Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2000

Архив

Возрождение села начнется с возрождения школы, –
убеждены ученые и педагоги

В современной России растут контрасты между столицей и провинцией. Российская глубинка во многих отношениях не только не догоняет столицу, а движется в обратную сторону. Оживляются доиндустриальные, дорыночные, феодальные, первобытные отношения – натуральное хозяйство, ростовщичество, накопление сокровищ, меновая торговля, рабство. Похоже, что модернизация центров осуществляется ценой архаизации периферии.

Нарастает тенденция вырождения сельского населения, в частности в виде различных проявлений интеллектуальной недостаточности и прогрессирующего проникновения в сельскую среду наркотиков. По данным СМИ, в России есть целые селения, почти поголовно пораженные наркоманией.

Настроение российского крестьянства пессимистично: две трети его представителей предпочли бы вернуться в прежний, советский период, в то время как нынешнюю жизнь выбрал один из восьми. По оценкам сельских жителей, запаса человеческих возможностей хватит от силы на 2–3 года такой жизни.

 

Тывинский феномен

Республика Тыва – яркое воплощение понятия «глубинка»: расположена она за тысячи километров от центра. 17 районов республики – аграрные, большинство хозяйств, как и в целом по стране, убыточные. Тандынский район не исключение, и все-таки отличает его от всех остальных известная на всю республику Межегийская школа-комплекс, включающая ясли-сад, общеобразовательную школу, филиал СПТУ, учебно-консультационный пункт, интернат для детей-сирот всего района, летний лагерь для сирот и малообеспеченных. Силами местных специалистов проводится двухгодичная подготовка старшеклассников по социальной работе.

Сегодня Межегийская школа-комплекс стала не только образовательным, но и культурным, общественным, реабилитационным центром района, а также единственным работодателем в тяжелейших социальных условиях: закрыты Дом культуры, больница, совхоз давно пришел в упадок, кругом – повальная безработица и безденежье. А создавала это необычное учебное заведение и руководит им Монгуш Кара-Кыс Кожай-Осповна, кандидат педагогических наук и одна из соисполнителей комплексной программы РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики», которая рассчитана на 2000–2002 годы.

 

Три портрета на фоне эпохи

Первым этапом деятельности в рамках программы стали социально-педагогические исследования, посвященные комплексному анализу сельской школы России, проблемам ее экономического развития, а также жизненным ориентациям и профессиональным намерениям выпускников сельских школ. Опросы, в которых приняли участие более 800 руководителей сельских школ, а также 1613 учащихся из разных регионов, проводились в 1999–2000 годах.

По результатам исследований складывается картина жизни и деятельности сельской школы, педагогов, учащихся. Можно сказать, что это три портрета на фоне эпохи, которые мы и предлагаем вниманию читателя.

 

Сельские жители составляют сегодня 27% населения страны – 39,9 млн. человек.
По прогнозам Госкомстата России, к 2001 году сельское население уменьшится
до 39,6 млн. человек, при этом число лиц в возрасте до 15 лет сократится по сравнению с 1986 г. на 3,7%.
Уже сейчас уменьшение этой возрастной группы привело к сокращению выпуска в сельских общеобразовательных школах на 8,1%, а в отдельных регионах – до 19%.

 

Портрет школы

Вода, тепло и компьютеры

По данным опроса, две трети сельских школ расположены в зданиях, нуждающихся в ремонте или находящихся в аварийном состоянии, либо работают в помещениях, которые не приспособлены для занятий. Только треть сельских школ имеют все виды благоустройства.

Обеспеченность школ учебным оборудованием удовлетворяется в последние годы лишь на 3–5%. Это вынуждает удлинять срок эксплуатации устаревшего морально и технически оборудования в школах до 20 лет. Разница между обеспеченностью городских и сельских школ составляет 50–70%.

Техническое оснащение сельских школ представлено в основном аудио- и видеоаппаратурой – 69,9%, причем в половине случаев это только магнитофоны. Наличие в школе компьютеров отметили 22,6% опрошенных, однако никто не имеет выхода в Интерент, и только 0,6% респондентов указали на возможность работы с электронной почтой. Лишь 4,6% школ имеют копировальную технику, 0,2% – факс.

Общая оценка экономического положения сельской школы такова: средств катастрофически не хватает – 64,5%,

средств хватает только на зарплату учителям и на питание детей – 32,1% (см. табл. 1).

 

Кадры

Большинство обследованных школ (90,7%) – типичные общеобразовательные. 5,3% – учреждения типа «Школа – детский сад», 0,4% – УВК, 0,1% – гимназии, 1,8% – школы с группой продленного дня, 0,1% – школа-филиал ПТУ.

Только в 12,2% случаев (в каждой восьмой школе) введено углубленное изучение предметов.

