Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2001

Архив

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

12-Й КЛАСС ПОЯВИТСЯ В 2005 ГОДУ

Александр КИСЕЛЕВ, первый заместитель министра образования

Эксперимент по структуре и содержанию общего образования будет осуществляться поэтапно, начиная с 1 сентября нынешнего года по 2006 год, и не исключено, что сроки его будут продлены. В 2001 году в эксперимент вступят 1–4-е классы (начальная ступень обучения) и 10-й класс, в следующем – 5, 7 и 11-й классы. Каждый год в сферу экспериментальной деятельности будут втягиваться все новые классы основной школы (в 2003-м – 6-й, 8-й, в 2004-м – 9-й класс, наконец, на завершающей стадии будет произведена перенумерация классов III ступени: 10-й класс будет 11-м, 11-й – 12-м.
Финансирование будет осуществляться на средства Федеральной программы развития образования из расчета 150 млн. рублей ежегодно (в общей сложности потребуется 750 млн. рублей с 2001-го по 2006 год включительно).

Александр Киселев: наша задача заключается в том,
чтобы не принимать непродуманных, неапробированных,
не поддержанных практиками решений

Сделать образование индивидуальным

– В чем вы видите обновление содержания образования в ходе модернизации школы?

– Вопросы структуры и содержания образования активно дискутируются последние 10—15 лет. Высказываются самые разные точки зрения. Но все ученые и практики единодушны в том, что реформы в этой сфере необходимы. В последний год основное внимание педагогической общественности было посвящено обсуждению сроков обучения, но эта проблема второстепенная. Я бы выделил три важнейшие задачи предстоящего широкомасштабного эксперимента по структуре и содержанию общего образования.
Первая по значимости состоит в том, чтобы сделать образование индивидуально ориентированным. Это значит, что и сроки обучения должны варьироваться в зависимости от возможностей и способностей детей. Кому-то для получения качественного образования необходимо 12 лет. Для тех же, кто нуждается в компенсирующем обучении, и этот период окажется недостаточным. Одаренные дети, как показывает опыт, могут освоить общеобразовательные программы в более сжатые сроки.
Предметно-центристский подход во многом изжил себя. Освоение программы – не цель, а средство развития детей.
В этой связи развивающее обучение имеет большие перспективы, поскольку оно позволит решить вторую чрезвычайно важную проблему: разбудить у детей стремление к самосовершенствованию. Не так важны знания сами по себе, сколько внутренние мотивы обучения, дающие радость познания и восприятия нового, радость развития.
Третья проблема связана с разгрузкой содержания учебных курсов. Многие учителя сегодня сравнивают процесс обучения в школе с конвейером, который движется с неприемлемой для большинства учащихся скоростью. На каждом уроке учителям приходится давать новые понятия, задачи, и у детей нет времени на осмысление сложных тем, на творческую деятельность. Отсюда – и репродуктивные формы обучения.
К тому же наши школьные курсы сегодня копируют университетские, как будто мы задались целью готовить одновременно профессиональных физиков и историков, литературоведов и математиков. Необходимо “расчистить” школьные курсы от некоторых второстепенных тем, не снижая уровня фундаментальной подготовки. Следует разгрузить начальную и основную школу, придав последней именно общеобразовательный характер, а всю предпрофессиональную подготовку сосредоточить в старшей профильной школе.

– Однако профильную школу инновацией можно назвать с большой натяжкой: такой опыт существует не менее 10–15 лет. Насколько интересны уже накопленные в этой сфере традиции и как они будут развиваться в дальнейшем?

– Пока профильное обучение, доказавшее свою эффективность, является достоянием элитного образования. У нас есть классы с углубленным изучением отдельных предметов в лицеях, гимназиях, УВК, но они составляют не более 12–14% от общего числа. Поэтому одна из задач предстоящего эксперимента – сделать опыт элитных учебных заведений достоянием массовой школы в больших и малых городах России, что, несомненно, поднимет качество российского образования. Приказом этого не введешь. Нужны апробация, изучение возможностей, поиск моделей, на что и нацелен эксперимент.

