Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2002

Архив

ИННОВАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Виктор ГУРУЖАПОВ,
кандидат психологических наук

ФЭП на пороге зрелости

Виктор Гуружапов, эксперт сети ФЭПФестиваль-конференция «Авторская школа «Эврика-2001» свидетельствует о новом повороте в развитии инновационного движения в отечественном общем образовании. Его условно можно назвать вступлением в пору зрелости. Педагогические коллективы не просто осмыслили свой инновационной опыт, но явно обозначили рубежи будущего приложения сил всего движения ФЭП. На основе анализа проектов, связанных с развитием содержания и технологий образования, представленных к защите 3-5 ноября, можно определить некоторые устремления передовой педагогической общественности. Видимо, одним из приоритетных направлений будет деятельность на стыке обновления содержания обучения и структурных преобразований системы общего образования.

Сегодня обновлением содержания занимаются в основном авторские научные коллективы. Они разрабатывают программы и методическое обеспечение по конкретным учебным дисциплинам в концептуальных рамках определенных дидактических систем. Соответствующие структурные преобразования системы, которые должны обеспечивать продвижение образовательных технологий в практику, этими коллективами, как правило, не разрабатываются. Структурными преобразованиями занимаются органы управления образованием, прежде всего Министерство образования. Но на развитие содержания сил и ресурсов уже не хватает.
Таким образом, в современной системе общего образования возникли пустоты, количество и объем которых нарастают с пугающей быстротой. Инициативные педагоги осознали эту проблему и пытаются ее решить с учетом региональных условий своей деятельности. Например, школа № 114 г. Самары предлагает начать на своей базе специализацию методистов-проектировщиков в области развивающего образования. Причем с перспективой создания в регионе научно-методического коллектива специалистов по прикладным вопросам теории развивающего обучения. При благоприятном исходе дела будет создана крайне необходимая региональная структура, обеспечивающая методическую поддержку практики развивающего обучения. Тем самым восполнится явный недостаток в методической поддержке учителей развивающего обучения на местах.
Другой пример. Для реализации в практике современных образовательных технологий нужны учителя с высоким уровнем владения своей духовно-телесной организацией. Эту задачу решает проект муниципального учреждения образования и культуры «Гуманитарный центр «Театр» г. Екатеринбурга. В этом центре педагоги на основе технологий актерского мастерства будут развивать пластику движений, выразительность речи не только как качества, необходимые для преподавания дисциплин гуманитарного цикла, но и как новые перспективы профессионального роста. И это будет обеспечено работой новой структурной единицы системы образования Уральского региона.
В программе модернизации образования федерального министерства одно из центральных мест занимает единый выпускной экзамен. Если экзамен единый, то и критерии оценки результатов выполнения тестов у всех выпускников должны быть единые. Казалось бы, снимается вопрос о различиях в условиях обучения и развития детей. Но никто не может отменить эти различия в реальной жизни. Возьмем, к примеру, детей с задержками психического развития (ЗПР). Они с самого начала обучения в школе имеют дело с облегченным предметным материалом, а следовательно, заведомо будут на выпуске в худших условиях, чем их сверстники из обычных классов. В Красноярской школе № 81 об этой проблеме уже подумали и пришли к выводу о том, что детей с ЗПР надо учить не по облегченной традиционной программе, а по технологиям развивающего обучения (В.В. Давыдов). Тем самым удается компенсировать недостатки общего развития этих детей благодаря продуманной организации учебной деятельности.
Столь же остро стоит вопрос о сельских школьниках. Не секрет, что условия их обучения несравнимы с городскими. Кроме того, сельские школьники, как правило, много времени уделяют освоению сельских профессий. Мало кто думает, в каком положении они окажутся на едином выпускном экзамене. А вот педагоги Луховской средней школы (Республика Мордовия) об этом уже подумали. Они создали новый тип сельской школы, в которой общеобразовательное учреждение соединено с агролицеем, а учащиеся имеют возможность самостоятельно или с помощью педагогов выбрать индивидуальную траекторию обучения. Школе удалось добиться в Министерстве образования Мордовии увеличения в два раза времени, отведенного в учебном плане на вариативный комплект. Это уже серьезная заявка на содержательную поддержку структурных преобразований системы общего и среднего профессионального образования, вызванных внедрением единого выпускного экзамена.
Конечно, образовавшийся зазор между процессами обновления содержания и методами обучения, с одной стороны, и структурными преобразованиями системы, с другой стороны, не определяется только рассмотренными выше обстоятельствами. Он является результатом сложившегося разделения функций между научно-педагогическими группировками и органами управления образованием. Раньше он был незаметен, так как управление образованием фактически давало заказ ученым и методистам на поддержку затеянных ими структурных преобразований. Теперь положение изменилось: обе стороны стали самостоятельными субъектами на поле образовательной политики. Педагоги ФЭП осознали наличие этого зазора и пытаются его ликвидировать.
