Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №33/2001

Архив

ПАРАЛЛЕЛИ

СКОЛЬКО СТОИТ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА?

Игорь РЕМОРЕНКО

Игорь РЕМОРЕНКОИдея реструктуризации сельской школы возникла из представлений о низкой "рентабельности" сельского образования. Раз экономически менее целесообразно, значит, и невыгодно. Ничего не поделаешь. Однако сказать однозначно о дороговизне сельской школы и определить соответствующую сумму, показывающую разницу в стоимости сельской и городской школ, не так-то просто.

Точно назвать цифры – а на сколько, собственно, сельская школа дороже – вряд ли удастся. Слишком разные и регионы, и территории. В одних стоимость годового обучения одного ученика на селе в два раза выше, чем в городе, где-то в три, а где-то даже и ниже. Определить же составляющие, статьи расходов, исходя из которых становится заметной большая (или меньшая) стоимость сельской школы, можно. Рано или поздно, но образовательные нормативы финансирования будут приобретать очертания реальности. С необходимостью их введения согласны практически все. Обсуждаются разные подходы: исходить ли из имеющегося финансирования или опираться на покрытие необходимых нужд? Пока не ясно, какая точка зрения будет более состоятельна. Однако начинать считать нормативы нужно уже сейчас.
Итак, какие статьи расходов принципиально важны для определения стоимости сельской школы?

Зарплата и услуги

Начнем с самого простого – с заработной платы. Особых доплат по сравнению с городом здесь нет, за исключением доплат за работу в сельской местности. Кроме того, если сельская территория северная или имеет другие особые природные условия, здесь предусматривается процентная надбавка к ставке оклада. 30-50% – надбавка к обычному окладу, установленному по нормативам Единой тарифной сетки. Еще важно то, что классы порой не полностью укомплектованы. Получается, что на меньшее количество учеников приходится то же количество учителей и технического персонала, что и в городе. Везде по-разному, но такая тенденция прослеживается.
Большая часть расходов связана с покрытием коммунальных услуг. Если для всех городских школ тарифы одинаковы, то для сельских они разнятся в зависимости от того, какие нормы установит муниципальная администрация. Так, в городских школах при наличии теплых туалетов и отсутствии счетчиков потребления воды расчеты производятся из соображений, что каждый ученик ежедневно принимает ванну. Деньги получаются немалые. Однако если по водоснабжению расходы в деревне небольшие, то по теплу, как правило, значительно выше, чем в городе. Одна из причин связана с нерационально организованной теплосетью в селах: одна большая труба, идущая от котельной и обслуживающая сельские здания, должна держать достаточно высокую температуру на выходе, чтобы обеспечить теплом все обслуживаемые учреждения и дома. Там, где эта труба соединяется с подключенными к ней учреждениями (иногда это бывает школа), – там тепло, даже форточки в морозные дни открывают. Стоимость теплоэнергии увеличивается. Другая причина высоких затрат на теплоэнергию в том, что цены на природные ресурсы в России постепенно выравниваются с мировыми. Это значит, что если раньше топили печи дровами и стоимость такого отопления была невелика, то сейчас это весьма затратно. В некоторых территориях даже задумываются о переходе на отопление с помощью электрооборудования, бойлерных котельных. В любом случае начинают понимать, что отопление без возможности его контролировать с помощью тепло– и водосчетчиков становится убыточным. Директора школ при этом будут тогда заинтересованы в экономии, когда сэкономленные средства станет возможно реинвестировать в учебный процесс.
Что касается стоимости электроэнергии, то здесь нет существенных отличий от городских школ.

Материальная база

В области материально-технического обеспечения сельских школ мы также обнаруживаем существенную разницу с городскими школами. Конечно, глобусы и доски там такие же. Но что касается компьютеров, то здесь разница велика. Если учесть, что сейчас использовать компьютеры без подключения к сети Интернет не имеет никакого смысла, то на селе это подключение должно быть особым. Здесь дешевле использовать средства спутниковой связи, чем телефонные линии. Успех в информатизации школ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона тем и определяется, что там, отказавшись прокладывать провода для телефонных линий в силу их дороговизны, сумели обеспечить достаточно дешевую беспроводную радио– и сотовую связь.
Если говорить о непосредственном учебном процессе, то здесь тоже есть разница в стоимости городских и сельских школ. В частности, производственное обучение на селе можно организовать значительно дешевле. Немаловажной остается стоимость содержания школьных столовых и организации детского питания. С одной стороны, в сельских школах продукты дешевле, выращены подчас в том же селе, иногда на пришкольном приусадебном участке. Да и столовую в школе содержать нужно – хоть немного, но несколько дополнительных рабочих мест для сельчан появляется. Но голодных детей на селе совсем не так мало. Масса ребят нуждается в дополнительном питании. Это требует значительных расходов на содержание сельской школьной столовой.
Денег стоит и курсовая подготовка учителей. Для повышения квалификации сельских учителей на базе регионального ИПК затрачиваются средства на проезд и проживание в городе. Однако все более частой становится практика создания ресурсных центров на селе, особенно в Красноярском крае и Карелии, именно на их базе можно было бы вести курсы повышения квалификации без выезда в город. Это должно значительно сократить разницу в стоимости переподготовки и повышения квалификации по сравнению с городской практикой.