На все инновации мы идем осторожно

– На коллегии в январе нынешнего года, посвященной предстоящему эксперименту по структуре и содержанию общего образования, некоторые специалисты называли действия Минобразования авантюрными и революционными, а решения по организации тех или иных мероприятий – скороспелыми.
– Ничего, кроме удивления и досады, такие доводы не вызывают. Вопросы обновления содержания образования наша школа решала на протяжении всего своего существования, но еще никогда этому не предшествовала столь масштабная научно-методическая подготовка. Подчеркну, что на все инновации в школе мы идем крайне осторожно. Наша задача заключается в том, чтобы не принимать непродуманных, неапробированных, не поддержанных практиками решений. Мы за эволюцию, а не революцию, помня о том, что революционные потрясения лишь усугубляют кризис, но отнюдь не выводят из него. В период революций – и это хорошо известно из истории – общество буквально находится на грани жизни и смерти.
Точкой отсчета эксперимента стало Всероссийское совещание работников образования в январе 2000 года в Кремле, участники которого приняли концепцию содержания и структуры общего образования. На следующем этапе мы стали формировать концепции образовательных областей с привлечением широкого круга специалистов. В состав рабочих групп входили методисты-предметники, педагоги, психологи, ученые из РАН – специалисты из смежных областей знаний. Например, с филологами сотрудничали историки, с физиками – химики и т.д. Делалось это для достижения более обобщенного, более цельного взгляда на образовательные области, чтобы они согласовывались в главном и существенном друг с другом. К тому же требовалось и требуется если совсем не устранить, то хотя бы максимально смягчить так называемое предметное лобби.
Одновременно был объявлен конкурс на подготовку экспериментального базисного учебного плана (БУПа) для 12-летней школы, на который было подано 30 проектов. На основе пяти лучших был создан интегрированный экспериментальный БУП, который получил широкий общественный резонанс и множество критических замечаний. Авторы доработали этот вариант с учетом наиболее важных предложений, и этот БУП будет представлен на выбор школам вместе с двумя другими документами, которые написаны соответственно учеными РАО и специалистами экспертно-аналитического центра Минобразования.
В процессе эксперимента мы хотим апробировать различные модели организации учебного процесса, что логично в условиях вариативного образования и экспериментальной деятельности.

Разные БУПы, но общие принципы

– Не боитесь ли вы, что работа по разным базисным учебным планам не будет способствовать укреплению единого образовательного пространства?

– Несмотря на различия, три БУПа основаны на некоторых общих принципах.
Так, в каждом из них федеральный компонент составляет не менее 75% от учебного времени, остальная доля приходится на национально-региональный компонент, не менее половины которого в свою очередь составляет школьный.
Во всех базисных учебных планах нашло отражение такое “ноу-хау”, как ученический компонент, регламентирующий определенное количество часов для занятий по выбору самого ученика.
На старшей профильной ступени предусмотрено обучение основам экономических знаний.
Особое внимание уделяется русскому языку, который рекомендуется изучать с 1-го по 11-й класс, при увеличении общего объема учебного времени на эту дисциплину.
Гоголь говорил, что язык любого народа – как дар Божий. Значит, и относиться к нему надо как к бесценному дару.
Язык хранит в себе опыт, историю, боль и славу, любовь многих поколений. Язык – это состояние души тех людей, которые на нем говорят. Это основа мышления и развития.
И основа самовыражения каждого из нас. Наша задача – не просто научить грамматике, лексике, риторике, а раскрыть для ребенка красоту и неповторимость звучания языка, его глубину, возможности, чтобы он почувствовал в нем духовную связь времен и поколений, разбудить в его душе любовь к чистому, ясному, образному слову.
Много споров было вокруг экологии. Мы согласны с учеными РАН, что проблемы экологии должны пронизывать учебный процесс в целом и естественно-научные курсы в частности. Экологию нельзя ограничить рамками наук, изучающих природные явления, поскольку она охватывает взаимоотношения человека и природы и взаимоотношения между людьми, аспекты нравственного воспитания. Это и политическая, и этическая, и эстетическая проблема. Проблема бережного отношения к тому, что ты получил в наследство от своих предков, и бережного отношения друг к другу, а не только к лесам и озерам. В нашей поседневной жизни мы так редко вспоминаем об экологии личности, с ее самобытностью и неповторимостью...
Но это лирическое отступление. Вернемся к земным заботам. Уже подготовлен первый вариант минимума содержания образования практически по всем предметам. Если его утвердят 19 апреля на ФКС, в мае будут созданы конкретные учебные планы, а также методические рекомендации по организации эксперимента в начальной, основной, старшей профильной школе.