Нам кажется, что органам управления образованием выгодно поддержать эти начинания как организационно, так и финансово. Некоторые ФЭП уже получили гранты министерства на создание центров повышения квалификации. Это существенная поддержка модернизации образования. Надо и в будущем сохранять эту форму диалога министерства и инициативной педагогической общественности.
Научно-педагогическим группировкам также стоит обратить внимание на деятельность ФЭП. Дело здесь не только в том, что инициативные педагоги восполняют структурные пробелы. Важная тенденция заключается в том, что школы начали привлекать к сотрудничеству представителей фундаментальной вузовской науки. Так, физико-математический лицей г. Челябинска привлек к работе над гуманитаризацией естественно-научного образования ряд специалистов Челябинского государственного университета (физиков, химиков, математиков и т.д.). Педагогическому коллективу удалось благодаря этому внести в учебный процесс пафос личной причастности человека к драме научных идей – подлинной гуманитарной составляющей истории науки. Но это интереснейшее начинание пока с трудом обретает собственно педагогическую основу. Трудности возникают при формулировке образовательных идей, выборе схемы и содержания мониторинга, доказательств эффективности учебной работы.
Эти проблемы могли бы решаться значительно успешнее, если бы авторы были включены в сообщество ученых, методистов и учителей, развивающих систему естественно-научного образования в школе на основе близких идей. В научно-педагогической группировке складывается определенная культура оформления теоретических подходов и результатов экспериментальной практики. Вместе с тем во многих авторских коллективах, нацеленных на существенную модернизацию обучения в школе, ощущается нехватка квалифицированных специалистов именно в области фундаментального содержания современных наук. Сотрудничество этих коллективов с педагогами ФЭП могло бы дать замечательные образцы нового подхода к содержанию и методам современного обучения. В данном случае не имеется в виду работа ученых и методистов по заказу ФЭП, также не имеется в виду, что научно-педагогическая группировка должна поглотить новаторскую школу. Речь идет об установлении партнерских отношений.
Проблема состоит в том, как обеим сторонам найти друг друга. Рискну предположить, что в рамках «Эврики» можно организовать нечто вроде тендера на наиболее выгодные предложения по сотрудничеству со школами типа Челябинского физико-математического лицея. Научно-педагогические группировки могли бы представить свои планы по разработке конкретного «педагогического месторождения». Дело педагогического коллектива решать, на чье предложение им откликаться. Организовать тендер можно через приложение «Управление школой» или журнал «Перемены».
Актуальность новых форм сотрудничества школ с научно-педагогическими группировками особенно остро проявилась при анализе заявок претендентов на статус ФЭП. Педагогические коллективы целенаправленно ищут дополнительные ресурсы для укрепления и развития своих школ, концептуальные и методологические схемы для реализации. Не всегда этот выбор бывает удачен. Зачастую концептуальная схема изначально подавляет педагогов.
Вместе с тем и для школ ФЭП наступает чрезвычайно ответственный момент. Фактически вопрос стоит о том, как сохранить свою самостоятельность в движении между органами управления образованием и научно-педагогическими группировками, этими Сциллой и Харибдой современной системы общего образования.
Не меньше трудностей возникает перед школами, которые уже имеют большой опыт инновационной деятельности и теперь приступили к созданию на своей базе центров повышения квалификации (грант Министерства образования РФ). Фактически педагогические коллективы этих школ становятся активными субъектами региональной образовательной политики. Мало того, что теперь им надо строить особые отношения с региональными органами управления образованием и представителями местного научно-педагогического сообщества (а в крупных областных центрах позиции этого сообщества традиционно сильны). Теперь им надо заботиться и о коллегах, которые будут проходить подготовку во вновь создаваемых центрах повышения квалификации. Ведь фактически возникают новые объединения педагогов, ориентированных на инновационную деятельность и защищенных только авторитетом одной, получившей грант ФЭП.
Дело в том, что при грамотно поставленной инновационной работе в школе появляется дополнительный ресурс (организационный, кадровый и т.п.), который становится привлекательным для различных субъектов региональной образовательной политики. В результате может возникнуть непростая система взаимоотношений между школами, органами управления образованием и научно-педагогическими группировками на местах. Школам, ставшим центрами повышения квалификации, теперь придется решать конкретные вопросы региональной образовательной политики.
Пожелаем им успеха на этом новом ответственном поприще.

Рейтинг@Mail.ru