Каково же кадровое обеспечение таких сфер школьной жизни, как здоровье учащихся, социальная защита, дополнительное образование, трудовая подготовка? В числе основных сотрудников школы имеются старшие вожатые (26,3%), воспитатели ГПД (23%); преподаватели ОБЖ работают в каждой четвертой школе, мастера производственного обучения – в каждой восьмой, социальные педагоги – в каждой 12-й, психологи – в каждой 14-й, медицинские работники – в каждой 20-й, педагоги дополнительного образования – в каждой 25-й.

На базе большинства школ (66,2%) организуется работа кружков, клубов, секций от учреждений дополнительного образования.

Наличие в районе групп компенсирующего обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отметили 2% опрошенных, для детей с нарушениями зрения – 1%, слуха – 0,8%.

Отсюда – стихийная интегративность сельской школы (возрастная, территориальная, предметная). Здесь обучаются вместе и здоровые дети, и имеющие отклонения в умственном и физическом развитии. А специфические социальные условия жизнедеятельности школы (слабо развитая инфраструктура, изолированность, отдаленность) и в то же время потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей – обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций.

По прогнозам ученых, педагог сельской школы должен быть не только полифункционалом-многопредметником, но и специалистом, способным работать с детьми разных возрастов – от начальной школы до старших классов. Подготовка учителей широкого профиля, способных работать с детьми разного возраста, ведется, например, в Шуйском государственном педагогическом университете.

 

Если в городе на 700 человек приходится три врача, то в сельской местности всего один. Заболеваемость туберкулезом в ряде областей и краев в 3,5 раза превышает общероссийскую. Смертность среди крестьянства вдвое превышает уровень рождаемость, в отдельных регионах – в 3–4 раза.

 

Портрет педагога

Учить или доить?

Большинство опрошенных оценивают условия их жизни и работы как неблагоприятные: 86,7% хозяйств, в которых расположены школы, находятся в затяжном социально-экономическом кризисе.

Директора и педагоги школ регулярно получали зарплату в 7%, а социальные льготы – в 1,2% случаев. Не удовлетворены своими жилищными условиями – 41,7% директоров, состоянием медицинского обслуживания – 77,7%, социально-бытового обслуживания – 84,4%, материальным положением своей семьи – 86,5%. Нуждаются в социальной защите 76,8% директоров.

Руководители школ и учителя вынуждены подрабатывать, причем в большинстве случаев – не по специальности. Нищета вынуждает учителей обзаводиться подсобным хозяйством, скотиной и продавать излишки продукции. У учителя не остается времени на нормальную подготовку к урокам. У него нет средств на покупку методической литературы, на посещение курсов повышения квалификации. Не будем забывать, что малооплачиваемый и униженный учитель не может скрыть своего истинного положения от учащихся. Это приводит к снижению его авторитета среди детей.

Удовлетворены своей работой в школе лишь половина опрошенных. 17,3% готовы сменить свою профессию на другую, материально более выгодную.

Смотрят в будущее с чувством надежды и оптимизма – 34,4%, с тревогой и неуверенностью – 42,3%, со страхом и отчаянием – 5,2%.

В окружающей жизни больше всего беспокоят нестабильность (80,3%), материальные проблемы – 59%, незащищенность – 55%. Далее следуют: преступность, равнодушие и жестокость, безработица, экология, войны и национальные конфликты, наркомания.

 

Портрет сельской молодежи

Поколение надежд и потерь

«Любовь, комсомол и весна» – такова была жизненная формула молодежи поколения застоя.

А какими видят себя представители нынешней сельской молодежи?

Более 70% опрошенных характеризуют такие настроения, как неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, пессимизм. И хотя более половины называют себя поколением надежд, 44,2% считают себя представителями потерянного, равнодушного, циничного и скептического поколения. Среди прочих характеристик встречаются: неуверенное, запутанное, хамское, без идеалов, «пофигичное», ищущее, опоздавшее. Ни один из анкетируемых не отнес себя к поколению романтиков, что было характерно для 60-х.

Главными из проблем, по мнению респондентов, являются: получение образования, распространение наркотиков, трудоустройство.

Следует ли из этого, что формула нового поколения сельской молодежи состоит из трех слагаемых – образование, наркотики и безработица? Да и только ли сельской, если, по данным статистики, два миллиона молодых людей в России после школы не могту ни поступить в вуз, ни устроиться на работу.

Большинство опрошенных (44%) допускают, что могут стать безработными.

 

Город или село?

Хотели бы жить и работать после окончания учебного заведения: в городе – 56%, в селе – около 16%. Но если была бы реальной возможность трудоустройства, то более 20% выпускников связали бы свою судьбу с селом. О жизни в дальнем зарубежье мечтают 6%, в ближнем – 2,1%, не определились в своих планах на будущее – 16,7%. Среди прочих ответов встречаются и такие, как «бомжевать» или «работать в городе, а жить в селе». При этом определенность жизненных планов молодых людей тем выше, чем выше уровень образования родителей. Кстати, на выбор своих детей в немалой степени (40,3% от всех других факторов) оказывает влияние семья. 32,3% родителей вообще не связывают будущее своих детей с сельскохозяйственным трудом, а в 8,7% школ полностью отсутствует трудовая подготовка по сельскохозяйственному профилю. Сельскохозяйственные профессии (агроном, зоотехник, доярка, механизатор) имеют у молодежи рейтинг от 0,1 до 0,9%.

