Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №28/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
КАК СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

У Гегеля, в "Философии права", есть простое и ясное, с моей точки зрения, определение гражданского общества.
Вот оно.
"Гражданское общество содержит в себе три следующих момента:
А) опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;
В) действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;
С) забота о предотвращении оставшейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций".
Пусть уважаемого читателя не смущает кажущаяся сложность этого определения.
На философском языке это действительно выглядит как сложная конструкция: гражданское общество как система институтов, опосредующих систему потребностей свободного человека.
Для нас, учителей, это означает довольно простую вещь: если мы хотим строить школу как модель гражданского общества, то это означает, что мы должны строить институт становления, образования, развития разнообразных потребностей и пытаться создать условия для их реализации (опосредования).
Собственно человеческие потребности, их становление, развитие и реализация – это и есть содержание образования в школе гражданского общества.
Поэтому вовлечение ребенка и его родителей в особую область отношений со школой – область права, – это и есть современное содержание образования. Не просто исполнение правил, не просто соблюдение законов или инструкций, а наиболее эффективная современная система образования и развития потребностей личности в соотнесении с потребностями других людей.
Еще недавно мы говорили об укладе школьной жизни как о чем-то сверхинновационном и обязательном условии обновления школьной жизни. Мы говорили о том, что у каждой школы может быть свой особый уклад и что это тоже часть содержания образования, та часть, которая создается, проектируется и воплощается в жизнь учителями и учениками в совместной деятельности.
Теперь, судя по всему, наступил второй этап – уклад стал почти традиционным понятием жизни любой школы. Прошло немало времени с начала Большой школьной перестройки середины 80-х годов, и многое из того, что тогда звучало как откровение, стало обычным и даже привычным.
Но возникла новая проектная задача – сделать школу пространством образовательного права. Уклад – это общие устои и традиции, общие для всех правила и ценности. Но при этом, снова вернемся к Гегелю, возникает проблема внимания "к особенному интересу как к общему". Вот где педагогическая основа образовательного права! И место педагогической проблематики.
Особый интерес отдельного ребенка – внимание к нему и соблюдение права ребенка на проявление и реализацию этого особенного, личного, приватного, индивидуального интереса, создание целой системы выявления, оформления и удовлетворения этого одного частного интереса.
И это задача особой педагогики – педагогики образовательного права.
В этом номере газеты "Управление школой", который вы сейчас держите в руках, вы найдете, уважаемый читатель, описание многих случаев судебных разбирательств и коллизий, связанных с законодательством, выяснением кто прав, а кто виноват через суд.
Мы надеемся, что это будет полезным не только с точки зрения расширения вашего кругозора. Но и в практическом плане.
Но есть еще одна, на наш взгляд, важнейшая проблема школы в области права. Это проблема общественного образовательного договора. Речь идет как раз о том, чтобы в каждой школе индивидуальное образование ребенка являлось не столько экзотическим проявлением инноваций, сколько стало нормальным правовым условием образовательной деятельности.
Общественный образовательный договор – это норма отношений между родителями и школой, а затем и между школой и учеником, в котором фиксируются право и механизм проявления особых детских потребностей, и образовательная программа, которая эти потребности развивает.
Мы много раз спрашивали себя: как воспитать стремление к свободе? Как воспитать свободного человека? Как в школе создать условия свободы?
Сегодня нам кажется, что одним из путей к свободе может быть проект образовательного права в школе как особой образовательной программы. Представьте себе учебный год как постоянное уточнение и анализ образовательного договора граждан и школы. Не торг между продавцом и покупателем, не конфликтная комиссия или арбитражный суд между производителем и потребителем, а построение отношений между двумя субъектами права – школой как институтом (аналог государства) и учителями и учениками (гражданами).
Собственно моделирование гражданского общества в школе – это и есть постоянный анализ и уточнение контракта между гражданами и государством, между школой и учениками и учителями.
... И закончить я хочу тоже цитатой из гегелевской "Философии права".
"Раб не может иметь обязанностей, их имеет только свободный человек. Если бы у одной стороны были все права, а у другой – все обязанности, то целое распалось бы, так как только тождество есть та основа, которую здесь следует иметь в виду".
Как видим, право, образовательное право в частности, начинается со свободы. Все начинается со свободы, с права на самоопределение, все строится на возможности выбора.
Школа – это место, где реализуется человеческая потребность в свободе. Реализуется в праве.
И я знаю школы, где об образовательном праве не только рассказывают на уроках, но и строят его в укладе школьной жизни. Таких школ еще не много, но они есть.
Присоединяйтесь!

Рейтинг@Mail.ru