Рабочий настрой

– Но одних документов и рекомендаций явно недостаточно для осуществления столь важных и новых задач, поставленных перед директорами школ, начальниками управлений образованием – непосредственными участниками эксперимента, в котором, как известно, будет задействовано 20% школ в 10 регионах и 10–12 школ – в остальных территориях.

– В мае в Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начнется подготовка методистов по организации эксперимента, которые по окончании курсов будут работать с директорами экспериментальных школ.
Кроме того, мы составили список учебно-методической литературы, необходимой для осуществления эксперимента, и надеемся решить эту задачу в ближайшие 3–4 года.
Для 1-х и 10-х классов экспериментальных школ в этом году будут закуплены учебники на сумму примерно 125 млн. рублей. Одновременно по линии НФПК на конкурсной основе ведется разработка новых учебников – на данном этапе для старших профильных классов. Затем нам предстоит решить задачу обновления учебников для основной ступени.

– Опыт показывает, что оптимистический настрой Минобразования далеко не всегда совпадает с настроением и мнением педагогов, чаще всего с недоверием относящихся к реформам...

– Я много езжу по регионам, где встречаюсь с учителями. Когда четко объясняешь, какие проблемы будут решаться в период осуществления эксперимента, люди выступают за решение этих проблем. Сами учителя говорят о том, что им необходимы условия для творческой работы с детьми, что пора кончать с перегрузками и “гонками по вертикали”.
А настрой у нас просто рабочий. Мы уверены, что пора перейти от бесконечных дискуссий к делу.
Подчеркну: министерство не принимало жестких административных мер по привлечению школ к участию в эксперименте. Школы включаются в эту работу добровольно и с большим энтузиазмом.

Не бойтесь аттестации!

– В каком направлении министерство намерено реформировать систему аттестации педагогических кадров и школ?

– Весной прошлого года было принято новое положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. На данном этапе специалисты Минобразования совместно с коллегами из ЦК профсоюзов науки и народного образования приступили к разработке вариативных форм аттестации педагогических кадров. Главная задача состоит в том, чтобы превратить аттестацию из бюрократической процедуры в реальный стимул для самосовершенствования и творческого роста педагога. Надо добиться того, чтобы люди стремились пройти аттестацию, а не шарахались от нее, чтобы она не превращалась в еще одно “испытание на прочность”, а, наоборот, поощряла тех, кто творчески относится к своему делу.

– Какова судьба сети ФЭП и ее авторской инновационной части?

– Подготовлено новое положение совместно с общественным Советом сети ФЭП под руководством А.И. Адамского, максимально учтены замечания общественной стороны. Позиция министерства в данном вопросе такова: не давить сверху, а объединить вокруг себя все творческие силы и найти согласованный, взвешенный подход в решении задач, стоящих перед школой. Главный и единственный приоритет, которым мы должны руководствоваться в решении этого и других вопросов, – это интересы детей.
Вторая задача связана с необходимостью поощрять инициативу педагогов в их поиске новых форм организации учебного процесса, уклада школьной жизни, привлечения общественности и развития детского самоуправления. Все эти и многие другие актуальные вопросы сегодня успешно решают авторские школы, поэтому министерство поддерживает их деятельность, которую можно рассматривать как один из двигателей реформы. Эксперименты, которые происходят по инициативе “снизу”, должны дополнять эксперименты, организованные министерством. И две эти составляющие мы должны привести в единое русло. У нас будет как своеобразный государственный заказ на апробацию нового содержания школьного образования, так и финансовая поддержка на конкурсной основе новаций, выдвигаемых педагогическими коллективами.
Недавно был подписан приказ министра, утверждающий статус школ, защитивших свои авторские проекты в прошлом году. Финансирование этого направления в рамках Федеральной программы развития образования было открыто только в начале второго квартала 2001 года, и до этого времени министр не мог подписать необходимые документы.
Кстати, тем, кто работает с В.М. Филипповым, хорошо известен не только его напряженный ритм работы, но также искреннее стремление поддержать инициативы, свежие идеи, неординарные подходы.

Школа спасет село

– Каковы перспективы развития сельской школы?

