Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2000

Архив

Владимир ЛИВШИЦ,
секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ

БЕСПРАВИЕ ШКОЛЫ - СЛЕДСТВИЕ САМОУПРАВСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ

Проблеме, как школе стать юридическим лицом, уже около десяти лет. Именно такой срок прошел с того момента, как законодателями было принято решение о предоставлении учреждениям образования статуса юридического лица. За этот срок сменилось пять министров образования, каждый из которых так или иначе пытался решить эту проблему, было разработано несколько концепций, программ реформирования образования, вынесена на обсуждение федеральная программа развития образования, разработана национальная доктрина, приняты Закон «Об образовании» и поправки к нему. А самая главная проблема – статус и место школы в системе российского образования – остается до сих пор в основном на бумаге.
Важность правильного подхода к этому вопросу трудно переоценить. А при инертности, консерватизме, присущих системе образования, вряд ли можно надеяться на быстрые результаты.

Однако можно привести пример, когда решение законодателей, касающееся статуса школы, решение глубоко ошибочное, крайне вредное для школы, всей Россией, за исключением только Москвы, было реализовано очень быстро, почти мгновенно. Я имею в виду решение о фактическом разгосударствлении системы общего образования, передаче его под муниципальную ответственность. Более того, я уверен, что реакция на эти два решения — о предоставлении учреждениям образования статуса юридического лица, о передаче учреждений общего образования в ведение органов местного самоуправления – взаимообусловлена: в результате одни и те же руководители саботируют одно решение и мгновенно реализуют второе.
Под каждым из этих решений, как подводная часть айсберга, лежат имущественные интересы, связанные с собственностью системы образования, ее финансовыми ресурсами: кто будет распоряжаться собственностью и насколько бесконтрольно, кто и каким образом будет распределять финансовые ресурсы. Вот поистине «гамлетовский вопрос», на который сегодня некоторые руководители муниципалитетов во главе с исполнительным директором Союза российских городов г-жой Ворониной и при поддержке замминистра Министерства по делам Федерации г-на Воронина отвечают: мы, и только мы.

Что же такое юридический статус школы, почему реализация этой нормы Закона «Об образовании» вызывает сопротивление со стороны власть предержащих?
Что такое школа, если она – не юридическое лицо? Это организация, не имеющая зарегистрированного устава, права на самостоятельный расчетный счет, смету и собственный баланс. А это значит, что она не имеет прав владения ни на здание, ни на земельный участок, ни на имущество, ни на какие-либо финансовые ресурсы. Всем владеет муниципалитет.

Он может отобрать здание или иное имущество, может уменьшить объем финансирования. Защищать свои права школа, если она не юридическое лицо, не может нигде. Жаловаться в государственные органы бесполезно, т.к. школа отдана в ведение муниципалитета и органы государственной власти не вправе вмешиваться. Обратиться в суд школа также не может: если она не является юридическим лицом, никто от нее заявление в суд не примет, она никто – «поручик Киже»...
Остается только добавить, что если школа не юридическое лицо, то она не имеет права на образовательную деятельность, поскольку не имеет права ни на лицензию, ни тем более на государственную аккредитацию. Она не имеет права на самостоятельный наем сотрудников и вообще ни на какие договорные хозяйственные отношения. А сотрудники такой школы не имеют права на пенсию по выслуге лет и другие льготы, установленные для работников учреждений общего образования.

