Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2000

Архив

ПИСЬМО В НОМЕР

Министру образования РФ
В.М. ФИЛИППОВУ

Глубокоуважаемый
Владимир Михайлович!

Общепризнано, что приоритетным направлением развития отечественного образования является гуманизация (т.е. очеловечивание), обращение к личности, к творчеству, преодоление нравственной дезориентации, характерной для сегодняшних дней.
Именно в этом направлении давно уже развивается инновационное творчество ряда школьных коллективов и отдельных учителей. Можно было ожидать, что Базисный план 12-летки обеспечит оптимальные условия для движения школы в данном направлении. На деле он ему противодействует и во многих отношениях по сути является программой дегуманизации нашей школы.
Все гуманитарные дисциплины, кроме родного языка, исключены из федерального компонента, а художественное образование – даже из федерально-регионального. Это будет, во-первых, неизбежно воспринято как показатель второстепенности и необязательности предметов. Во-вторых, уже в ближайшем поколении учащихся это поведет к разрыву духовно-культурного единства России, которое нельзя удержать одними административными и экономическими мерами. Вариативность преподавания предметов гуманитарно-художественного плана как в концептуальном, так и в этнокультурном отношении необходима, но ее возможность надо предусмотреть внутри федерального компонента, а не создавать предметы «разного сорта». (При этом должен, конечно, сохраниться резерв региональных, школьных и ученических часов.)
БУП отводит на предметы области «Искусство» количество часов, просто постыдное на фоне мировой практики. Литература теряет часы. Уникальный предмет «Мировая художественная культура» вообще отсутствует в плане. Эти потери сегодня нельзя, как прежде, хотя бы частично восполнять за счет доступной разветвленной системы внешкольных учреждений.
Таким образом, из школы выдавливаются те предметы, которые в условиях светского образования могут уравновесить однобокий рационализм и прагматизм, способствовать духовному и эмоциональному нравственному развитию растущего человека.
Последствия легко представить. Выпускник, чуждый общечеловеческим ценностям, ущербный в эмоционально-нравственном отношении, тем социально опаснее, чем более компьютеризированным и конкурентоспособным сделает его дегуманизированная школа.
Может быть, план 12-летки, который в настоящее время не имеет ни общественной, ни научной, ни парламентской поддержки, пока не создает непосредственной угрозы образовательной практике. Но сам факт его публикации не может не произвести гнетущего впечатления на учительство. Кроме того, велика опасность, что те же установки будут реализовываться и в учебном плане 11-летки.
Наши позитивные предложения содержатся в концепции образовательной области «Искусство», которая после полной переработки министерского варианта стала, с нашей точки зрения, приемлемой, чтобы начать движение к реальной гуманизации образования (см. «Содержание образования в 12-летней школе». М., 2000).
Вызывает недоумение, что эта работа полностью проигнорирована авторами БУПа, как и то, что работа над планом велась независимо от содержания образования. Ведь учебный план создается для того, чтобы реализовать ту или иную педагогическую идею, а не для того, чтобы чинить ей формальные препятствия.
С учетом всего вышеизложенного мы предлагаем вернуться к рассмотрению положений, зафиксированных в «Содержании образования в 12-летней школе».

С глубоким уважением,
члены Российской академии образования:
Антонова И.А.
Алексеева В.В.
Бестужев-Лада И.В.
Буева Л.П.
Вознесенский А.А.
Гараджа В.И.
Жилинский Д.Д.
Собкин В.С.
Колобков С.М.
Михайлова М.И.
Максимович В.Ф.
Митрофанова О.Д.
Неменский Б.М.
Соломин Ю.М.
Фохт-Бабушкин Ю.У.
Рейтинг@Mail.ru