Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2001

Архив

ВЗГЛЯД

МЕРТВАЯ ВОДА

Часть вторая

Александр АДАМСКИЙ

Тогда казалось, что, если овладеть местом принятия властных решений, ситуация изменится. Что важно повлиять на власть или, еще лучше, стать властью.

Возвращение тоталитаризма

Правда, при этом все понимали, что стилистика властного решения и характер его исполнения противоречат логике коллективной мыследеятельности.
Но главное, на наш взгляд, в другом.
Дракон тоталитаризма, даже не дракон, это слишком сильно сказано, просто привычка опираться на решения "сверху", отсутствие навыка самоопределения и ответственности за свое личное действие, – все это вместе взятое сформировало в нас одно удивительное убеждение.
Заключается оно в том, что нам кажется: если уж решение принято, то это безусловно означает автоматическое появление у тех, других, не причастных к принятию решения людей, немедленной и острой потребности исполнить кем-то принятое "правильное" решение.
– Ну как же, люди, смотрите – это ведь правильно! Именно так и надо действовать! Ну что же вы не понимаете? Так разумнее и рациональнее, так дешевле и выгоднее, так во всем мире принято, в конце концов! Делайте, как я говорю, – я знаю, как надо!
Дальше все по известному закону: люди меньше всего верят тому, кто знает, как надо.
– А в чем, собственно говоря, дело? Из-за чего вдруг?..
Да потому что в последнее время снова наступила лихорадка концепций и программ.
Солидные по объему и по формулировкам материалы появляются как грибы после дождя.
Вот рекомендации по широкомасштабному эксперименту, вот новая стратегия модернизации, вот документ по концепции образовательной политики. Все ждут, чем же закончится работа группы в Госсовете под руководством С. Катанандова, – очередным общим программным документом, в котором вместо серьезных противоречий в который раз будут описаны "правильные" решения?
Даже думский комитет по образованию и науке замер в ожидании – перенес слушания по экономике образования на сентябрь-октябрь, как будто за два-три месяца ведомство успеет разработать то, что не успело за эти годы.
Все ждут единственно верного решения, чтобы потом дружно убеждать себя: "Ну конечно, ведь так и надо, какое мудрое, справедливое и, главное, своевременное решение!"
А под ковром в это время, оставшееся до высочайшего соизволения, идет жестокая, кровопролитная борьба – за каждую запятую, за нужную формулировку, за выгодно расставленные акценты.
И, конечно, руководящие люди на местах теряются в догадках и пытаются восстановить ситуацию, консультируясь друг с другом.
– Вы знаете, что у нас теперь не реформа, а модернизация?
– У вас устаревшие сведения! Теперь у нас не модернизация, а эксперимент!
– Откуда информация?
– Из надежного источника в аппарате администрации президента.
– Так, понятно. Срочно меняем тактику. А что с 12-леткой?
– Вопрос решается.
– Единый экзамен?
– Надо убедить людей, что эксперимент прошел успешно.
– Трудная задача.
– А кто сказал, что будет легко? Не в сказке живем.
– Да это-то понятно. Широкомасштабный эксперимент поддерживаем?
– А куда деваться.
– А ГИФО?
– Темное дело. Еще раз в Китай съездят, потом решат окончательно.
– А правда, что группа в Госсовете ведет самостоятельную линию?
– Неверные данные, там все под контролем. Конец связи.
– Все понял. Конец связи.
В нашу образовательную политику снова вернулась занимательная игра – "угадайка". От того, насколько правильно угадает местный руководитель, куда ветер дует, зависит и судьба региона.

Бег на месте общепримиряющий

Когда я возвращаюсь из командировки в Москву и снова накатывают эти волны мелких игр и как бы образовательной политики, становится и грустно и стыдно.
Все это настолько далеко от той жизни, которой живут, например, сельские учителя в бурятских селах, откуда я только что приехал. Или от того, что делает славный педагогический город Усть-Илимск, или педагоги самых далеких территорий Красноярского края, с которыми мы общались весной.
Все они, а также, я уверен, многие, многие другие учителя и директора действительно верят, что их инициатива, их поиск, их личные действия важны и, главное, являются сегодня определяющими в образовательной политике России. И мне кажется – так и есть.
Какую бы бумагу ни приняло министерство по широкомасштабному эксперименту, что бы ни решил Госсовет, и даже что бы ни сказал президент в День знаний – люди делают и будут делать то, что они могут и хотят. Или не будут делать ничего.
Теперь это уже так.
Можно тратить огромные деньги на разработку и принятие "правильных" решений, при этом скептически относиться к тому, что делают реальные люди в реальных школах. Но реальные изменения будут происходить только вследствие именно этих, пусть несовершенных и с высокой научной и административной точки зрения, проб и инициатив.
Главным условием реформы системы образования, с нашей точки зрения, является тонкий механизм эффективной поддержки инициатив и управление этими инициативами, управление проектами, управления инновационной деятельностью.
При этом понятно, что и само управление должно становиться инновационным проектом, а не продолжать быть бюрократической конторой.
Потому что даже самая яркая инновационная идея, попав в жесткие бюрократические рамки, превращается в свою противоположность. Такова природа бюрократии – чтобы придать функциональность какой-либо идее, бюрократия должна вначале умертвить эту идею, а затем разработать алгоритм ее реализации.
Именно поэтому все жизненно важные проекты общенационального масштаба разрабатывались в особых условиях защиты от бюрократии. Последний пример – работа Центра стратегических разработок Германа Грефа. Как только сделанные там разработки очутились в жестких рамках ведомственной бюрократии, то, как говорят в народе, "предикат отделился от предмета и превратился в свою противоположность". Точно по Канту.
Как в сказке: есть вода живая, а есть мертвая. Ведомственная вода – мертвая. И не потому, что люди там плохие, люди всюду хорошие. Просто потому, что природа ведомства другая, чем природа месторождения жизни.
...Еще 15 лет назад победа в битве за правильное, современное властное постановление или указ являлась прорывом в будущее.
Теперь же такая волокита лишь отнимает силы и отвлекает общественное внимание.
Зато первых нет и отстающих нет.
Бег на месте общепримиряющий.
А что еще нужно?

Рейтинг@Mail.ru