно не важны, так как принадлежность нашего Отечества к мировому Северу ни у кого сомнений не вызывает, более того: в коалиции Севера место России – одно из ведущих.
А это значит, что в России в ближайшее время в политическом спектре грядут большие перемены. И правые, и левые будут отказываться от акцентов на своем евразийстве или космополитизме. Подчеркиваться будут именно базовые философско-идеологические приоритеты. Левые – от социально озабоченных демократов Г. Явлинского до демократически озабоченных социалистов М. Горбачева и коммунистов Г. Зюганова – будут самоопределяться вокруг «левых ценностей», а правые – от ультраконсерваторов В. Жириновского, умеренных консерваторов С. Шойгу,
В. Путина и Ю. Лужкова до респектабельных либералов Б. Немцова – вокруг «ценностей правых».
Тем более важно в этот ответственный момент тем силам, которые давно и осознанно считают себя «правыми либералами», то есть наиболее идеологически и философски вменяемыми адептами правого дела, манифестировать свои взгляды в области образования.
Задача в том, чтобы указанные в начале статьи философские и идеологические максимы (свобода, индивидуальное достоинство и т. д.), а также производные от них социально-экономические требования, такие, как частная собственность, свободная конкуренция, рыночная экономика, политические, гражданские, религиозные права и свободы, разделение властей, правовое государство и т.п., перевести на язык сферы образования. Это необходимо сделать, потому что образование есть огромный гуманитарный, политический, инвестиционный – и шире – синергетический ресурс наступившего тысячелетия.
Гуманистические и демократические идеалы, которые были выдвинуты в конце 80-х – начале 90-х гг. и которые благодаря Закону «Об образовании» в редакциях и 1992, и 1996 гг. в большей или меньшей степени успешно реализовались в российском образовании, нуждаются в серьезном переосмыслении и обновлении.
Значительная часть нашего общества воспринимает образование и особенно воспитание как высокие ценности. За них не поднимется рука взимать налоги, за них нельзя брать родительскую плату. Но нет ничего более далекого друг от друга, чем ценности и потребность, услуга. Отсюда категорическое и вместе с тем очевидное всеобщее требование общедоступности, равенства и бесплатности образования. Для правых политиков эти ценности бесспорны. Но они для нас лишь некоторые из многих. Политик, который путает ценности и потребности и выдвигает в качестве политического требования «гарантии общедоступности и бесплатности образования», попадает в ситуацию персонажа М.Е. Салтыкова-Щедрина, который гордился тем, что даровал подданным «право дышать». Для правых особой ценностью обладает такая категория, как «образовательная потребность», «образовательный мотив».
Действительно, существуют ли у нас образовательные мотивы? Хотим мы учиться или мы хотим учиться, чтобы получить профессию, чтобы получить высокий социальный статус, чтобы получить отсрочку, а то и освобождение от службы в армии?
Либерал, ориентирующийся на персональное, частное, приватное достоинство, в отличие от социально-ориентированного левого политика озабочен индивидуально-личностной стороной образования. Для правых важнее «культура достоинства», нежели «культура полезности».
Для либералов чрезвычайно существенны такие взаимосвязанные ценности образования, как академическая автономия образовательных учреждений, индивидуальный маршрут образования, вариативность. Конкретно это означает, что образование должно быть личностно ориентированным («образований» в пределе может быть столько, сколько личностей), предметно ориентированным, и ценностно-ориентированным, и этноориентированным, и космоориентированным.
С нашей точки зрения, все образовательные системы равноценны и равнозначны, если они полностью раскрывают потенции. Коррекционно-реабилитационная школа, адаптивная школа, гимназия, школа с уклоном, школа с углубленным изучением и т.д. не «хуже» и не «лучше», не «выше» и не «ниже» друг друга – они обеспечивают разное качество образования, или – чтобы полностью избежать двусмысленности – они предоставляют разные образования, каждое из которых может быть совершенным (наилучшим) в своем роде!
Мы понимаем, что результатами образования могут выступать и способы понимания текстов, и достижение тех или иных компетенций в культуре, и набор поведенческих стереотипов, и аутопоэзис («самосоздание»), поэтому результаты образования неоднозначны, разнообразны, иногда совершенно неожиданны и часто несопоставимы.
Именно поэтому правые либералы категорически не приемлют образовательных стандартов, которые касаются содержания образования.
Мы признаем лишь «социальный стандарт образования», который должен определить ряд простых нормативов: «санпины», параметры освещенности, размеры мебели в классах, фиксированный минимальный бюджет ученика определенного возраста, максимальная наполняемость классов, уровень образования учителей, половозрастной состав учительства и т. п. Можно также включить в стандарт и некоторые строго технологические показатели обученности – такие, как скорость чтения, письма, математических действий или максимальное количество ошибок на определенное число знаков.
Все это и означает реальную академическую автономию школ, реальную личностную ориентированность обучения, воспитания и развития, наконец, реальную вариативность типов и видов образовательных учреждений, образовательных программ, образовательных технологий, воспитательных систем, управленческих культур.

