Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №36/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ТРИ АЗБУКИ ДЛЯ БУРАТИНО

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

Усиление государственного влияния в образовании становится все более анекдотическим.

 

 

На прошлой неделе самой популярной шуткой среди журналистов, пишущих о школе, была фраза: "Правительство на своем заседании 4 октября примет решение о том, что больше трех учебников по литературе выпускать не рекомендуется". При этом многие серьезные журналисты и редакторы убеждали своих коллег, что это никакая не шутка, что на самом деле в крупнейшие издательства поступил запрос на аналитическую справку: достаточно трех учебников по литературе для каждой параллели средней школы или необходимо больше?
На 4 октября действительно в повестку дня заседания правительства вынесен вопрос об образовании.
При том, что учителя и директора школ обсуждают вероятность повышения заработной платы, а родители 2000 российских школ, объявленных "участниками широкомасштабного эксперимента", никак не могут понять, в чем же состоит широкомасштабный эксперимент… Почему их дети начали учиться 1 сентября по одним учебникам, а в течение учебного года перейдут на другие, "экспериментальные", и закончится ли это появлением в конце концов 12-го класса или нет?..
Что же утвердит в своем постановлении правительство?
Скорее всего – схему вхождения администраций субъектов Федерации в состав учредителей школ. Для того чтобы при формировании заявок на федеральные трансферты регионы заложили заработную плату учителям уже как свои траты.
Но ведь повышение заработной платы обещано уже с января?
Вполне возможно, что денег на повышенную зарплату у регионов не найдется, а выплачивать "не повышенную" они не станут. Вместо радости от увеличения благополучия учителей выйдут полный конфуз и скандал. В полном соответствии со ставшей уже фундаментальной закономерностью, открытой классиком российской государственности В. Черномырдиным: "Хотели как лучше …"
Многие эксперты утверждают, что это лишний маневр. Все рано придется рано или поздно переводить выплату зарплаты учителям на федеральный уровень.
Принципиально перевод на региональный уровень ничего не меняет.
Никуда не денется централизованная бухгалтерия – родимое пятно социализма в экономике образования.
Даже соучредительство не заставит губернатора приоритетно выплачивать заработную плату вовремя – ответственность за урожай, мосты и завалившиеся набок предприятия с него никто не снимет. Поэтому деньги, которые придут из Москвы в виде трансфертов, делить все равно придется по новой – не так, как намечалось во время составления заявки в Минфин.
А если платить зарплату из федерального бюджета, то возникает законодательная гарантия того, что зарплата будет. Потому что это отдельная строчка в федеральном бюджете, этот бюджет принимается законом и депутаты будут голосовать за учительскую зарплату.
Кроме того, это заставит изменить схему прохождения финансового потока, каждый учитель станет получателем денег из бюджета.
А без этого – пройдет еще три-пять лет, пока государство снова вернется к образованию и с удивлением увидит, что мало что изменилось.
Будет ли правительство серьезно анализировать проблему: с какого бюджетного уровня платить зарплату учителю?
Это во многом зависит от позиции самого Министерства образования.
Если ведомство не побоится обострить ситуацию, не побоится предложить утяжеление федерального бюджета (а это обычно страшно злит членов правительства и его руководство), не побоится возложить на федеральное правительство ответственность за учительскую зарплату, а на себя – техническое обеспечение этой выплаты…
Другая проблема с деньгами для учителей – Единая тарифная ставка. Идея введения социальных стандартов продвигается очень медленно. А повышать зарплату учителям, пользуясь механизмом ЕТС – без повышения ставок другим бюджетникам, сложно.
Обидятся врачи и работники учреждений культуры.
Так или иначе, а вопрос с учительской зарплатой сегодня – ключевой. Потому что под флагом ее повышения могут увеличиваться вливания в систему образования, а до учителей эти деньги не дойдут, кроме того, есть правовые ограничения, без снятия которых увеличение в более или менее ощутимых размерах просто невозможно.
Будут ли эти вопросы обсуждаться на правительстве 4 октября? – спрашиваем мы себя еще раз.
И снова отвечаем: если государство намерено всерьез усилить свое влияние в образовании – то "да".
Если правительство проведет свое заседание в форме фиктивно-демонстративного мероприятия – "нет".
… Многие в шутку полагают, что если до заседания на столах министров, членов правительства разложат учебники по литературе и Михаил Касьянов начнет зачитывать отрывки из не полюбившихся ему (или кому-то – выше?) стихов или романов – значит, до учительской зарплаты дело не дойдет.
А решением правительства станет определение количества азбук.
Нет, не зря все-таки Буратино так не хотел идти в школу и даже продал свою азбуку и приобрел на эти деньги билет в кукольный театр.
Ни в одной азбуке не найдешь столько сказочных историй, сколько их есть в театре.
И ведь никому в голову не придет ограничивать число пьес.
Разве что Карабасу Барабасу …

Рейтинг@Mail.ru