Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2001

Архив

ВЗГЛЯД

«Эврика» – проект гражданского общества

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

Может ли образование развиваться?
А зачем ему развиваться? В культуре на протяжении многих веков сформировались классические произведения, открытия, знания и многое другое, что, собственно, и составляет смысл понятия «образование». Все это уже есть, и задача, казалось бы, не в том, чтобы развивать само образование, а в том, чтобы как можно более полно передать молодому поколению то, что родилось раньше. Родилось и прошло строгий отбор – временем.

 

Поэтому сама по себе задача развития образования не так очевидна, как кажется многим.
Более того, как только мы начинаем обсуждать, а тем более делать в образовании что-то развивающее, так вольно, а чаще всего невольно разрушаем то, что стабилизирует общество.
Зачем вообще нам нужны образование, школа, почему мы так держимся за то, чтобы сохранить так называемое общее образование?
С нашей точки зрения, общее образование – это самое главное, самое ценное достижение человечества за последние несколько веков. Конечно, во многом здесь заслуга великого Я.А.Коменского, но дело вовсе не в его гениальной системе обучения всех всему. Это всего лишь технология, и ее можно, особенно сегодня, в век «приватизации» образования, его индивидуализации, критиковать, но дело не в технологии. Дело в самом принципе: оказывается, возможно устроить отношения между людьми так, чтобы люди понимали друг друга, не убивали друг друга и жили в мире и по возможности счастливо. Гипотеза заключается в том, что образование может дать разным людям общие знаки, через которые разные люди смогут понимать друг друга. И в той степени, в какой многие (а в пределе – все) люди понимают мир через общую систему знаков, – в той степени люди могут жить в мире. Как только система взаимопонимания разрушается – люди начинают убивать друг друга, и тут уж не до счастья.
Общая система знаков может появиться авторитарно – и это диктатура. Царь или король, хан или фюрер, генеральный секретарь или президент могут попросту приказать своим подданным понимать происходящее так, а не иначе. Такой «Краткий курс взаимопонимания».
Общие знаки могут возникать чудесным образом – религия дает многим людям общую картину мира.
Но оказывается – и вот здесь свершается Великая образовательная эволюция – общая система знаков может образоваться. Школа может выстроить систему коллективной безопасности через общую систему знаков у большого числа разных людей.
При этом советская школа считала, что общая система знаков формируется простым способом – для этого самих учеников надо сделать одинаковыми, учить их надо всех одинаково и по одним и тем же учебникам, программам и предметам. И желательно, чтобы и учителя твердили одно и то же и была единая система требований. Во всем и ко всем.
И действительно – такая система образования оказалась чрезвычайно эффективной, потому что создавалась абсолютная иллюзия общей, а на самом деле единой системы знаков.
И сейчас многие считают, что, введи они государственный стандарт образования, и качество образования резко повысится.
Нет, конечно. По одной непростой причине.
Гипотеза формирования общей системы знаков, системы коллективной безопасности и взаимопонимания через попытку сделать всех людей одинаковыми себя не оправдала.
Сама система общих знаков – это и есть, с моей точки зрения, общее образование – по-прежнему, крайне необходима. Без этого общего – погибнем.
Но при этом задача усложнилась: а возможно ли создать систему общего, сохранив, приумножив и развив все особенное в человеке, все индивидуальное, присущее только ему одному, и никому другому?
Это и пытается сделать «Эврика».
Для этого и конкурс «Авторская школа». Для этого и сеть федеральных экспериментальных площадок. Обнадеживает то обстоятельство, что в последние месяцы эта работа идет в тесном партнерстве с Министерством образования, что на это выделяются большие деньги из Федеральной программы развития образования, что Российский общественный совет развития образования уделяет этой работе серьезное внимание.
Это означает (постучим по дереву, чтоб не сглазить), что в образовании возможно общими усилиями построить развивающуюся модель гражданского общества.
Значит, развитие образования возможно?
Мы считаем, что «да». Таков наш взгляд.
А ваш?

Рейтинг@Mail.ru