Общий вывод ученых звучит как приговор: с миграцией молодежи село не просто теряет перспективу. Страна теряет село со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В числе наиболее привлекательных профессий три первых места заняли юрист, врач, экономист. На четвертом месте, что весьма обнадеживает, – профессия учителя.

В выборе профессии сельские подростки руководствуются вполне городскими факторами: престиж, высокая оплата и только на шестом месте – возможность приносить пользу людям. В целом подростки имеют слабое представление о тех или иных специальностях: 23,6% анкетируемых указали на то, что профориентационная работа в их школе не проводилась.

 

От трудов праведных...

В системе жизненных ценностей преобладают: создать счастливую семью, иметь детей (65%), быть настоящим специалистом (46%), иметь интересную и любимую работу (49%). В то же время более 60% выпускников заявляют, что с помощью честного труда добиться высокого уровня жизни невозможно. При этом 10,8% убеждены, что любой способ достижения успеха хорош, а 44% намерены много учиться, повышать свой уровень образования. Из 1613 анкетируемых абсолютное большинство – 80,9% – намерены продолжить обучение, из них 45,5% – в вузах, 29,6% – в техникумах и колледжах. Но только 22,2% респондентов верят в свой успех, каждый десятый считает, что у него нет никаких шансов, а более половины вообще затруднились ответить. Несмотря на высокую заинтересованность детей, их родителей и педагогов в поступлении в вузы, углубленное изучение ведется только в 12,2% школ. Как правило, это крупные сельские школы, расположенные в центральных усадьбах, пригородах или райцентре. В этом контексте меры, предпринимаемые Минобразования (см. «УШ» № 20/2000) – такие, как целевой прием выпускников сельских школ, а также бесплатные подготовительные отделения при вузах, – очень своевременны и актуальны.

 

Перспективы

На вопрос «Если вы не поступите учиться, то что будете делать?» более 80% ответили, что используют это время для подготовки, подрабатывая на стороне или работая в собственном подсобном хозйстве. Среди прочих вариантов есть, например, такие: «буду учиться платно», «пойду служить в армию», «заведу свое дело». Одна девушка написала: «совершу суицид». Кто знает, в шутку или всерьез?..

А какой видится сельская молодежь представителям старшего поколения – руководителям школ?

Большинство из них считают, что их воспитанники плохо подготовлены к жизни. На отсутствие трудолюбия указывают 61%, чувства долга – 55,5%, отметили аполитичность – 65%, эгоизм – 46,3%.

58% педагогов опасаются, что из их воспитанников получатся плохие отцы и матери, хотя остальные придерживаются противоположного мнения.

43,2% опрошенных считают новое поколение миролюбивым, остальные – агрессивным.

Интересно, что среди направлений воспитательной и общественной работы в школах преобладают патриотическое, историко-краеведческое, экологическое, спортивное. 5,6% приходится на долю трудовой деятельности, 9,4% – на милосердие.

Будет ли новое поколение счастливее нас? На этот вопрос 66,4% педагогов ответили отрицательно.

 

Развиваться или выживать?

Итак, подведем предварительные итоги.

Современная сельская школа глазами директорского корпуса и учащихся выглядит так: устаревшая материально-техническая база, хронические задержки с выплатой заработной платы и социальных льгот, нехватка и старение кадров, дефицит методической литературы, неконкурентоспособность сельских абитуриентов, трудноразрешимые проблемы с питанием и подвозом учащихся, большая учебная нагрузка сельского учителя.

Как в целом оценивают систему образования на селе руководители сельских школ? Треть из них считает, что сельская школа пребывает в упадке или на грани краха. Однако, по мнению половины директоров, сельская школа находится либо в ситуации поиска новых форм, либо успешно развивается.

Об экономических стратегиях развития сельской школы и о готовности самих директоров реализовать на практике те или иные модели, мы расскажем в следующих номерах газеты.

 

В сельской местности России действует 70,4% от всех общеобразовательных школ страны, в которых обучается 28,8% детей, работает 41% от общего числа педагогических кадров. В 1998/99 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом число общеобразовательных учебных заведений сократилось на 407, начальных школ – на 427, основных – на 146, а средних (полных) увеличилось на 168.

Каждая четвертая сельская основная школа работает с числом обучающихся менее 40 человек. 57,6% от общего числа основных школ на селе имели наполняемость 41–100 учащихся. На начало 1998 г. только 37% детей из сельской местности охвачено дошкольным образованием.

 

Ольга Дашковская
Автор благодарит за предоставленную информацию члена-корреспондента РАО В. Бочарову и кандидата пед. наук М. Гурьянову.

Рейтинг@Mail.ru