Япредвижу, как вы, уважаемый читатель, удивитесь и не поверите: как же такое беззаконие может столько времени существовать? Где прокуратура, налоговая полиция и все прочие, кто призван следить за соблюдением законодательства?
И потом, кто же тогда разрешает школе вести образовательную деятельность, нанимать персонал и т.д.,
и т.п.? Ответ ясен – муниципальная власть, потому что ее это устраивает. И даже более чем устраивает: преподавание в школе ведется, а все, что можно у нее отнять или не дать, отнимается и не дается. И чтобы, не дай Бог, в это дело не вмешалось государство, муниципальные чиновники до самозабвения защищают «самостийность» муниципалитетов в вопросах ведения учреждениями общего образования.
Закон, состояние образования, интересы учащихся, их родителей и персонала учреждений требуют немедленных мер по приданию учреждениям образования статуса юридического лица и полномочий самостоятельно хозяйствующего субъекта.
Именно с этой целью в органы управления образованием субъектов Российской Федерации Министерством образования РФ направлено письмо № 22-06-687 от 14.06.2000 г. «О государственной регистрации образовательных учреждений как юридических лиц».
Я не очень надеюсь на эффект от этого письма, поскольку:
– письмо адресовано в органы государственной власти субъектов Федерации, а школы находятся в ведении муниципальных органов власти, которые, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельны в этих вопросах;
– это повторное письмо министерства. Письмо аналогичного содержания было направлено в субъекты Федерации в 1998 г. Эффект практически нулевой.
Но отступать уже некуда. Учреждения образования, не имеющие статуса юридического лица,
с 1 января 2001 г. лишат своих педагогов права на пенсию по выслуге лет. Пенсионный фонд РФ согласился на эту отсрочку только под нажимом вице-премьера В.И. Матвиенко. В противном случае педагоги эту пенсию уже бы не получали.
Я уже не говорю о том, что они также лишатся права на лицензию на образовательную деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому главы администраций, когда поймут весь спектр последствий, наверное, все же примут необходимые меры. Но скорее всего эти меры ограничатся регистрацией устава учреждения с получением соответствующего свидетельства. Тем самым школы как бы приобретут статус юридического лица.
Вы спросите: а что же еще? А еще реализация школой полномочий самостоятельно хозяйствующего субъекта, без этого она не сможет воспользоваться правами юридического лица. А это подразумевает оформленное соответствующим образом право владения на землю, недвижимость и иное имущество, расчетный счет, смету, норматив или иные финансовые гарантии учредителя по объему финансирования. Только реализовав эти полномочия, школа становится дееспособной как юридическое лицо.

Чтобы понять, насколько это важно, можно воспользоваться таким примером. Рассмотрим экономические взаимоотношения взрослого человека и ребенка. Назовем это взрослой и детской экономикой.

Взрослая экономика – это когда у тебя есть зависящие от тебя источники дохода, ты планируешь свой бюджет и допустимые для тебя расходы, планируешь развитие своей доходной базы, вкладывая в это часть дохода.

Детская экономика – это когда ты не зарабатываешь, а выпрашиваешь
деньги на те или иные забавы, все необходимое тебе и так выделяют взрослые (по своему разумению). И ты понимаешь, что чем громче ты будешь просить и чем почтительнее ты будешь по отношению к взрослым, тем больше тебе дадут.
Вы, наверное, уже поняли, какое место занимает школа. Ее экономика детская, т.е. она полностью зависит от родительской любви и ласки. А практика показывает, что родители у нее часто такие, что их надо лишать родительских прав.
Школа не из прихоти, не из каприза, а по закону должна иметь гарантированное финансирование и механизм построения собственной экономической политики. Только в этом случае мы можем говорить о содержательном развитии школы, поскольку из ничего ничего не бывает. Тогда школа получает право голоса в гражданском обществе. В настоящее время она, как я уже сказал, фантом, «поручик Киже».

Сегодня, мне кажется, необходимо, чтобы все педагогическое сообщество попыталось наконец понять всю актуальность этого действия. Пока не решен вопрос со статусом школы, пока она полностью дискриминирована в правовом и экономическом отношении, смешно слушать рассуждения о реформировании или модернизации системы образования. Это все равно что покупать лыжи безногому.
Без решения базовых правовых аспектов смешно говорить о модернизации экономических механизмов. Сегодня более половины школ России находятся вне правового поля и все они, как Церковь, отделены от государства. И это на текущий момент главное, что нужно понять и исправить.

Рейтинг@Mail.ru