Статья подготовлена при поддержке сети салонов красоты «Восьмое желание». Руки для женщины, почти как лицо, должны быть ухоженными и безупречными. Сеть салонов красоты «Восьмое желание» предоставляет уникальную возможность воплотить мечты в реальность. Перейдя по ссылке: «маникюр Тверская», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к высококвалифицированным специалистам, которые смогут помочь стать более привлекательной и женственной.


Для правых приоритетом является такая образовательная ценность, как эффективная школа, или школа устойчивого развития. Конкретно требуется обновить нормативно-законодательную базу в направлении введения социальных стандартов образования; снять в Законе «Об образовании» положение о педагогической аттестации, как нарушающее основные права педагогов и учащихся. Необходимо организовать нормальную экономику в образовании, что означает введение специального адресного налога на муниципальном и региональном уровнях для обеспечения минимально допустимого образования, а также добровольного образовательного страхования при государственном гарантировании образовательных страховых фондов. Национальная система образования должна ориентироваться на достижение реальных функциональных компетентностей россиянина – полноправного жителя глобального мира. Это, конечно, толерантно-культурная и лингвистическая компетентность (реальное двуязычие как элемент образа жизни); экономико-юридическая компетентность (готовность к самообеспечению себя и своей семьи на законных основаниях); потребительская компетентность (выпускник должен свободно владеть компьютером, автомобилем и иными средствами технологической цивилизации); социально-политическая компетентность (гражданин должен уметь осуществлять свои конституционные права).
Стремление к вариативности в образовании должно выразиться в решительном противодействии усиливающейся тенденции к унификации. Вместе с тем надо как можно скорее преодолеть широко распространившуюся ошибку, будто вариативность – это разноуровневость, то есть распределение учащихся по социальной лестнице: от «привилегированных» гимназистов и лицеистов до «пораженных в правах» учащихся КРО. Вариативность на самом деле – это создание реальных условий для обеспечения каждому ученику индивидуальной трассы образования, а каждому педагогу – личностно ориентированного способа повышения профессионального мастерства.
Для правых очень важно достижение подлинной эффективности в управлении образованием: восстановление в необходимых пределах отраслевого принципа в управлении образованием; обеспечение юридической, финансовой самостоятельности образовательных учреждений; стимулирование горизонтальных образовательных ассоциаций, общественно-профессионального самоуправления на уровне учреждения и территории; перенос ответственности в жизнеобеспечении образовательных учреждений на муниципальный уровень; введение обязательной юридической экспертизы уставов и локальных актов школ; и в качестве ближайшей меры – законодательное противодействие «бюрократическому реваншу», выражающемуся в необоснованных требованиях, безумных фронтальных проверках, бессмысленной статотчетности и т. д.
Среди трех главных направлений современной педагогики – педагогики авторитета, педагогики манипуляции, педагогики поддержки и самосовершенствования – для правых безусловной ценностью обладают первая и третья. Эти важнейшие ценности образования находят свое выражение в либеральной модели целей и содержания образования. Эта модель обеспечивает:
а) личностную ориентацию образования. «Образований» может и должно быть столько, сколько личностей;
б) ценностную ориентацию образования. Это значит, что данное содержание не может порождать культурные компетентности, которые продуцируют тоталитарно или авторитарно направленные знания, навыки поведения и коммуникативные техники.
Победное шествие этой модели началось после Второй мировой войны. Она получила преимущественное развитие как в старой Европе и США, так и во многих странах третьего мира. Появление либеральной модели содержания образования в России приходится на 1989–1992-е годы. Попытка ее широкого распространения с помощью Закона «Об образовании» 1992–1996 гг., Базисного учебного плана 1993 года, инновационого движения и т. п. была предпринята во второй половине 90-х гг.
Либеральная модель содержания образования достаточно инновационна, чтобы обеспечивать постоянное развитие, она ориентирована в равных долях и на процесс, который обеспечивает освоение толерантного поведения, и на результат, выраженный в достижении разнообразных культурных компетентностей. Именно такая модель содержания образования может дать наиболее адекватные ответы на вызовы современности.
С точки зрения либеральной модели в общеобразовательной школе в качестве целей-результатов образования должен быть реализован минимальный список «общечеловеческих компетентностей», который выглядит приблизительно так:

1. самостроительная компетентность: минимальное овладение деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
2. социальная компетентность, или компетентность солидарности: минимальное овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни;
3. индивидуально-репродуктивная компетентность: минимальное овладение родительской, педагогической и творчески созидающей деятельностью;
4. социально-репродуктивная компетентность: минимальное овладение теми или иными профессиональными деятельностями;
5. поисково-исследовательская компетентность: минимальное овладение основами научного исследования и экспериментирования.

Поэтому совершенно логичным с точки зрения правых ценностей образования представляется движение современной школьной практики от единой советской трудовой политехнической школы через попытку восстановления дореволюционных «чистых» типов образовательных систем (гимназия, лицей, школа с углублением – реальное училище, общеобразовательная народная школа и т. п.) к смешанным видам их, которые в реальности приобретают удивительные, с традиционной точки зрения, очертания, такие, например, как «гуманитарный лицей», «техническая гимназия» или «детский сад – школа – гимназия с углубленным изучением предметов эстетического цикла и медицины».
В заключение нашего обзора правых ценностей образования попытаемся ответить на вопрос «Что такое в представлении правых хорошая школа?».
В такой школе чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно, все заботятся о здоровье друг друга, ученики обучены и воспитанны, а учителя профессионально пригодны и добросовестны; здесь господствует дух бодрости, трудолюбия, ответственности, чувства долга.
В хорошей школе существуют гармония «я» и «мы», солидарность, культура чувств, эмпатия, толерантность, развиваются практицизм, устойчивость в жизни, «знание себя», самопроектирование, «самостоянье».
В такой школе господствует культ интеллигентности, опирающийся на устойчивую систему лично определенных и общественно значимых ценностей.
И, естественно, хорошая школа – это рефлексия и самоопределение как «здесь и теперь», так и перед лицом космоса и вечности.
В теперешней политической реальности нет необходимости искать формулу всеобщего счастья. Левые должны бороться за свои приоритеты, правые – за свои. Круг приоритетов, которые правые политики собираются осуществлять в образовании, как мы пытались выше показать, достаточно ясен. Нам представляется, что именно реализация либеральных ценностей в образовании обеспечит интересы «правого» избирателя и именно эти ценности наиболее близки нынешним стратегическим интересам нашего Отечества, ибо сегодня только опора на либеральные ценности в образовании и сможет обеспечить эффективную модернизацию системы образования в России.

Рейтинг@Mail.ru