Затратный ремонт

Есть особенности в расчете стоимости сельской школы, связанные с капитальным ремонтом.
Сельские школы больше нуждаются в ремонте, чем городские. И это связано с рядом причин. Проблема здесь не только в том, что материалы при их строительстве использовались менее качественные, но и в том, что содержание этих школ также не было технически правильным. Например, в сельских котельных не осуществляется необходимая подготовка воды для нагрева. Слишком хлопотно для сельской котельной заниматься специальной подготовкой, связанной с очищением воды от солей, мусора и пр. Это приводит к засорам в трубах и радиаторах, в результате чего они быстро изнашиваются и не восстанавливаются.
При ремонте каждая школа вынуждена нести существенные материальные издержки на транспорт, ведь на селе порой отсутствует все необходимое. Привести из города трубы, сантехнику, шифер и многое другое – все это стоит денег. И если даже удается найти машину, водителя – помогло местное базовое предприятие села, – то все равно потом будет выставлен счет и его придется оплачивать. Вместе с этим ряд материалов придется изготавливать и отыскивать на месте, что в летнюю пору не так-то просто.
Мы еще ничего не сказали о расходах на библиотечный фонд и медицинское обслуживание. Эти затраты отличаются от городских лишь необходимостью организации вывоза из города учебников и медикаментов. Ведь даже те средства, которые поступают в муниципальные органы управления образованием на учебники, расходуются централизованно. Учебники закупаются в тех централизованно установленных учреждениях, которые определяет региональный орган управления образованием.
Для расчета стоимости сельской школы важна также и практика подвоза детей. Она может быть весьма специфичной. Важно учитывать: с помощью каких автотранспортных средств осуществляется подвоз? Каков расход топлива? Какие средства требуются на ремонт, техническое обслуживание и хранение автотранспортной техники? И многое другое.

Перспективное финансирование

При описании направлений определения стоимости сельской школы мы почти не касались возможностей ее финансирования как открытыми, так и скрытыми спонсорами. Иногда, например, школы, находящиеся в ведении железной дороги, значительно легче выживают за счет того, что часть расходов вполне официально берет на себя какой-либо орган управления железной дорогой. Правда, таких школ становится все меньше. Иногда у образовательного учреждения находятся весьма состоятельные попечители. По нашему опыту, это прежде всего бывшие выпускники, живущие в городе, но не утратившие заинтересованности в развитии родной школы. Часто находятся единовременные, но достойные спонсоры, которые и транспортом помогут, и денег дадут. Традиции шефства хоть и ушли в небытие, но случается – некоторые предприятия об этом вспоминают.
Спонсорство тем не менее на селе проявляется значительно реже, чем в городе: поскольку каждый человек в поселке "на виду" – высовываться как-то не принято. Спонсора могут посчитать выскочкой. Вот и получается, что, несмотря на наличие состоятельных людей, потенциально готовых вкладывать в сельское образование, деньги в школу не идут. Нет необходимых легитимных механизмов их привлечения. Практика попечительских советов – в начале становления. А системы необходимой консультационной, менеджерской и иной поддержки для них не создано.
Создать универсальную методику определения стоимости сельской школы крайне сложно, хотя исследования в этой области проводить нужно. Следует создавать гибкий механизм финансирования сельской школы, который будет учитывать возможности родителей, активность и шефские склонности базового предприятия села, перспективные планы развития той или иной территории.
Существенной в деле определения стоимости сельской школы должна стать практика согласования бюджета каждого образовательного учреждения. Это означает, что школа, родители и учредители определенным образом согласовывают механизм финансирования школы, ее бюджет на каждый учебный год. Все это оформляется как образовательный договор. Именно он позволит легитимизировать спонсорство и заранее предвидеть необходимые расходы в процессе всего учебного года.
При этом имеется в виду бюджет образовательной программы, на основе которой рассчитывается стоимость содержания школы.
Задача организации исследований по отработке таких методик – задача, решение которой имеет федеральное значение.

Рейтинг@Mail.ru