Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2002

Архив

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

«Эврика» строит сеть

Александр АДАМСКИЙНаписал заголовок и понял, что наши корректоры обязательно скажут: «В русском языке сеть нельзя «строить». Сеть, если по-русски, можно «плести» или «вязать», в лучшем случае – «создавать». А «строить» можно дом, школу или крепость». Корректоры в газете – люди строгие и профессиональные, за корректором всегда последнее слово, и все редакторы и журналисты ждут их решения как приговора.

 

 

 

Тем не менее «Эврика» строит сеть. Речь ведь идет о рабочем проекте, почти производственной ситуации развития инновационного движения в российском образовании.
Вообще проблема слова в последнее время сильно обострилась, особенно в образовании. Многие полагают, что одна из ведущих проблематик нашей школы – язык. Действительно, читать большинство педагогических текстов просто невыносимо: канцелярит и формалистика буквально убивают живую педагогическую мысль.
Но я убежден, что проблемы языка как самостоятельной не существует. Язык, если иметь в виду педагогический язык, так сказать образовательную речь, формируется по ходу оформления образовательной деятельности. Как самостоятельной. Индивидуальной. Автономной. Своего языка нет у того, у кого нет своей автономной деятельности.
Правда, с моей точки зрения, верно и другое: деятельность не может оформиться как самостоятельная, пока не найдет, не обретет, не создаст своего языка. Языка своего неповторимого самовыражения.
...В сентябре 45 федеральных экспериментальных площадок получили от Министерства образования РФ – в рамках Федеральной программы развития образования – грант на создание инновационных центров повышения квалификации.
«Эврика», по контракту с Минобразования, вела работу по отбору этих площадок и поддержке создания программ повышения квалификации.
Основным принципом, по которому эксперты «Эврики» отбирали площадки, было появление в школах новых видов деятельности.
Правда, одна из лидеров экспертного сообщества «Эврики», известный психолог Зинаида Новлянская, сделала одну, очень важную оговорку: не вообще новых деятельностей, которых до сих пор не было в культуре, а создание этих деятельностей в школе.
И действительно, во многих инновационных школах появились новые детско-взрослые деятельности: прежде всего – проектирование. Проектирование содержания образования (например, самарская школа
№ 114, зареченская гимназия «Дидакт»), образовательного пространства (красноярские школы № 113 и № 124, есть и другие); школы, в которых дети создают проект своего здоровья (железногорская школа № 180, Тюменский центр «Крепыш»). Есть школы, в которых дети и взрослые создают тип деятельности, еще не существующий как оформленная система и в научном мире (например, синергетика в гимназии № 56 Ижевска). И для всех этих новых видов деятельности требуется найти имя. Новое имя, которое относилось бы и ко взрослому: кто это теперь – учитель-проектировщик? И к ребенку: формально это по-прежнему ученик школы, но по сути дела – равноправный сотрудник.
Собственно, «Эврика» и занимается этим сейчас – предлагает Министерству образования заметить появившиеся виды деятельности в школе и узаконить их.
К огромному сожалению, многообразная предметность культуры, с помощью которой, собственно, и образуется человек в пространстве культуры, не представлена в школе. Построенный по линейному принципу строгого соответствия заранее определенных тем графику их прохождения, учебный предмет моделирует в сознании ребенка ложную, предельно упорядоченную, предельно линейную, предельно нормированную картину мира. Эта фиктивная картина мира воспроизводится ради того, чтобы удержать детское сознание в рамках хоть и неэффективных, зато нормированных представлений. Многие из нас до сих пор пребывают в уверенности, что именно трансляция опыта и является не только основной, но и единственной миссией современной школы.
На мой взгляд, миссия школы состоит в том, чтобы прежде всего создавать проектную модель будущих, а не прошлых социальных, экономических, политических и других отношений. Предметность образования – это становящиеся здесь и сейчас новые отношения человека и природы, человека и истории, человека и других людей, человека с самим собой.
И здесь возникает интересная управленческая задача, ломающая привычные линейные представления об управлении в системе образования.
До сих пор вся работа строится на том, что сверху идут руководящие сигналы, а снизу – отчет о выполнении этих сигналов. В такой жесткой вертикальной конструкции, в которой функция целеполагания принадлежит только верхнему уровню, возникновение новых отношений, новых деятельностей невозможно.
Поэтому для эффективной работы инновационного образования нужна другая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов.
Что мы называем сетью?
Это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети – другими единицами. А управление происходит не директивно, а конвенционально. То есть управление сетью – это возникающие и особым образом укореняющиеся соглашения, конвенции.
...Мы действительно строим нашу сеть – вместе со школами и при поддержке Минобразования. И нам предстоит совместить сетевое взаимодействие с нахождением тех же школ в вертикальной структуре.

Рейтинг@Mail.ru