– Первая задача, которую видит правительство в развитии образования на селе, состоит в соблюдении принципа социальной справедливости, который позволил бы детям реализовать их конституционное право на качественное образование вне зависимости от того, в какой местности на территории России они проживают.
Мы готовим постановление правительства об утверждении концепции реструктуризации сельских школ. Составляя этот документ, мы исходим из того, что очень многое для укрепления и развития села, для повышения его привлекательности можно сделать благодаря образованию. Наше кредо: будет жива сельская школа – будет живо и село, будет живо село – будет жива и Россия. Мы убеждены, что начальная школа должна быть в каждом селе в том или ином виде , а лучше всего, если она будет представлена комплексом – ДОУ+начальная школа, ДОУ+ начальная школа+ 5–6-е классы.
Детям на селе не хватает культурной информационной развивающей Среды. В связи с этим по инициативе Президента РФ составляется программа под условным названием “Открытое образование”, целью которой на первом этапе является информатизация сельской школы. На реализацию этой задачи 1 млрд. рублей запланирован Федеральной программой развития образования, еще столько же средств должно поступить из региональных бюджетов. Сейчас объявлен тендер с целью отбора тех организаций, которые будут поставлять компьютерную технику и осуществлять ее обслуживание. Второй этап связан с подготовкой кадров: 31 тысяча сельских учителей в ближайшее время пройдут курсы компьютерной грамотности. Планируется разработать электронные учебно-методические материалы для того, чтобы техника работала уже на уроках.
Кроме этого, издается сборник “Библиотека сельской школы” – уже увидели свет 9 из 58 запланированных выпусков.
На средства ФПРО (50 млн. рублей) мы закупаем методические пособия для учителей сельских школ.

– Учитывает ли концепция специфику сельской жизни?

– Мы исходим из того, что образование на селе должно быть качественным и ничем не отличаться от городского, но оно должно учитывать те реальные условия, в которых живут дети, и их будущую профессиональную подготовку с ориентацией на сельский труд.
Несмотря на все трудности, связанные с состоянием материально-технической базы учебных заведений, кадровым обеспечением, сельская школа имеет много преимуществ перед городской. Прежде всего она обладает большим потенциалом для физического, эстетического развития детей: мы планируем в ближайшее время оснастить сельские школы инвентарем для занятий по физкультуре.
Как только концепция развития сельской школы пройдет министерскую экспертизу, мы с ней всех познакомим, опубликуем в прессе, разошлем по регионам и будем ждать конструктивных замечаний.

Фестиваль “Авторская школа “Эврика”,
III тур конкурса на статус ФЭП, октябрь 2000

Закрытие малочисленных школ — всего лишь слухи

— Многие сегодня связывают реформирование сельской школы исключительно с закрытием малокомплектных учебных заведений, поскольку они являются экономически затратными.

– Никто не говорит, что надо консервировать то, что отжило свой век, но проводить реорганизацию мы намерены таким образом, чтобы она способствовала развитию, а не вела в тупик. А тезисы о тотальном закрытии малочисленных школ никакой почвы, кроме слухов, домыслов и легенд, не имеют.
Мы предлагаем несколько вариантов реформирования и укрупнения сельской школы. Россия велика, в каждом регионе – свои культурные традиции, экономические условия. Единый трафарет ко всем неприменим. Поэтому мы должны создать разные модели развития образования на селе применительно к конкретным условиям каждого региона и отдельных его районов.
Как-то на пресс-конференции в Ставрополе мне довелось услышать термин “интернирование” сельской школы. И слово-то подобрали такое, от которого мороз по коже. Между тем у нас в стране действуют такие интернаты, которые составляют гордость нашей образовательной системы. Например, Интернат для одаренных детей Севера в Ханты-Мансийске. Среди так называемых “лесных школ” интернатного типа, предназначенных для оздоровления детей, могу особо отметить учебное заведение, расположенное в одном из живописных мест Курской области: оно предназначено для лечения и реабилитации детей с заболеваниями дыхательных путей. В Тамбовской области при Техническом университете есть интернат для одаренных сельских детей всего на 100 мест, в который принимают по конкурсу.
Если учреждения интернатного типа решают конкретные задачи и нацелены на работу с той или иной категорией детей, если там созданы комфортабельные условия для проживания и работает сильная команда специалистов, то эти интернаты себя оправдывают. И родители с удовольствием отдают туда своих детей.
Однако мы далеки от мысли, что интернаты – то звено, которое поможет “вытащить” сельское образование на более высокий уровень. Они должны существовать как необходимая, но не превалирующая форма образовательных учреждений. Главное – развивать массовую школу и помнить, что она славна не числом учеников, а их успехами. И все наше научно-педагогическое сообщество должно объединить усилия для того, чтобы выпускники сельской школы заняли достойное место в разноликом и, надеюсь, в просвещенном Отечестве.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru